Интерпретация феномена культуры в эпоху средневековья

средневековье выдвигает свою, отличную от пред­шествующей эпохи мировоззренческую парадигму. Вместо античной системы ценностей, для средневековой культуры характерны следующие черты:

– монотеизм

– духовность

– утверждение аскетического идеала

– книжное знание (происходит переход от познания через наблюдение и опирающееся на логику в эпоху античности). Библия.

На смену античному мировоззрению приходит утверждение, что мир создан единым и вездесущим богом как сверхъестественной личностью, мир и человек имеют свои основания в боге. Признание сотворенности (креационизм) перерастает в концепцию постоянного творения: бог действует на основе собственной воли и люди не могут понять природу его действий и осознать его результатов.

Высшие культурные ценности перемещаются в сферу не подвластную человеческому разуму. Нормы и законы античного мира с его рациональным поиском пути к достижению добродетели выступают уже неприемлемыми в эпоху средневековья. Счастья можно достичь лишь при обращении к Высшему Разуму и Высшей справедливости.

Эпоха средневековья с ее символизмом особое значение начинает придавать книжному знанию. Культура сознания и самосознания начинает приобретать книжный характер, книжная ученость и начитанность начинает выступать как основные показатели культуры. Главная книга – Библия, заключающая в себе «слово Божие, с помощью которого Господь Всемогущий установил свою власть над миром сим».

Новое понимание культуры позволило человеку осознать свою уникальность: Бог создал человека, его бессмертную душу, счастье состоит не в познание себя и себе подобных, а в познании Бога. Счастье и свобода средневекового человека заключается в том родстве, в котором он находится со всевышним. Культура начинает осознаваться не как воспитание меры, гармонии, порядка, а как преодоление ограниченности, как культивирование неисчерпаемости, бездонности личности, как ее постоянное духовное совер­шенствование.

Развернутое христианское представление о культуре принадлежит Августину Блаженному (354–430) По утверждению этого автора, ценность человеческой жизни заключается в том, чтобы жить по Богу. Необходимо отказаться от всех человеческих благ. Добродетель тем выше, чем большим количеством благ пренебрегает человек. Блага делятся на те, которыми следует жить и любить и те, которыми нужно только пользоваться. Первое благо – Бог, вторая группа – материальные вещи, которые нельзя любить. Главная задача культуры – самосовершенствование индивида в диалоге с Богом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: