Информация, полученная в ходе исследовательского проекта, носит личный характер и должна оставаться конфиденциальной. Как замечала Сьюзан Фолкман (Folkman, 2000), в литературе под конфиденциальностью понимается:
1) что личная информация об участнике не будет разглашена без его согласия;
2) что участник не получает ту информацию, которую он не хочет, например, информацию, полученную на основе анализа результатов выполненных им тестов;
56 Часть I. Начало
3) обратную связь об особенностях его деятельности, которая может выбить его из колеи.
Конечно, исследователи могут публиковать результаты своих исследований, и они должны включать в описание своей работы общую информацию о своих испытуемых, такую как пол, возраст и другие демографические данные, но имена и информация об индивидуальных участниках, которая может стать причиной опознания их другими людьми, не может раскрываться без их письменного разрешения. Никакие организации или люди, помимо самих исследователей, не должны иметь доступа к записям об участниках, которые могут содержать сведения об их личной жизни, мыслях, фантазиях и т. д., баллы, набранные по тестам интеллекта и личностным тестам, описание поведения во время эксперимента.
|
|
Осведомленность о результатах
Во время опроса, происходящего после выполнения участником всех заданий эксперимента, или позже (например, после завершения исследования) индивиды имеют право получить информацию о результатах, изложенную понятным для них языком. Многие люди незнакомы с большей частью профессиональных психологических терминов, которые вы узнаете из этого текста или узнали раньше. Когда в исследовании участвовали дети, его результатами можно поделиться с их родителями.
Привилегии участников
Наконец, каждый участник имеет право получить любые полезные приобретения, выгоды, получаемые другими участниками исследования. Например, если некий участник нужен лишь для сравнения или для нахождения в контрольной группе испытания новой вакцины, нового психологического метода и поэтому не получает ничего в течение эксперимента, он может получить, например, апробируемое лекарство после окончания эксперимента, если оно окажется эффективным. Необходимо бесплатно предоставлять всем участникам любые возможные позитивные приобретения от исследования за их согласие участвовать в нем.
Контрольные вопросы к теме
«Этика научного исследования»
• В целях защиты от вредных воздействий у людей, участвующих в экспериментах, нельзя вызывать даже малейшего чувства дискомфорта.
• Советы общественного контроля не нужны, когда участники подвергаются минимальному риску.
• Согласие, основанное на полной осведомленности, включает требование о том, что участники исследования могут по любой причине и в любой момент прекратить свое участие в нем.
• Этические принципы включают требование, чтобы участник исследования не получал обратной связи о своей деятельности, если он не хочет этого.