Требования к ведущему психологический тренинг

Уровень профессиональной квалификации, личностной и этической зрелости ведущего, степень владения им методиче­скими средствами тренинга и готовность нести ответственность за его результаты и побочные эффекты оказывают определяю­щее влияние на характер, масштаб и устойчивость происходя­щих в тренинге изменений.

Ведущий группы тренинга в большинстве программ дол­жен выступать для участников реальной моделью желательного поведения. Эффективность тренинга, который проводит тренер, не способный вести себя в соответствии с тем, к чему он при­зывает группу, маловероятна. В силу своего специфического положения в группе, когда ведущий приобретает высокий авто­ритет в глазах участников тренинга, вполне возможно возник­новение их зависимости от тренера, что противоречит принци­пиальным требованиям к методу. Тренер не может быть свобо­ден от моральных тенденций, он должен распознавать и блоки­ровать их аморальные проявления у участников тренинга, так как у последних, особенно при первом знакомстве с тренингом, нередко возникает стремление к приобретению психологиче­ской информации с манипулятивными целями, в чем мы соли­дарны с Ю.Н. Емельяновым (1985. С.39).

Ведущий тренинга ориентируется на наиболее перспек­тивную позицию, направленную не на жесткую модификацию личности профессионала, проходящего тренинг по созданному им образцу, путем искоренения нежелательных черт и свойств, а на достижение их осознания, создания условий для повыше­ния мотивации участников тренинга к конструктивным измене­ниям через адекватную обратную связь, показ продуктивных личностных и профессиональных проявлений, апробирование новых вариантов поведения и способов профессиональной дея­тельности, формирование и развитие необходимых специали­стам навыков и умений.

Психология тренинга

Наиболее общей характеристикой, отражающей сущ­ность тренерской позиции в системе внутригрупповых отноше­ний, является отказ ведущего от «апостольской позиции», ак­цента на собственные директивные высказывания и интерпре­тации. Основу такой модели тренерского поведения составляет предположение, что в среде групповой формы тренинга интел­лектуальный, эмоциональный и творческий потенциал группы, активизирующийся под влиянием механизмов тренинга, богаче возможностей ведущего, даже весьма подготовленного и опыт­ного.

Кроме того, порожденные в процессе взаимодействия собственные выводы и обобщения участников группы легче воспринимаются ими, усваиваются и впоследствии переносятся в практическую деятельность.

Тренер несет ответственность за групповой климат и ис­пользует широкий диапазон средств для предотвращения не­конструктивных внутригрупповых антагонизмов и их позитив­ной трансформации. Однако в практике ведущих встречаются различные ошибки, в конечном счете отражающиеся на сово­купном эффекте для группы в целом и для каждого участника. К наиболее нежелательным из них относятся:

- стремление ведущего использовать группу в собствен­ных интересах;

- тенденции к манипулированию группой;

- ориентация на драматичность группового процесса как критерий эффективности работы;

- избыток интерпретаций происходящего в группе со стороны тренера;

- неконструктивные ограничения проявлений активно­сти членов группы, постановка их в жесткие рамки;

- личностная невовлеченность, отстраненность тренера в групповом процессе;

- жесткое следование одной стратегии;

- наличие у тренера интенсивных неразрешаемых им личных проблем.

К приведенному перечню ошибок тренера, полученному на основе обобщения опыта группового консультирования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: