Схема психологического анализа урока

1). Психологическая цель урока (развивающая).

2). Стиль педагогической деятельности педагога (стиль урока).

Смотрим соответствие структуры урока и содержания принципам развивающего обучения.

- оцениваются степень общей активности учеников. Психодинамические характеристики учебной ситуации с точки зрения интенсивности взаимодействий, темпа и ритма, однообразия или разнообразия этих воздействий. Эмоциональный фон и эмоциональная окраска отдельных временных отрезков урока. Обоснованность чередования напряженности, расслабленности. Преднамеренная и непреднамеренная активизация тех или иных психических функций. Дифференцированность нагрузки на учащихся с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого из них. Наличие психологической гармонии или дисгармонии (контрастов) во взаимодействии участников учебного процесса.

Характеристика класса как малой социальной группы, преобладающая атмосфера взаимоотношений, оценок и норм в классе, наличие позитивных и негативных группировок по отношению к учителю и ученикам.

- нагрузка на память, мышление;

- воспроизводящая (репродуктивная деятельность ученика или творческая, их соотношение;

- усвоение знаний в готовом виде или в процессе поиска;

- уровень проблемности обучения;

- соотношение контроля - самоконтроль - взаимоконтроль;

- соотношение побуждения и принуждения к учебной деятельности (эмоциональный настрой учителя с учеником, тип сотрудничества).

Особенности самоорганизации учителя:

- подготовленность к уроку (психологическая и профессиональная);

-рабочее самочувствие (собранность, энергичность, настойчивость в осуществлении цели, находчивость);

- педагогический такт (нетактичность);

- психологический климат в классе (положительная атмосфера, искренность в общении; контакт с классом; деловой контакт, личностный или отчужденный; авторитарная позиция).

3). Организация познавательной деятельности учащихся, т.е. организация продуктивной работы познавательных процессов внимания, воображения, осмысленности восприятия. Какие с этой целью использовались формы, методы и приемы работы. А именно:

При анализе управления вниманием учащихся на уроке необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Как стимулируется интерес к содержанию урока?

2. Как создается установка быть внимательным?

3. Как раскрыта практическая значимость изучаемого на уроке материала?

4. Как используются внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания (яркость, новизна, структурирование и пр.)?

5. Как организовано изложение материала (яркость, образность, эмоциональность речи, смена интонаций, новизна речевых форм)?

6. Как организована смена видов деятельности на уроке?

7. Как учитываются возрастные особенности внимания школьников?

8. Как формируется цель деятельности на уроке?

9. Как выбирается темп ведения урока?

10. Как учитываются индивидуальные особенности в уровне развития внимания учащихся?

11. Как организована деятельность детей, у которых наблюдаются выраженные недостатки внимания: концентрации, устойчивости, переключения?

12. Как используются учителем собственные индивидуальные особенности в организации внимания учеников?

При анализе урока с точки зрения обеспечения качественного восприятия материала необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Как создается установка на восприятие преподаваемого материала?

2. Как контролируется и учитывается точность и полнота формирующихся в сознании учащихся образов?

3. Как учитывается фон восприятия при изложении материала?

4. Как используется прошлый опыт учеников при организации восприятия нового материала?

5. Как организуется совместная деятельность школьников при решении перцептивных задач?

6. Как организовано обучение перцептивными действиями?

7.Как учитываются индивидуальные различия в составе и степени сформированности перцептивных действий?

8. Как учитываются возрастные особенности восприятия?

9. Как учитываются закономерности развития восприятия?

как учитываются различные виды восприятия?

10. Как учитываются процессуальные характеристики восприятия?

При анализе урока применительно к развитию мнемических особенностей учащихся необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Формировалась ли на этом уроке установка на запоминание?

2. Какими приемами акцентировалось внимание учеников на подлежащем запоминанию?

3. Учитываются ли индивидуальные различия развития мнемических способностей конкретных учеников?

4. Как учитываются средние показатели запоминания с организацией учебной деятельности (объем кратковременной памяти 7 + -2)?

5. Как учитывается соотношение видов памяти по характеру психической активности (эмоциональная, двигательная, наглядно – образная, словесно – логическая)?

6. Как организуется материал для заучивания; дозировка по объему, распределение по времени, структурирование, языковое оформление?

7. Как учитываются эффекты проактивного и ретроактивного торможения, реминисценция?

8. Как организуется повторение?

При анализе урока с точки зрения учета закономерностей функционирования и развития мышления необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Степень подготовленности урока с точки зрения создания у учащихся целей умственной деятельности.

2. Соответствуют ли управляющие действия учителя на уроке закономерностям мыслительной деятельности учеников?

3. Какие средства используются при формировании интереса к изучаемому материалу в плане его опосредованного и обобщенного познания?

4. В какой мере формируются у учащихся на уроке общие приемы мыслительной деятельности (анализ, синтез, абстракция, сравнение, обобщение)?

5. Обучаются ли школьники в ходе урока приемам логической смысловой обработки материала?

6. Происходит ли в процессе объяснения (и ответа учащихся) выделение главного в содержании изучаемого материала?

7. Используется ли на уроке установление связей между изучаемым материалом и личным опытом учащихся?

8. Вызывает ли изучаемый материал эмоциональное отношение учащихся, связывается ли содержание урока с мотивацией учебной деятельности школьников?

9. Используется ли на уроке коллективная мыслительная деятельность учащихся (мозговой штурм, разбор проблемной ситуации)?

При анализе степени включенности в учебную деятельность воображения учащихся необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Была ли создана на уроке творческая атмосфера, позволяющая в рассуждениях выходить за пределы постулированной данности?

2. Предпринимались ли попытки осмысления материала с опорой на представления образов материального мира?

3. Как учитывались особенности пространственных представлений при чтении чертежей, схем, карт и т.п.?

4. Присутствуют ли в изложении материала обращения к процессам словообразования, схематизации, гиперболизации, подчеркивания, типизации, попытки рассмотреть предметы и явления в новых сочетаниях и связях?

5. Прибегают ли участники учебного процесса к построению аналогий, какие приемы при этом используются?

6. Присутствует ли активизация фантазии школьников, побуждение увидеть необычное в привычном?

А так же какие группы по уровню обученности выделяет учитель и как он сочетает фронтальную работу в классе с групповыми и индивидуальными формами учебных занятий, как учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.

4) Организованность учащихся (уровень умственного развития учеников, отношение к учебной деятельности, самостоятельность, самоорганизация умственного труда).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: