Принципы обучения взрослых, система аттестации

МОСКОВСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

Программа

«ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

(Учебно-методические материалы)

Е. В. МАСЛОВ

Москва - 2009

В пособии излагается программа курса по направлениям современного менеджмента, приводятся учебные материалы для обсуждения на занятиях, списки учебной и дополнительной литературы. Пособие предназначено для односеместрового курса, изучаемого студентами факультета Практической психологии Московской школы социальных и экономических наук.

Оглавление

Тема 1. Содержание понятия менеджмент, эволюция науки и практики управления……………………………………………………………4

Тема 2. Организационный контекст деятельности менеджера, типы организаций ………………………………………………………….10

Тема 3. Принципы и методы управления……………………………………22

Тема 4. Общие и специальные функции управления……………………….27

Тема 5. Проектирование работ в организации, процессный подход………35

Тема 6. Стратегическое управление……………………………………….…41

Тема 7. Эффективность деятельности менеджеров………………………...47

Тема 8. Технологии внедрения современных методов управления…….....55


Принципы обучения взрослых, система аттестации

по курсу «Современный менеджмент»

Принципы обучения взрослых:

- Взрослые предпочитают активное участие в обучении.

- Они хотят преодолевать трудности и активно дискутировать.

- Консенсус должен достигаться общими усилиями

- Изученный материал необходимо использовать как можно скорее на практике.

- Взрослые нуждаются в активной обратной связи

- Среда обучения должна позволять делать попытки, идти на риск и ошибаться.

- Учащиеся сами должны участвовать в постановке учебных задач и планировать этапы их решения.

Тема 1. Содержание понятия менеджмент, эволюция науки и практики управления

Содержание управленческой деятельности. Определение понятия «менеджмент». Виды ресурсов организации. Эффективность и результативность организации. Менеджмент и менеджеры. Донаучный этап развития менеджмента. Исторические предпосылки возникновения научного менеджмента. Основные школы научного менеджмента и их значение. Отличительные черты современного менеджмента. Прогнозы развития менеджмента XXI века.

Введение

Работа руководителя является сложной деятельностью, требующей от человека большой отдачи интеллектуальных, душевных и физических сил, затратив которые руководитель решает стоящие перед подразделением задачи. Основное отличие деятельности руководителя от работы специалиста заключается в том, что руководитель достигает положительных результатов за счет организации, планирования и стимулирования волевых усилий других людей и несет ответственность за результаты работы своих подчиненных.

Менеджмент как наука и практика современного руководства возник на рубеже двадцатого века. До этого времени менеджмент существовал только как практика. Его основание принято связывать с именем Ф. Тейлора, который первым опубликовал принципы управления, которые он назвал научными: любой труд можно структурировать и измерить (нормирование труда), результат нужно достигать к определенному времени; систематический отбор и обучение персонала; вознаграждение за конечный результат, а не за деятельность. Чуть позже французский управляющий А. Файоль предложил функциональный подход к деятельности руководителя, выделив пять “классических” функций: планирование, организация, регулирование, координация и контроль. Идеи этих авторов, а также работы М. Вебера о бюрократической организации легли в основу второго этапа развития менеджмента – делового администрирования

В дальнейшем менеджмент развивался по разным направлениям, получившим названия школ. Классические теории дополнялись идеями о важности межличностных отношений между сотрудниками (Э. Мейо, М. Фоллет), необходимости использования данных психологии и социологии(Р. Лайкерт, Д. МакГрегор, Ф. Герцберг и другие), об использовании математических и статистических методов и моделей (Н. Винер, Л. Берталанфи).

Современный этап развития менеджмента можно назвать интегративным, который включает:

1. Системный подход к управлению – управленческие решения должны приниматься с учетом всей совокупности наличных факторов и возможных приемов воздействия в их взаимосвязи и взаимовлиянии.

2. Ситуационный подход к управлению - конкретное решение зависит от конкретной ситуации. Нет рецептов, годных на любой случай. В силе остаются только принципиальные соображения.

3. Необходимость учета особенностей организационной культуры – на реализацию любого решения оказывают влияния разделяемые сотрудниками ценностные ориентации, традиции, нравственные нормы и принципы работы.

4. Механизацию и автоматизацию процессов управления – в управленческую деятельность широким фронтом внедряется технический прогресс: компьютеры, средства связи, множительные устройства и другая оргтехника.

5. Демократизацию управления предприятием - рядовые сотрудники активно участвуют в управлении производством на основе подачи предложений, участия в коллегиальных формах подготовки решения и др. Формируется корпоративное сознание работников фирмы, когда проблемы фирмы понимаются и воспринимаются ими как личные.

Эффективный менеджмент должен соответствовать современной сложной ситуации в управлении организациями и подразделениями

Определение понятия «менеджмент». Менеджмент - наука и практика современного руководства. Понятие М. происходит от латинского слова manus - рука, поэтому менеджмент и руководство - синонимы. Некоторые авторы переводят понятие М. как управление, однако, в русском языке понятие уПРАВление имеет более широкое содержание, связанное со всеми действиями, обеспечивающими ПРАВильность процессов, их оптимальную наПРАВленность (например, управление автомобилем, полетами, финансами ).

МЕНЕДЖМЕНТ - это координация людских и иных ресурсов с целью решения поставленных организационных задач. Таким образом, М. в качестве обязательного компонента включает в себя управление людьми и не мыслим без организационного контекста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: