Лекция 1.Предмет философии. Специфика философского знания

Образовательный консорциум

«Среднерусский университет»

_____________________________________________________________

ФИЛОСОФИЯ

КУРС ЛЕКЦИЙ

Шульман М.Г.

РАЗДЕЛ І.

Что есть философия?

Лекция 1.Предмет философии. Специфика философского знания

Что такое философия и чем она ценна? Это является предметом многочисленных споров. От философии ждут каких-то необыкновенных разъяснений или же равнодушно игнорируют ее как беспредметное мышление. Перед ней робеют, как перед выдающимся достижением каких-то совершенно уникальных людей, или презирают, как бесполезные раздумья мечтателей. Ее считают чем-то таким, что касается каждого и поэтому в основе своей должно быть простым и понятным, или чем-то столь трудным, что заниматься ею представляется совершенно безнадежным делом. Таким образом, то, что выступает под именем философии, становится поводом для самых противоположных суждений.

Для человека, который верит в науку, наихудшим является то, что у философии нет общепринятых результатов, нет того, что можно было бы знать со всей определенностью, и чем можно было бы владеть. В то время как науки, бесспорно, достигли в своих областях достоверного и общепризнанного знания, философия не добилась этого, несмотря на тысячелетние усилия. Нельзя отрицать: в философии не бывает того единодушия, которое устанавливается по поводу всего окончательно познанного. То, что признает каждый, опираясь на не терпящие возражений основания, и что становится научным знанием, не является более философией, но относится к отдельной области познаваемого.

В отличие от наук для философского мышления не характерен прогресс. Мы, определенно, существенно продвинулись по сравнению с древнегреческим врачом Гиппократом. Но едва ли мы можем сказать, что продвинулись дальше Платона. Только в материале научного познания, которым он пользовался, мы находимся дальше. В самом же философствовании мы, возможно, еще вряд ли достигли его.

В то время как научные исследования ведутся по отдельным предметам, знать о которых каждому совершенно не обязательно, философия имеет дело с бытием в целом, которое имеет отношение к человеку как человеку, а также с истиной, которая там, где она вспыхивает, захватывает глубже, чем любое научное познание.

Хотя разработанная философия и связана с науками — она предполагает науки в том состоянии развития, которого они достигли в определенную эпоху, — однако свой смысл получает из другого источника. До всякой науки она появляется там, где пробуждается человек.

Такая философия без науки предстает перед нами в нескольких примечательных проявлениях.

Первое: почти каждый считает себя способным обсуждать философские вопросы. В то время как в сфере наук признают, что условием их понимания являются обучение, подготовка, метод, по отношению к философии претендуют на то, чтобы приобщаться к ней безо всяких условий, полагая, что каждый в состоянии принять участие в обсуждении философских проблем. Собственное бытие человека, собственная судьба и собственный опыт считаются для этого достаточным основанием.

Следует признать, что философия должна быть доступна для каждого человека. Самые обстоятельные пути философий, которыми идут философы-профессионалы, обретают свой смысл все-таки только тогда, когда они выходят к человеческому бытию, которое находит свое определение в процессе обретения уверенности относительно бытия и своего места в нем.

Второе: философское мышление каждый раз должно начинаться с самого начала. Каждый человек должен осуществлять его самостоятельно.

Удивительным знаком того, что человек как таковой изначально философствует, являются вопросы детей. Часто из детских уст можно услышать то, что по своему смыслу уходит непосредственно в глубь философствования. Вот некоторые примеры:

Ребенок удивляется: "Я всегда пытаюсь подумать, что я — кто-то другой, однако же всегда снова оказывается, что я есть я". Этот мальчик затрагивает исток всякой уверенности, сознание бытия в самосознании. Он поражается загадке бытия Я, тому, что не может быть постигнуто ни из чего другого. Он вопрошающе стоит перед этой границей.

Другой ребенок слушает историю сотворения мира: "Вначале сотворил Бог небо и землю..." и тотчас спрашивает: "Что же было до начала?" Этот мальчик постиг, что можно спрашивать до бесконечности, что разум не может остановиться, в том смысле что для него не может быть никакого окончательного ответа.

Если бы кто-то собирал подобные примеры, то смог бы составить богатую энциклопедию детской философии. Возражение, что дети слышали это прежде от родителей или кого-то другого, не должно, по всей видимости, приниматься всерьез. Возражение, что эти дети все-таки не философствуют дальше и что, следовательно, подобные высказывания могли быть случайными, упускает из виду следующий факт: дети зачастую обладают гениальностью, которая с возрастом утрачивается. С годами, теряя детскую непосредственность, мы как бы входим в тюрьму соглашений и мнений, скрываемся под различного рода прикрытиями, оказываемся в плену у того, о чем не решаемся спросить.

Третье: поскольку философия для человека необходима, она каждый раз присутствует в общественном мнении, в передаваемых из поколения в поколение пословицах, в общеупотребительных философских оборотах речи, в господствующих убеждениях, а также в языке просвещения, политических кредо, но прежде всего и с самого начала истории — в мифе. От философии невозможно уйти. Вопрос лишь в том, осознается она или нет, будет ли она хорошей или плохой, запутанной или ясной. Тот, кто отвергает философию, сам практикует ее, не отдавая себе в этом отчета.

Чтобы узнать, что такое философия, надо пытаться философствовать. В таком случае философия — это одновременно исполнение живого мышления и осознание соответствующих мыслей (рефлексия) или действие и разговор о нем. Только исходя из собственного опыта, и возможно понять, что же встречается нам в мире в качестве философии. Можно сказать, что философия — это все единосущее, «схваченное в мыслях»; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Человек изначально обладал любознательностью. Само желание понять суть загадочного, неведомого, являло собой склонность к зачаточному философскому размышлению, пусть даже пока на житейском уровне: ведь и на этом уровне люди нередко склонны пофилософствовать.

Человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире. Для него бесконечно важнее любой специальной научной теории решение вопросов о том, что же такое наш мир, какова его основа, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеют ли какую-либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла, и т.д. Словом, человек спрашивает и не может не спрашивать не только как, но что, почему и зачем. На эти последние вопросы у науки нет ответа, точнее, она их и не ставит, и не может разрешить. Разрешение их лежит в области философского мышления.

Каждая наука — это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении — это сумма обрывков. Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний (это была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот «интеграл», строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.п.

Термин «философия» греческого происхождения. Он состоит из двух слов: «филео» - люблю и «софия» - мудрость, т.е. дословно «любовь к мудрости». Подобное определение искажает смысл понятия, т.к. мудрость предполагает определенный жизненный опыт, который не всегда способствует занятиям философией. И напротив, гениальные философские прозрения порой выпадали на долю молодых людей, не обладавших достаточным жизненным опытом. Философия – древнейшая форма человеческого знания, возникшая приблизительно в VII – VI вв. д.н.э. в разных частях света (Индии, Китае, Древней Греции), ставшая устойчивой формой общественного сознания на все последующее время. К. Ясперс назвал духовный процесс, происходивший где-то между 800 и 200 годами до Р.Х. «осевым временем». По его мнению, именно тогда возник человек, который продолжает жить до сих пор. В это время в Китае жили Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии, мыслили Мо-цзы, Чжуан-цзы и многие другие; в Индии появились Упанишады, жил Будда, как и в Китае, получили свое развитие самые разнообразные философские воззрения, вплоть до скептицизма и материализма, софистики и нигилизма; в Иране Зороастр развернул в своем учении такую картину мира, которая имеет характер требования по отношению к человеку, — картину борьбы между Добром и Злом; в Палестине появились пророки — от Элии, Исайи и Иеремии до Исайи-толкователя; Греция увидела Гомера, философов — Парменида, Гераклита, Платона, трагиков — Фукидида и Архимеда. Все, на что указывают данные имена, появилось в эти несколько столетий, причем никто из отмеченных фигур ничего друг о друге не знал. Новым моментом, характеризующим это время, является то, что повсюду человек начинает осознавать бытие в целом, себя самого и свои границы.

Лекция 2. Структура и функции философии

Философия имеет свою структуру, включающую: 1) учение об общих принципах бытия мироздания - онтологию; 2) теорию познания – гносеологию или эпистемологию; 3) учение о ценностях – аксиологию; 4) учение о человеке и его бытии в мире - философскую антропологию; 5) учение о методах познания – методологию; 6) учение о сущности и развитии человеческого общества - социальную философию и философию истории; 7) учение о нравственности – этику; 8) о прекрасном – эстетику; 9) философию культуры и т.д. На сегодняшний день появились множество новых разделов – философия природы, философия техники, философия науки, - призванные осмыслить актуальные проблемы современности. Разумеется, это деление носит в известной мере условный характер: все эти разделы образуют некое едино-цельное образование, в котором все составляющие, тесно переплетаются друг с другом.

Рассмотрение структуры философии позволяет выделить ее основные функции: 1) Мировоззренческая функция проявляется в том, что философия служит теоретической основой развитого мировоззрения, способного сформировать целостное представление о мире, о его сущности, о законах его развития; 2) Гносеологическая функция предполагает, что философия должна помочь в определении путей познания мира и ответить на вопросы: познаваем ли мир, способно ли наше сознание адекватно отражать действительность, что такое истина, относительна она или абсолютна и т.д.; 3) Методологическая функция. Философия занимается разработкой общих методов познания, которые затем используются другими науками. Кроме того, в основе любого научного исследования лежит определенная методология, включающая в себя конкретные философские взгляды автора и совокупность методов; 4) Аксиологическая функция приобретает огромное значение, когда речь идет о философском осмыслении человека. Формирование системы субъектных ценностей (т.е. особо значимых для человека предметов и явлений окружающего мира), распределение их в иерархическом порядке, - позволяет наметить правильные жизненные ориентиры и установки, выработать нормы и принципы поведения людей в конкретных ситуациях; 5) Критическая функция. Философия всегда выступает против всякого рода догматизма (религиозного или научного), пытаясь непредвзято осмыслить действительность, т.к. человеческое мышление порой склонно идти по проторенному пути стереотипов, подвержено заблуждениям, ошибкам, влиянию общественного мнения или СМИ. Эти предрассудки, мешающие процессу познания, выдающийся философ к. XVI – н. XVII вв. Ф. Бэкон называл «идолами» или «призраками», предлагая рекомендации по их устранению. Особенное значение критическая функция приобретает во время смены научной парадигмы или возникновения нового мировоззрения, когда так или иначе отвергаются и дискредитируются привычные истины; 6) Прогностическая функция предполагает, что, рассматривая мир как целое и раскрывая его закономерности, философия способна давать прогнозы на будущее. До недавнего времени эти прогнозы, как правило, осуществлялись путем простой экстраполяции (с некоторыми коррективами) сегодняшней ситуации на завтрашний день, - следовательно, процент ошибок был достаточно высок. В последней четверти прошлого века возникает новое научное направление – «синергетика», позволяющее давать более точные варианты прогнозов на будущее; 7) Гуманистическая функция философии также проявляется очень ярко, реализуется она в предельно внимательном отношении к человеку. Хорошая философия насквозь проникнута любовью к людям, человеческому достоинству. В этой связи показательно, что философия не ограничивает себя научным подходом, а наряду с ним культивирует эстетический и этический подходы; 8) Практическая функция философии состоит, прежде всего, в ее моральности, заботе о благе людей.

Для чего нужна философия? Послушаем голоса великих. Сократ и Платон считали, что под воздействием философии человек "становится подлинно совершенным". Англичанин Гоббс полагал, что недостаток философии причиняет много страданий. Немецкий мыслитель Хайдеггер характеризовал философию как "последнее выговаривание и последний спор человека". Наш соотечественник В.С.Соловьев видел назначение философии в стремлении "к духовной целостности человеческого существования".

Назначение философии — поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире. Назначение философии состоит, в конечном счете, в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Изучение философии — дело благородное хотя бы уже потому, что с нею намного труднее стать "обезьяной цивилизации", чем без нее.

· Философия — это поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия.

· Философия — это обостренно совестливое отношение человека к окружающему миру.

· Философия научна, эстетична, моральна.

· Назначение философии — возвышение человека, обеспечение универсальных условий его совершенствования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: