На этом уровне действительность постигается в целом правильно, приобретаются знания, играющие важную роль в жизни людей. Здесь аккумулируются положительный опыт и практические знания поколений. Например, различные трудовые навыки, умение предсказывать по определенным признакам погоду. В этих знаниях пульсирует мудрость народа, закрепленная в обычаях, традициях, пословицах, поговорках.
Теоретический уровень.
Это уровень систематизированного, опосредованного постижения действительности. Он осуществляется в процессе обучения различным наукам в школе, институте, во время чтения, при работе с компьютером.
Сравним эти два уровня:
ОБЫДЕННО-ЭМПИРИЧЕСКИЙ | ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ |
1. Непосредственное постижение мира. | 1. Опосредованное накопленными знаниями постижение мира. |
2. Фиксация явлений важных, но лежащих на поверхности. | 2. Постижение скрытой сущности процессов и явлений. |
3. Знание выступает в виде навыков, отрывочных сведений, пословиц, поговорок. | 3. Знание выступает в виде концепций, теорий, схем, диаграмм. |
Если духовную жизнь общества анализировать с точки зрения ее социальных функций, т.е. тех задач, которые она выполняет в обществе, то следует выделить сферы духовной жизни общества. Их три: общественная психология, идеология, наука.
|
|
Общественная психология и ее функции
Обыденно-эмпирический уровень постижения действительности осуществляется в основном в рамках общественной психологии.
Общественная психология – это совокупность разнообразных взглядов, чувств, переживаний, настроений (нравственных, религиозных, национальных и т.п.), обычаев, традиций, возникающих у большого коллектива людей на основе общности социально-экономических условий их жизни. Общественная психология формируется стихийно, под непосредственным влиянием социальных условий, реального жизненного опыта, воспитания, обучения.