Современная экономика состоит из трех секторов. Первый —государственный — включает все виды предприятий и организаций,
основанных на государственной форме собственности. Второй —
коммерческий. Он охватывает негосударственные коммерческие
фирмы, действующие на основе рыночных законов. И наконец?-'1'
третий сектор — некоммерческий, объединяющий совокупность
негосударственных некоммерческих организаций.
Третий сектор часто называют негосударственным, неправительственным, независимым, некоммерческим, неприбыльным, благотворительным, добровольческим, сектором добровольной активности.
Третий сектор интенсивно развивался в послевоенный период в развитых странах, что непосредственно связано со становлением* гражданского Общества, и до недавнего времени рассматривался, как необходимая, но экономически маловыгодная часть современного общества. Однако в последнее время он все чаще воспринимается как фактор стабильного и устойчивого развития. Динамика роста третьего сектора в РФ представлена в табл. 4
|
|
В условиях существования и провалов рынка и изъянов государства производство и потребление общественных и смешанно- ; общественных благ не может быть ни полностью отдано на откуй; рынку, ни полностью изолировано от него.
Производство и реализация благ и услуг коллективного пользования обеспечиваются государственным, рыночным и некоммерческим секторами экономики, однако у каждого сектора своя
«рыночная» ниша. Задача государства — обеспечить гарантии пот
ребления общественных благ — как правило, на минимальном
уровне:
Реальный же спрос на общественные услуги весьма дифференцирован по вертикали, поэтому рынок возьмет на себя верхнюю часть максимального платежеспособного спроса, а некоммерческий сектор — производство благ и услуг сверх минимальных государственных гарантий. При этом механизмы реализации поставленных задач существенно разнятся.
В то время как государство пытается обеспечить всеобщность
охвата и равнодоступность общественных услуг за счет расширения общегосударственных программ, что часто противоречит
эффективному перераспределению государственных финансовых
ресурсов в условиях их постоянного дефицита и ведет к усилению
нагрузки на бюджет и на налогоплательщиков, некоммерческий
сектор берется за обеспечение потребностей, находящихся за рамками массового однородного спроса, путем обеспечения дифференцированности доступа к общественным благам, адресности при их предоставлении.
В условиях ориентации рынка на платежеспособный спрос в
ущерб всеобщности охвата, которой добивается государство часто
путем весьма расточительных усилий, вызревает противоречие
между разнонаправленностью их усилий. Идет поиск сбалансированной, оптимальной и по экономическим, и по социальным критериям эффективности.
|
|
Это объективное противоречие частично может быть разрешено в новом социально-экономическом механизме, действующем в некоммерческом секторе и получившем название механизма некоммерческого хозяйствования.
Его особенности состоят в следующем:
• ориентации деятельности не на прибыль;
• не в отрицании прибыли как таковой, а использовании ее как
средства для достижения провозглашаемых целей;
• сочетании экономической эффективности рыночного хозяйствования с социальной эффективностью деятельности государства;
• функционировании в рамках некоммерческого сектора.
Некоммерческий сектор имеет особый механизм хозяйствования, сочетающий экономическую эффективность рынка и социальную эффективность государства:
• отказ от максимализации прибыли в обмен на поддержку обществом либо местным сообществом целей деятельности;
• прибыль становится не целью, а средством достижения общественно значимых задач;
• формирование ресурсов на принципах совместного финансового участия заинтересованных сторон;
• конкурентные начала в распределении ресурсов (грантов;
проектов и т.д.).
Преимущества механизма некоммерческого хозяйствования,
обусловленные его конституирующими, признаками, позволяют некоммерческому сектору во многих случаях преодолевать и провалы рынка, и изъяны государства эффективнее, чем каждый из
секторов в отдельности.
Независимый характер деятельности третьего сектора на Западе позволяет ему иметь высокую степень авторитетности и у бизнеса и у населения. Некоммерческий сектор может преодолевать такие изъяны государства, как неспособность полностью контролировать последствия принимаемых решений, реакцию аппарата на свой действия, ограниченность - контроля над ним. Независимый мониторинг общественного мнения, осуществляемый некоммерческими организациями, с одной стороны, зачастую выполняет роль постоянного «взбадривания» чиновников, с другой — способствует развитию групповой и гражданской активности.
Механизм некоммерческого хозяйствования обладает целым рядом преимуществ, которые позволяют третьему сектору более эффективно, чем государству, исправлять провалы рынка и осуществлять производство и доставку потребителю общественных благ. К этим преимуществам можно отнести:
1. Децентрализацию управления. Речь идет о реализации потребности в самоуправляемом механизме, способном обеспечить разумный баланс между обязательствами государства, гражданской и личной ответственностью. Некоммерческие организации могут более эффективно выполнять программы, для которых нужна широкая поддержка населения.
2. Смешанное финансирование. В рамках некоммерческого сектора
существует реальная возможность децентрализованного привлечения различных финансовых потоков, как бюджетных, так и внебюджетных, и, аккумулирования распыленных финансовых ресурсов,
которые иначе не были бы задействованы. Помимо чисто финансовых источников некоммерческий сектор реализует возможность
привлечения дополнительных ресурсов: путем широкого использования добровольного неоплаченного, труда (волонтерства).
3. Относительная независимость, определенная устойчивость.
Множественность источников финансирования обеспечивает, как
правило, определенную независимость организации и ее устойчивость в условиях резких конъюнктурных колебаний.
4. Адресность при предоставлении услуг коллективного пользования ввиду максимальной близости к потребителям.
|
|
5. Вневедомственный подход, т.е. меньшая зависимость от политических факторов, давления бизнеса. Услуги в рамках некоммерческого сектора менее стандартизированы, более разнообразны, чем в государственном секторе. Здесь отсутствуют жесткая регламентация и опасность чрезмерной бюрократизации.
6.Гибкость механизма хозяйствования:
а) организации некоммерческого сектора могут относительно
легко создаваться и расформировываться, образуясь непосредственно для реализации конкретных целей;
б) они имеют возможности для развития новых путей, способов
решения проблем, могут быстро принимать решения и оперативно
откликаться на любые потребности, поскольку имеют более низкие
трансакционные издержки;
в) они могут изменять характер обслуживания в соответствии индивидуальными требованиями, что обеспечивает значительна степень диверсификации услуг.
Высокая гибкость механизма некоммерческого хозяйствования, возможность заполнения даже самых незначительных по масштабам ниш потребительского спроса, т.е. возможность удовлетворения глубоко структурированных потребностей при отсутствии ориентации на прибыль и относительно минимальных издержках чего не дает ни рынок, ни государство, делают некоммерческую деятельность весьма привлекательной для общества.
Некоммерческих организаций, провозглашающих своей целью достижение общественно полезных целей великое множество.;
Исходя из критерия конкретизации этих целей можно классифицировать три группы некоммерческих организаций. Первая
это некоммерческие организации, ставящие своей целью усовершенствование всего общества с помощью политических методов;
изменение государственной политики, защиту интересов конкретных трупп. Речь идет о политических партиях, движения (женские ассоциации, молодежные образования, потребительски» общества).
Вторая группа — так называемые клубные структуры, организации, которые реализуют интересы учредителей и их членов, — любители пива, этнографии, спорта и т.д. К ним относятся и ассоциации
промышленников и предпринимателейугторгово-промышленные
палаты, биржи. Речь идет об объединении групп лиц со схожим социальным статусом, интересами, вкусами, образом жизни и обслуживании неоднородного, территориально расчлененного спроса,
ограниченного только платежеспособностью.
|
|
Третья группа — самая крупная по масштабам. Здесь цели —
в обслуживании интересов внешних потребителей, которые, как
правило, максимально совпадают с целями государства сделать'
блага коллективного пользования равнодоступными при максимальной адресности. Существенной частью данной группы НКО
являются благотворительные и другие организации с четко выраженными социальными, социально-культурными целями, направленными на реализацию общественных интересов.
Целый ряд некоммерческих организаций довольно сложно четко отнести к одной из выделенных категорий, поскольку они могут совмещать, комбинировать различные виды деятельности.
Для анализа финансов некоммерческого сектора необходима классификация структур некоммерческого сектора, которая исходит из анализа их источников финансирования и подразделяет организации третьего сектора на три основных типа первый тип — учреждение, которое создается собственником для осуществления социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируется преимущественно им; второй тип — общественные, религиозные организации, добровольные объединения, ассоциации (союзы) организуются на основе членства и финансируются преимущественно за счет взносов участников; третий тип — фонды, не имеющие статуса некоммерческих организаций, учреждаются гражданскими и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов для достижения общественно полезных целей.
При этом следует иметь в виду, что не только в обществе в целом, но, что важнее, в рамках социально значимых отраслей (здравоохранение, образование, культура, наука и др.) мирно сосуществуют, взаимно дополняя друг друга, не только различные группы некоммерческих организаций, но и организационные структуры всех трех секторов. Так, например, в США большинство детей учатся в государственных школах, большинство студентов — в государственных вузах, притом, что существует широкая прослойка частных коммерческих и множество некоммерческих образовательных учреждений. В то же время в здравоохранении наибольший объем больничных услуг оказывается в некоммерческих стационарах, дополняемых деятельностью коммерческих больниц. Однако лечение наиболее социально значимых для общества заболеваний (психические, туберкулез и т.д.) осуществляется преимущественно в государственных больницах.
2. ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕСУРСОВ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА
Формирование финансов некоммерческого сектора в современной России обусловлено, с одной стороны, общемировыми тенденциями развития, а с другой стороны, специфическими условиями России.
Если провести классификацию финансовых потоков в зависимости от каналов их поступления, то все финансовые источники деятельности некоммерческих организаций можно разделить на три большие группы:
1) бюджетные средства;
2)собственная коммерческая деятельность (заработанные поступления): выручка от реализации товаров, работ и услуг; дивиденды
(доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим цент
бумагам и вкладам; доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; другие не запрещенные законом поступления;
3)пожертвования коммерческих структур и частных лиц.
Соотношение финансовых потоков варьируется для различных стран. Так, по данным для семи стран (США, Англия, Франция, Германия, Италия, Венгрия и Япония) размер частных пожертвований колеблется от 1% (Япония) до 20% (США), средний показатель составляет 11%; размер правительственных ассигнован колеблется от 26% (Германия) до 71% (Япония), средний показатель составляет 48%; размер заработанных поступлений колеблется от 23% (Венгрия) до 71% (Германия), средний показатель составляет 41 %
В развитых государствах при финансировании деятельности
неприбыльных организаций большое значение имеют государственная поддержка и собственная предпринимательская деятельность некоммерческих организаций, а частные пожертвован
играют относительно второстепенную роль. В нашей же стране
когда Частная благотворительность не носит массового характер
а соответствующая правовая и финансовая поддержка со стороны государства явно недостаточна, существует перекос в сторону
собственной коммерческой деятельности в качестве важнейшего
источника финансирования.
Коммерческая деятельность некоммерческих организаций может иметь связанный или несвязанный характер. К связанной относится деятельность, которая ставит себе социально значимые и благотворительные цели и не облагается налогом, как обычна коммерческая (предпринимательская) деятельность. Несвязанной! называется любая иная деятельность некоммерческой организации независимо от направлений, в которых она ведется.
Законодательства большинства стран ограничивают возможности ведения коммерческой деятельности. Коммерческая деятельность неприбыльной организации не Может быть первичной. В ряде стран (Бельгия, Италия, Швеция) коммерческая деятельность ведет к потере налоговых льгот благотворительными организациями. В некоторых странах (Испания) на занятие коммерческой, деятельностью требуется предварительное разрешение соответствующего органа государственной власти. Французским благотворительным организациям заниматься прибыльной деятельностью вообще запрещено.
В большинстве стран несвязанная деятельность может занимать до 30% деятельности благотворительной организации. По российскому законодательству некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям, т.е. они могут осуществлять исключительно связанную деятельность, что, в свою очередь, существенно ограничивает возможные источники финансирования деятельности российских некоммерческих организаций.
Объем государственного финансирования составляет существенную долю в общем объеме финансовых ресурсов некоммерческих организаций. Оно может быть осуществлено в, следующих формах: прямое бюджетное финансирование — по отдельным программам, приоритетным направлениям; путем предоставления государственных заказов (гранты, контракты), а также в порядке софмнансирования.
3. ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА
Прямое бюджетное финансирование — один из традиционных, источников дохода некоммерческих организаций. Однако такая система финансирования имеет ряд существенных недостатков; Считается, что те организаций, которые регулярно субсидируются из государственного бюджета, имеют слишком гарантированное обеспечение и могут быть не заинтересованы в развитии. Постоянный поток средств, не зависящий от результатов работы, порождает застой, не дает простор поиску, инициативе, риску. Недостатки системы прямого бюджетного финансирования наряду с проблемами покрытия бюджетного дефицита в большинстве, развитых стран Запада в последние годы привели к существенному сокращению прямых: инвестиций из государственного бюджета и(поиску новых форм финансового участия, которыми стали государственный социальный заказ и система софинансирования.
Государственный заказ представляет собой не безусловное финансирование; а финансирование на основе договора и под конкретной результат, что повышает эффективность использован государственных ресурсов, стимулирует конкуренцию за бюджетные средства со стороны некоммерческих организаций и в определенной степени снимает проблемы контроля и подотчетности некоммерческих организаций — четко сформулированные условия, легко поддаются контролю.
Реализация государственных ресурсов на конкурсной основе» может осуществляться в рамках как контрактной, так и грантовой системы. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки,
Гранты могут обеспечить, высокую гибкость (основные цели сферы деятельности могут быть определены правительством, пути достижения этих целей некоммерческие организации выбирают сами); оставляют место для инициативы (некоммерческие организации могут не ждать, когда правительство выставит на конкурс контракт, а предоставить свои идеи правительству и посмотреть, захочет ли оно их финансировать).
Контракты дают организации право предъявлять иск и быть,
защищенной. Они обеспечивают большую ясность — могут способствовать планированию и повышению эффективности в работе
организации. Основными же недостатками контрактов является
то, что они более ограничены правительственным заказом и не
оставляют места для инноваций.
Софинансирование может представлять собой как просто систему смешанного финансового участия, так и более сложную схему. финансирования, согласно -которой каждая денежная единица частной помощи сопровождается выделением определенного объема г, государственной помощи. Так, например, в 1980-х годах Великобритания стала на путь активного поощрения меценатства в сфере культуры через механизм совместного финансирования. В 1984 г министр искусств лорд Гоури утвердил так называемую схему стимулирования деловой поддержки искусства. По этой схеме каждый фунт частной помощи мецената сопровождался выделением одного фунта государственных субсидий, если предприятие впервые встало на путь меценатства, и трех фунтов, если оно уже имело стаж подобной деятельности. Эффект оказался весь*ма значительным: за 2—3 года появилось 536 новых меценатов, а 232 уже действовавших' увеличили свою помощь.
Таким образом, речь идет не только о государственном финансировании некоммерческого сектора, ной о стимулировании притока частных инвестиций, что является существенным преимуществом данной схемы финансирования.
При программе софинансирования, как правило, финансируемый проект управляется совместно. Это партнерство, где каждая сторона полагается на другую в поддержке жизнеспособности проекта. Оптимальность результата достигается там, где стороны объединяют все свои ресурсы и начинают использовать их совместно и согласованно в общих целях. Это возможно только при полном совпадений целей и доверии друг к другу, что на данном этапе становления взаимоотношений государственного и некоммерческого секторов не в полной мере соответствует действительности и является тем ориентиром, к которому стремится некоммерческий сектор при взаимодействии с государственным.
Пройдя через совместные проекты, власти быстро выявляют не
коммерческие организации, которым можно полностью доверить
выполнение проекта, уже не вдаваясь в детали его исполнения.
Предоставление государственных субсидий дает право государству
на контроль за использованием предоставленных средств; что в
определенной мере приводит к потере некоммерческими организациями самостоятельности и независимости. Поэтому некоторые
организации третьего сектора предпочитают использовать иные,
негосударственные источники финансирования.
Степень участия некоммерческих организаций в реализации
государственных, программ при этом существенно различается по
странам. Так, например, если в Голландией Дании практически все социальные программы осуществляются непосредствен
но третьим сектором при финансировании государством; в ФРГ,
Бельгии, Швейцарии, Австрии наполовину либо в несколько
меньшей пропорции, а в США в целом около трети федеральных
расходов на социально-культурные цели проходит через некоммерческий сектор (в том числе 54% ассигнований — на научные
исследования, 52 — на социальную помощь, 47 — на здравоохранение, 25% — на систему высшего образования), то в целом ряде
стран, таких, как Франция, Израиль, Канада, доля третьего сектора
незначительна, а в Швеции— минимальна.
Для стимулирования деятельности некоммерческих организаций социально значимой направленности государство может использовать и экономические инструменты налогового и неналогового
характера. К последним относятся:
1 ) установление льготных тарифов для ряда некоммерческих организаций на некоторые услуги и товары: льготные тарифы на коммунальные услуги, на определенные виды почтовых отправлений, льготные транспортные тарифы, продажа продукции государственных предприятий организациям третьего сектора по льготным ценам, льготные расценки на время для рекламы услуг; коллективного использования на государственном радио и телевидении и т.д.;
2) регламентация экономического статуса — установление верхнего предела доходов от коммерческой деятельности на уровне 20—30% от общего дохода, иногда — лимитирование расходов на административные нужды на уровне 20—30% от объема финансовых ресурсов организации, направление на выполнение уставных целей благотворительного характера не менее 80% средств и т-:,
3)оплата потребительских расходов на приобретение экономических благ и услуг у некоммерческих организаций; В этом случае
довольно сложно проследить степень финансового воздействия
государства на третий сектор, поскольку профинансирован
потребителя нет гарантии, что он воспользуется услугами некоммерческих, а не других организаций;
4)финансовая помощь в формировании и развитии материал
но-технической базы третьего сектора. Некоммерческий се
большинстве случаев не в состоянии самостоятельно обеспечить
адекватную материально-техническую базу. Государство вклады
ее существенные финансовые ресурсы в формирование и развитие
материальной базы некоммерческих организаций, и в этой ситуации финансовая помощь государства является весьма своевременной. Государственные объекты предоставляются некоммерческим
организациям на разных условиях — бесплатно, на правах аре.
в приоритетном порядке, на льготных условиях, в собственность во владение или распоряжение и т.д. Так, например, в Голландии построенные государством спортивные и зрелищные сооружения передаются некоммерческим организациям во.владение или пользование. В Дании развита практика льготного государственно; кредитования строительства школьных зданий;
5) предоставление льготных условий кредитования, долевое кредитование, предоставление гарантий; под коммерческие кредиты, и т.д.;
Важным финансовым инструментом является налоговый. Существенен перечень налоговых льгот для некоммерческих организаций. В условиях рыночной экономики деятельность гражданских групп и объединений эффективнее всего можно регулировать, воздействуя на их поведение при помощи налоговой политики, поскольку освобождение организации от налогов в условиях значительных текущих затрат дает значительные преимущества в конкурентной борьбе, повышает возможности выживания.
Налоговые льготы, направленные на стимулирование развития некоммерческого сектора, можно разделить на две большие группы: льготы, предоставляемые непосредственно некоммерческим организациям, и льготы для дарителей, т.е. тех, кто безвозмездно передает в сектор часть своей собственности. Не облагая эти средства налогами или снижая их, государство поощряет пожертвования, что увеличивает сумму средств, идущих на общественное потребление.
Налоговые льготы, предоставляемые некоммерческим организациям, можно разделить на несколько групп:
1)освобождение от налогов на доходы некоммерческих организаций;
2)освобождение от налогов на имущество;
3)освобождение от налогов с продаж;
4) освобождение от отчислений на социальное страхование. Так, в США, с 1935г. действует весь набор налоговых освобождений и льгот, дифференцированный в зависимости от типа классификации некоммерческой организации, социальной значимости выполняемых ею задач и т.д. Согласно Кодексу о внутренних доходах 20 типов организаций полностью освобождаются от уплаты федерального подоходного налога либо могут иметь льготное налогообложение. Условием подпадания под эту категорию является реализация следующих целей: благотворительных, религиозных, научных, литературных, образовательных, изучение вопросов общественной безопасности, предотвращение жестокости в отношении детей и животных.
Налоговые льготы для доноров (физических и юридических лиц) не носят столь всеобъемлющего характера и существенно дифференцированы. Налоговые льготы предоставляются только донорам. некоммерческих организаций. Но и для них режим льготного налогообложения может, быть неодинаков, он зависит от принадлежности организации к вышеназванным классификационным группам. Как правило, чем более четко выражена общественная направленность деятельности некоммерческих организаций, тем более льготным бывает режим налогообложения таких организаций и тем более жесткий контроль осуществляется за их деятельностью (жесткость стандартов и санкций, круг показателей отчетности о результатах хозяйственной деятельности и т.д.). Наиболее
благоприятный режим льготного налогообложения предоставлю
донорам общинных фондов, служб вспомоществования, несколько менее благоприятный — донорам учреждений образований
здравоохранения, культуры, науки и т.п.; дальнейшее снижении
льгот — жертвователям благотворительных фондов. Не предоставляются льготы донорам организаций клубного типа, а также партий, общественных движений.
Различаются размеры налоговых льгот и в зависимости от тог
кто выступает донором — физическое или юридическое лицо для индивидуальных лиц ставка освобождения от налогов на валовый
доход изменяется от 50 до 20%, для корпораций — до 10% прибыли может быть использовано на денежные пожертвований льготных условиях.
Третья переменная, определяющая объем налоговых льгот, — характер предоставляемого пожертвования (они могут относиться к категории собственности, являющейся источником прироста капитала, или к категории собственности, приносящей обычны! доход). Размеры льгот дарителям могут варьироваться в зависимости от размеров пожертвований и продолжительности финансирования (повышением налоговых льгот правительство стремится стимулировать повышение продолжительности финансирован» некоммерческих организаций).
Налоговое законодательство также дифференцировано и в региональном аспекте, на местный уровень переданы значительна контрольные функции.
Налоговый вариант помощи некоммерческих организаций признается более эффективным, чем изъятие средств в бюджет в целях их последующей передачи третьему сектору. При этом практика налогового поощрения некоммерческих организаций существенно различается по: странам. Как уже отмечалось, она зависит от приоритетов государственной экономической политики и экономической ситуации в стране. В тех странах, где государе наиболее заинтересовано в развитии некоммерческого сектора, некоммерческим организациям предоставляется режим наибольшего благоприятствования; там, где государство не: проявляет таких интересов, налоговые льготы минимальны. Например, в Швеции такого рода льготы вообще не предусматриваются.
Использование государствами различных форм экономической поддержки некоммерческого сектора в развитых странах позволило выявить на практике положительные и отрицательные стороны применения этих мер, результатом чего явилось их ранжирование по уровням эффективности и использование наиболее эффективных с точки зрения поставленных целей и задач; Основными финансовыми инструментами стали: частичная замена прямых мер поддержки косвенными; переход от прямого бюджетного финансирования к системе софинансирования и госзаказа; в рамках косвенных мер поддержки — использование системы налоговых и неналоговых льгот как инструмента регулирования на государственном уровне и уровне местных органов власти, возрастание роли кредитных инструментов по мере расширения самофинансирования организаций некоммерческого сектора.