Задания для подготовки к практическому занятию. 1. Сопоставить и прокомментировать термины языкознание, языковедение, лингвистика

1. Сопоставить и прокомментировать термины языкознание, языковедение, лингвистика.

2. Раскрыть понятие язык вообще и конкретный язык.

3. Раскрыть и обосновать связь языкознания с другими науками.

4. Назвать и прокомментировать основные проблемы общего языкознания.

Практическое занятие 2

(дискуссия, работа в малых группах, метод проектов, практика публичного выступления)

Тема 2: Проблема сущности языка в исторической перспективе (2часа)

План занятия

1. Вопрос о сущности языка в трудах философов.

2. Вопрос о сущности языка в классическом языкознании.

3. Вопрос о сущности языка в лингвистике XX века.

4. Вопрос о сущности языка в новейших лингвистических исследованиях (рубежа XX – XXI вв.).

Задания для подготовки к практическому занятию

1. Изучить и систематизировать определения языка разных лингвистических школ и направлений.

2. Предложить дефиницию языка, отвечающую современному уровню развития языкознания.

3. Рассмотреть проблему происхождения языка в историческом аспекте и с точки зрения современной науки.

Проекты, презентации, рефераты (групповые и индивидуальные)

1) Проблема происхождения языка как одна из основных проблем языкознания.

2) Три фундаментальных вопроса глоттогенеза:

· когда возникла человеческая речь?

· как это произошло?

· какой была речь на первом её этапе?

3) Теория звукоподражания

4) Теория междометий

5) Теория трудовых выкриков

6) Теория «социального договора»

7) Материалистическая теория Ф. Энгельса

8) Теория биологической обусловленности языка

9) Пантомима – начало языка?

10) Проблема происхождения языка в цитатах.

Практическое занятие 3

(беседа, работа в малых группах, ролевая игра, практика публичного выступления)

Тема 3: Язык в семиотическом аспекте (2 часа)

План занятия

1. Определение знака, основные свойства знака.

2. Особенности языкового знака.

3. Вопрос о знаковой природе языка в истории языкознания.

4. Ф. де Соссюр о проблеме языкового знака.

5. Семиотические принципы исследования языка (ролевая игра – кодирование и декодирование языковой информации).

Задания для подготовки к практическому занятию

1. Изучить и систематизировать определения знака, основных свойств знака.

2. Подобрать иллюстративные примеры знаковой природы языка.

Проекты, презентации, рефераты

1. Семиотика как наука о знаковых системах.

2. Представление одной из знаковых систем: азбука Морзе, морская флажковая азбука, какая-либо графическая система и т.д. (по выбору, в форме игры ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: