С.С. Алексеев «Философия права», «Опыт комплексного наследия» и др.
Мировоззренческая философия – основа теории права – это гуманизм, т.е. общечеловеческие гуманистические взгляды.
Он отмечает, что категории естественного права и признание неотъемлемых прав человека составляют сердцевину, основу гуманистической теории права.
Тем самым он приближается к естественно-правовой доктрине. Гуманистические и либертарные начала должны быть выражены в самом праве.
По Алексееву, главную миссию право должно выполнять по отношению к правам и свободам личности. Оно должно стать накопителем свободы.
В качестве предшественников теории выступают Чичерин, Покровский, Новгородцев и др.
Гуманистическая концепция права продолжает российскую либеральную философскую традицию.
Основной критерий развития права – приближение к идеалу.
Алексеев выделял ступени развития позитивного права:
1) право сильного
2) кулачное право
3) право власти
4) право гражданского общества
5) высшая ступень -?
|
|
«Нет оснований для противопоставления понятий «мораль» и «свобода». Необходимо рассматривать право в единстве этих элементов».
Право не просто связано с прогрессом общества, оно способно быть инструментом выражения социального прогресса, его гарантом, поэтому социальный прогресс раскрывается через право, и он фиксирует то, что отражается закономерную связь между социальной свободой как прогрессом и правом как юридическим феноменом.
Согласно Алексееву, законность должна быть представлена как правозаконность. Он говорит о том, что ее отличительная черта в том, что права получают собственное бытие независимо от государства и основана на фундаментальных правах человека.
Правозаконность внутренне присуща гражданскому обществу.