Инвестиции улучшают положение обеих сторон (экспортирующих и импортирующих стран). В этом отношении иностранные инвестиции не отличаются от международной торговли. В случае ведения торговли правительства обеих торгующих сторон могут пожелать взимать налог с доходов от этой торговли. В случае иностранных инвестиций происходит то же самое.
Взаимные претензии на право налогообложения, именуемые тогда в юридическом смысле двойным налогообложением, могут создавать проблемы координации.
Международно-правовыми документами, регулирующими международные инвестиционные отношения, являются следующие многосторонние договоры и конвенции: Вашингтонская конвенция 1965 г. «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами», Сеульская конвенция 1985 г. «Об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций», Кодекс либерализации движения капиталов ОЭСР от 1961 г., разработанный в ОЭСР проект Многостороннего соглашения по инвестициям (МСИ) от 1995 г., Руководящие принципы по регулированию иностранных инвестиций МБРР от 1992 г.
|
|
Важную роль в правовом регулировании международных инвестиционных отношений сыграли принятые в рамках ВТО документы: Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМС) от 15 апреля 1994 г., Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС).
Кроме международных документов как универсального, так и регионального характера в международно-правовом регулировании инвестиционных отношений важную роль играют двусторонние договоры. Наряду с договорами о защите и поощрении иностранных инвестиций, имеющих самое непосредственное отношение к регулированию иностранных инвестиций, очень важную роль играют соглашения об устранении двойного налогообложения доходов и имущества. Когда происходит реальное инвестирование из одной страны в другую страну, то, чтобы избежать двойного налогообложения иностранных инвесторов, подписываются двусторонние договоры об устранении налогообложения. То есть сами иностранные инвесторы становятся инициаторами подписания такого договора между принимающей страной и своей страной.
Изучение международного налогообложения - это изучение координации налоговых прав суверенных государств.
Двойное налогообложение увеличивает издержки налогоплательщиков, что заставляет инвесторов сдерживать деловую активность. Это, в свою очередь, неблагоприятно воздействует на экспорт капитала и инвестиционные отношения. Поэтому проблему устранения или минимизации двойного налогообложения и его последствий пытается решить каждое государство, намеревающееся участвовать в международных инвестиционных процессах. Заключение двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения является одним из необходимых правовых инструментов решения данной проблемы.
Основная цель заключения таких договоров - урегулирование прав налогоплательщиков двух государств и решение проблемы налоговых поступлений в доход каждого из договаривающихся государств. В вопросах регулирования налогообложения инвестиционной деятельности указанные договоры призваны решать следующие проблемы взаимоотношений государств:
|
|
- установление порядка раздела поступлений от налогообложения в доход государства - экспортера и государства - импортера инвестиций;
- закрепление способов, методов или систем мер, необходимых для осуществления должной правовой защиты государства, принимающего инвестиции;
- регламентация методов, направленных на привлечение и поощрение поступлений иностранных инвестиций.
Кроме того, подписание этих договоров способствует международному инвестированию путем уменьшения налоговых барьеров, препятствующих свободному международному обмену товарами и услугами. Облегчение налогового бремени стимулирует инвестирование. При этом каждое государство, вовлеченное в международное инвестирование, с точки зрения налогообложения выступает в двух качествах. В одних ситуациях государство утверждает свое право на налогообложение, как страна места пребывания налогоплательщика, т. е. уплаты налога в государстве, где постоянно находится налогоплательщик. В других же ситуациях государство отстаивает право на налоговую юрисдикцию как государства источника дохода, получаемого компанией (или нерезидентом), т. е. уплаты налога в государстве, где был получен доход от предпринимательской деятельности. Иногда такие соглашения предусматривают возможность уплаты налога в обоих государствах, но при этом государству, являющемуся местом пребывания налогоплательщика, предписывается предоставить последнему надлежащие средства правовой защиты от последствий двойного налогообложения. Налоговые системы США и некоторых стран в вопросах налогообложения исходят из первой ситуации, где гражданство физического лица и место регистрации юридического лица играют важную роль. Налоговые системы некоторых стран Южной Америки, а также ЮАР и Китая традиционно придерживаются второго варианта.
В настоящее время соглашения об избежании двойного налогообложения имеют широкое распространение в отношениях между различными государствами. Число таких договоров возросло на протяжении последнего десятилетия. На сегодняшний день подписано около 3000 таких международных договоров между государствами. Россия является участницей около 70 соглашений об избежании двойного налогообложения.
Вопросы для самопроверки:
1. Какие налоги уплачиваются в сфере международных банковских отношений?
2. Каковы особенности обложения доходов в сфере международных банковских отношений?
3. Каков зарубежный опыт в налогообложении банковских операций?
4. Какие налоги уплачиваются в сфере международных страховых отношений?
5. Каковы особенности обложения доходов в сфере международных страховых отношений?
6. Каков зарубежный опыт в налогообложении страховых операций?
7. Какие налоги уплачиваются в сфере международных инвестиционных отношений?
8. Каковы особенности обложения доходов в сфере инвестиционных отношений?