На сегодняшний день существует более 500 определений культуры. Это вызвано тем, что культура является многоплановой и охватывает все сферы жизни личности и общества.
Культура (в пер. с лат. возделывание, уход, развитие, почитание) – это совокупность искусственных объектов (идеальных или материальных), созданных человечеством в процессе освоения природы и обладающих специфическими закономерностями.
Первоначально под культурой понимали возделывание земли, изменение природы, затем, вплоть до эпохи Возрождения, с культурой связывали городской уклад жизни, и только Ренессанс определил культуру как признак личного совершенства, и культура стала отождествляться с духовной деятельностью человека.
18 век пересмотрел сложившиеся концепции и усложнил данное определение, к культуре были предъявлены иные требования. Культура должна быть интеллектуальной, творческой, новаторской, то есть должна не просто воспроизводить, но и постепенно расширять сферу человеческих возможностей.
|
|
В 19 веке в культуре стали видеть, прежде всего, систему ценностей и идей, которые различались по их роли в жизни общества, что, несомненно, расширяло ее рамки.
В настоящее время изучение культуры осуществляется главным образом в рамках этнографии и социальной антропологии, а также получает развитие исследование коммуникативных свойств культуры.
Содержание культуры включает в себя систему материальных и духовных ценностей, способов их создания, формирование человека, способного усвоить опыт предшествующих поколений и использовать его для создания нового.
Необходимо отметить, что культура имеет сложное строение, которое включает в себя множество элементов. Одни из которых являются устойчивыми, то есть универсалиями, к ним относятся: труд, игра, досуг, общение, общественный порядок, образование и воспитание, духовная жизнь и т.д.
Другие – преходящими, которые возникают и исчезают в конкретных исторических условиях.
В содержании культуры в качестве важнейших можно выделить следующие элементы:
1) субъект культуры – это индивид, социальная группа, общество в целом. Культура выражает характеристику социальных качеств человека, меру развития его познавательных способностей, знаний, эмоций, эстетического вкуса, творческих способностей, стремления к совершенству и красоте, в том числе и нравственной. Субъектами культуры, как уже отмечалось выше, могут быть и группы. Под групповой культурой понимают национальную, поселенческую и профессиональную культуры.
Культура элит или элитарная культура характеризуется утонченностью и изысканностью вкуса, она рассчитана на интеллектуальные силы общества, которые способны понять глубину творческого поиска.
|
|
Возникновению же массовой культуры способствовало развитие средств массовой коммуникации, что повлекло за собой вульгаризацию всех областей искусства и популяризацию безнравственности, свободы и материального благополучия, формирование идеала человека-потребителя.
Мерой социализации человека считается индивидуальная культура, так как о человеке и обществе в целом можно судить по тому, как реализуется творческий потенциал каждого и каково в этом случае общественное сознание. Любая реализация человека – это, прежде всего, его деятельность, и в данном случае культурная, поэтому следующим элементами будут:
2) культурная деятельность, регуляторами которой выступают мотивы, идеалы, ценности, и под культурой понимается процесс создания ценностей, процесс одухотворения потребностей человека.
3) предмет культуры – это опыт предшествующих поколений в духовной сфере, способы и программы деятельности. Духовная культура неразрывно связана с материальной, что выражается в том, что идея воплощается в материальной форме, в виде произведений искусства, символов, языка.
4) межкультурная коммуникация. К ней относятся вербальные и невербальные средства передачи информации: к вербальным относят язык, а так же языки науки, религии и т.д. К невербальным – жесты, мимику, одежду, благодаря которым человек транслирует, воспринимает предметы культуры. В результате такой коммуникации происходит взаимодействие культур, но нужно помнить, что итоги такого взаимодействия не всегда оптимистичны, так как модернизация традиционных обществ, трансформация обычаев и традиций ведут к росту напряженности в обществе, рассеиванию сложившегося уклада жизни и введению новых стереотипов.
Как общественное явление культура выполняет многочисленные функции:
- информативную – является средством передачи социального опыта и освоения культуры других народов;
- нормативную функцию – создает нормы и ценности, распространяя их влияние на все сферы жизни и деятельности человека;
- человекотворческую, человек становится личностью в процессе овладевания культурой. Культура же создает специфические механизмы, которые обеспечивают регуляцию поведения человека;
- адаптационную функцию, которая выражается в способности приспосабливаться к изменениям, происходящим в общественной жизни.
Итак, культура является связующим звеном между природой и обществом, основой соединения которого является человек как субъект деятельности, познания и общения.
Контрольные вопросы
1. Какие концепции общества существовали в истории философской мысли?
2. В чем заключается системный анализ общества?
3. Назовите основные сферы общественной жизни.
4. Каковы критерии общественного развития?
5. В чем суть формационной теории развития общества?
6. Какие стадии развития общества выдвигает теория роста?
7. Чем характеризуется цивилизационный подход к общественному развитию?
8. Как формировалось понятие «культура»?
9. Каковы отличия элитарной и массовой культуры?
10. Как формируется индивидуальная культура?