Уровень профессиональной квалификации, личностной и этической зрелости ведущего, степень владения им методическими средствами тренинга и готовность нести ответственность за его результаты и побочные эффекты оказывают определяющее влияние на характер, масштаб и устойчивость происходящих в тренинге изменений.
Ведущий группы тренинга в большинстве программ должен выступать для участников реальной моделью желательного поведения. Эффективность тренинга, который проводит тренер, не способный вести себя в соответствии с тем, к чему он призывает группу, маловероятна. В силу своего специфического положения в группе, когда ведущий приобретает высокий авторитет в глазах участников тренинга, вполне возможно возникновение их зависимости от тренера, что противоречит принципиальным требованиям к методу. Тренер не может быть свободен от моральных тенденций, он должен распознавать и блокировать их аморальные проявления у участников тренинга, так как у последних, особенно при первом знакомстве с тренингом, нередко возникает стремление к приобретению психологической информации с манипулятивными целями, в чем мы солидарны с Ю.Н. Емельяновым (1985. С.39).
|
|
Ведущий тренинга ориентируется на наиболее перспективную позицию, направленную не на жесткую модификацию личности профессионала, проходящего тренинг по созданному им образцу, путем искоренения нежелательных черт и свойств, а на достижение их осознания, создания условий для повышения мотивации участников тренинга к конструктивным изменениям через адекватную обратную связь, показ продуктивных личностных и профессиональных проявлений, апробирование новых вариантов поведения и способов профессиональной деятельности, формирование и развитие необходимых специалистам навыков и умений.
Психология тренинга
Наиболее общей характеристикой, отражающей сущность тренерской позиции в системе внутригрупповых отношений, является отказ ведущего от «апостольской позиции», акцента на собственные директивные высказывания и интерпретации. Основу такой модели тренерского поведения составляет предположение, что в среде групповой формы тренинга интеллектуальный, эмоциональный и творческий потенциал группы, активизирующийся под влиянием механизмов тренинга, богаче возможностей ведущего, даже весьма подготовленного и опытного.
Кроме того, порожденные в процессе взаимодействия собственные выводы и обобщения участников группы легче воспринимаются ими, усваиваются и впоследствии переносятся в практическую деятельность.
Тренер несет ответственность за групповой климат и использует широкий диапазон средств для предотвращения неконструктивных внутригрупповых антагонизмов и их позитивной трансформации. Однако в практике ведущих встречаются различные ошибки, в конечном счете отражающиеся на совокупном эффекте для группы в целом и для каждого участника. К наиболее нежелательным из них относятся:
|
|
- стремление ведущего использовать группу в собственных интересах;
- тенденции к манипулированию группой;
- ориентация на драматичность группового процесса как критерий эффективности работы;
- избыток интерпретаций происходящего в группе со стороны тренера;
- неконструктивные ограничения проявлений активности членов группы, постановка их в жесткие рамки;
- личностная невовлеченность, отстраненность тренера в групповом процессе;
- жесткое следование одной стратегии;
- наличие у тренера интенсивных неразрешаемых им личных проблем.
К приведенному перечню ошибок тренера, полученному на основе обобщения опыта группового консультирования