Скандально известная компания «Рокстар» анонсировала выход новой игры «Bullworth Academy». По некоторым сведениям, ее главный герой содержится в школе для трудных детей и по ходу игры нападает на одноклассников и учителей. Вскоре после анонса к главе «Рокстар» С. Хаузеру обратилась инициативная группа с требованием «пересмотреть возможность релиза подобного игрового продукта». Одной из участниц группы была Рошель Сайдс, мать подростка, покончившего с собой после издевательств хулиганов. В послании говорилось: «Мы бы хотели, чтобы вы осознали последствия релиза продукта, который ваша компания в скором времени намерена выпустить. Хотим напомнить вам, что по данным федеральной статистики как минимум 16 детей ежегодно кончают с собой в результате хулиганских издевательств сверстников… Мы обращаемся к вам, как к взрослому сознательному человеку и члену общества, несущему ответственность за свои поступки с требованием запретить релиз указанного игрового продукта. Представьте ситуацию, когда ребенок, увидевший вашу игру, станет бороться насилием против насилия. Как высоко цените вы жизнь ребенка?».
|
|
Это обращение, скорей всего, останется без ответа: дилемма «гуманизм» или сиюминутная выгода часто решается деловыми людьми в пользу последнего. Тональность послания указывает на то, насколько односторонне общество воспринимает проблему жестоких компьютерных игр: запретите их и все будет в порядке. Проблема эта, увы, не так проста, чтобы ее можно было решить столь прямолинейным образом. «Наше общество потратило столетия на развитие механизма ограничения жестокости: переговоры, терпимость, юмор… Стремительные решения киногероев, телевидение и видеоигры могут свести на нет многовековые усилия» (Д. Фро-Мейгс). Кроме того, против запрета игр выступают очень влиятельные силы, даже в научных кругах. Так, Д. Петерсон, профессор психологии из Торонто, считает, что запрет на несущие в себе насилие игры, только увеличит их спрос, «запрет еще больше раззадоривает подростка, и последствия могут оказаться более тяжкими». Это лукавая позиция - пугать вредными последствиями запретов. Профессор как бы забывает, что в обществе, включая западное, существует множество разных жестких запретов: убивать, насиловать и тд. Несмотря на это, убивают, грабят, насилуют, берут взятки, развязывают агрессивные войны. Но это вовсе не значит, что можно разрешить решительно все и требовать какой-то абсолютной свободы. Очевидно, что запрет на жестокие игры, пусть и не навредит, но мало что изменит. Мы должны понимать простую, казалось бы, вещь: жестокие игры – это всего лишь симптом дегуманизации общества, который рано или поздно «скажет свое слово». Симптоматическое лечение тут, конечно же, не поможет, оно только загонит болезнь внутрь, еще глубже, чем она теперь.
|
|
Список литературы
[1] Платов А. Алиса в стране компьютерных игр// Компьютерная газета № 15 от 17 апреля 2004 г.
[2] Куштина А. Проблема Heroinware//Компьютерра № 152 (10) от 31 марта 2003 г.
[3] Подобный случай описан в Екатеринбурге. Смерть 12-ти летнего мальчика. См. О. Дмитриева. Сумасшедшие игры// Деловая газета «Взгляд» от 30 сентября 2005 г.
[4] Шапкин А. Компьютерные игры: новая область психологических исследований.//
Психологический журнал, 1999. №1.
[5] Куштина А. Проблема Heroinware//Компьютерра № 152 (10) от 31.03.2003 г.
[6] Becker D. Games junkies--hooked on «heroinware»?/ CNETnews.com published on ZDNet News: April 12, 2002.
[7] Рыбьянов М. Смертельно азартные игры// Известия.ru от 25.07.2002 г.
[8] Компьютерные стрелялки в России начинают запрещать// «Компьютер-Информ» № 15, 9-22 сентября 2002 г.
[9] «Краткий курс юного правонарушителя»// Труд-7 №088 за 19.05.2005
[10] Галенкин С. Эти плохие, плохие, плохие игры// «Домашний ПК», № 5, май 2003 г.
[11] Макаренкова В. Видеоигры в информационной и психологической борьбе// «Зарубежное военное обозрение» № 2, 2005 г.
[12] Галенкин С. Эти плохие, плохие, плохие игры// «Домашний ПК», № 5, май 2003 г.
[13] Федоров А.В. Насилие на экране и российская молодежь//Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – 2001. - № 1. – С. 131- 145.
[14] «Мозг тонко чувствует виртуальное насилие»// Газета «Байкал-инфо» от 24 июня 2005 г.
[15] Большой толковый словарь русского языка. С. 536
[16] Макаренкова В. Видеоигры в информационной и психологической борьбе// «Зарубежное военное обозрение» № 2, 2005 г.
[17] Крашенинников К. Гнев допустимый и недопустимый// «Богатей» № 11 (241) от 25 марта 2004 г.
[18] Лашин А. Жестокие игры: источник всех бед // «Страна Игр», №116.
[19] Баранич В. Мальчиши-плохиши XXI века//»Белорусы и рынок», №10(594) от 15 - 22 марта 2004
[20] Федоров А.В. Насилие на экране и российская молодежь//Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – 2001. - № 1. – С. 131- 145.
[21] Серафимова З. Жанровые компьютерные игры как возможный источник формирования агрессивного поведения у детей и подростков// Журнал Российского открытого конкурса исследовательских работ учащихся «Юность, наука, культура».
[22] Шапкин А. Компьютерные игры: новая область психологических исследований.//
Психологический журнал, 1999. №1.
[23] Slaby R. Media Viоlence: Effects and Patential Remedies. In: Securing Our Children’s Future. Ed. by С.Katzmann. Wash., 2002, pp. 305–316.
[24] Источник: www.gameplus.ru/news/75.html
[25] Макаренкова В. Видеоигры в информационной и психологической борьбе// «Зарубежное военное обозрение» № 2, 2005 г.
[26] Там же.
[27]Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Психологические законы поведения человека в социуме. - М: "Прайм-Еврознак", С. 405.
[28] Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Агрессия–М: «Олма-пресс», с.71
[29] Basta S. Culture Conflict and Children: Transmission of Violence to Children, N.Y., 2000, pp. 222–223.
[30] Дискретный обзор. Опасные игры: играть и выиграть!... или проиграть?// Журнал Fox от 16 апреля 2005 г.
[31] Кленова Н.В. О воспитательном аспекте современных компьютерных игр.// Празднично-игровая культура современного мира детства. Доклады, тезисы, материалы научно-практической конференции. Отв. ред. С.В. Григорьев, А.С. Фролов. - М.: МГДД(Ю)Т, 2004. - 204 с.
[32] ТВ и видеоигры развивают в детях жестокость// «Мир психологии» от 13.02.2003 г.
[33] И.Жилин. Доигрались// Компьютер и жизнь, №18, 2000 год
[34] Список: «играмафия», «yesplus board», «зеленый край», «Волжский форум», «форумы играй.ru», «RPG area», «К7 форум», «форум г. Королев», «форум г. Бутово», «Great Dragon's Dale», «форум Buka.ru», «форум tvhit.ru», «Навигатор игрового мира».
[35] Владимирова В. «Проблема отцов и детей в Интернете»// «Информамистраль» № 25 (349).
[36] «Жестокие компьютерные игры – причина агрессии // Газета.ru от 22.08.04 г.
|
|
[37] Брэдбери Р. Вельд. - сборник "Р. Брэдбери. О скитаниях вечных и о Земле", Москва, Правда, 1987
[38] Рогачева М. Контрольный удар молотком//Московский Комсомолец от 05.02.04 г.
[39] Там же.
[40] Е.Миронова. Большинство подростков любит компьютерные игры.
[41] Иванов М. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера.// Курсовая работа Научный руководитель: Яницкий М.С. КЕМЕРОВО, 1999, библиотека Кемеровского государственного университета.
[42] Куштина А. Проблема Heroinware//Компьютерра № 152 (10) от 31.03.2003 г.
[43] Волков С. «На виртуальном героине, или беда приходит из компьютера»// Газета «Московская правда».
[44] Дьяченко Т.М. Исследование причин гендерного насилия в школе.//Управление образованием: опыт, проблемы, тенденции/Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию ФПК и ППРО МГПИ/ Под ред. В.В.Артоболевской и Д.Г.Левитес: В 3 т. – Мурманск:МГПИ, 2002. - Том 1, с. 92-100
[45] Тумакова С. «Беда нечаянно нагрянет»// «Газета ОКО» от 2 мая 2003 г.
[46] Рыбьянов М. Беседа с Р. П. Ловелле "Виртуальное убийство провоцирует реальное"// Известия.
[47] Опасные игры. Обзор зарубежных научных журналов// Журнал «Наука и жизнь» от
[48] Lamson, S.R. (1995). Media Violence Has Increased the Murder Rate. In Wekesser, C. (Ed.). Violence in the Media. San Diego, CA: Greenhaven Press, pp.25-27.
[49] Чабаняц М.Б. «Психологические аспекты участия подростков в компьютерных играх и подростковая криминальная агрессия»// Материалы II научной конференции "Студенческая наука - экономике России", пршедшей в СевКавГТУ, 2001 г.
[50] Хромов М. Агрессия в играх: враг или фраг…// «Компьютер БМ», № 43 (331) от 17.10.-23.10.04 г.
[51] Kanellos M. Violence in games stimulates brain for aggression// CNET News.com, published: October 12, 2005.
[52] «Жестокие игры»// Газета «Версия» № 2 от 2003 г.
[53] Дреева Ж.Ю. «Роль компьютерных игр в формировании агрессивности личности»// Тезисы международной межвузовской научно-практической студенческой конференции «психология XXI века».
[54] Клименко С.А. «Исследование восприятия внутреннего психологического пространства детьми, занимающимися и не занимающимися игровой компьютерной деятельностью». Источник: https://www.psyvlad.ru/wp/?1.1.1.1.1.2.2004_03_02_04_24
|
|
[55] Is Media Violence a Problem? Ed. by J. Torr. San Diego, 2002, p. 11.
[56] Cantor J. Mommy, I’am Scared: Protecting Children from Frightening Mass Media. In: Media Violence Alert, 2000, p. 91.
[57] Льюис Л. «Импортные видеоигры заражают Японию жестокостью» // Журнал «Таймс» от 22 июля 2004 г.
[58] «Электронные игры - оборотная сторона медали»// Газета «Башкортостан – это мы» от 20 сентября 2003 г.
[59] Слободнюк И. «Игры учат убивать».// Газета «Сегодня» № 248 от 4.11.2002 г.
[60] Гроссман Д. «Их можно научить убивать».// Газета «На стороне подростка» № 5 от 2003 г.
[61] «Убийца спросил: «Ты веришь в Бога?»// «Вера и жизнь», №4, 1999 г.
[62] Крупский В. «Кровавая бойня в американской школе»// «Белорусская деловая газета», 1999 г.
[63] «Растление молодежи: психиатрия разрушает молодые умы»// Брошюра Гражданской комиссии по правам человека, 2003 г.
[64] Там же.
[65] Жилин И. Доигрались//Компьютер и жизнь, №18, 2000 г.
[66] Мариано Г. Семьи жертв коломбинской бойни судятся с гигантами рынка видеоигр //. ZDNet Express (UK) 25 апреля 2001 г.
[67] Федяшин А. «Кровавая бойня в Эрфурте»// Эхо планеты, 2002 г.,№19.
[68] Violent video game sells out after being blamed for murder// Independent, 05.08.2004
[69] Teen freeway snipers «inspired by video game»// Independent News. Posted on August 29, 2003.
[70] «Музыка навеяла»// "Компьютерра" №8 от 02 марта 2005 года
[71] Убийство по сценарию компьютерной игры//Компьютер-Информ № 21.
[72] Обзор новостей. // Журнал «Хакер» № 12, 2005 г., с. 10-12.
[73] Знаменский П. «Винничане опять бояться маньяка»// «Факты» от 5.12.2001 г.
[74] Мельник Е. «Наигравшись в "стрелялки", захотели убить по-настоящему»// Вечерняя Казань, № 84-85 от 28.05.2004 г.
[75] Там же.
[76] Там же.
[77] Подросток сломал пять ножей, убивая своего приятеля// «Журнал Русской Америки» от 18.10.05 г.
[78] Попов И. Виртуальная реальность// «Голос истины», № 10 (49) 2003 г.
[79] Ионова Е. «Нет компьютерной зависимости».// «Мой компьютер и связь» № 40 (153)
[80] Компьютерные игры// «Интерфейс» № 6 (15) от 20 марта 2003 г.
[81] Бондаренко А. «На компьютерные игры шестиклассник промышлял грабежами»// Приазовский рабочий, № 101 от 12 июля 2005 г.
[82] Новикова М. Доигрался до убийства// Российская Газета
[83] Бондаренко А. «Следствие по убийству семьи Севериных закончено. Суд никак не может начаться» // Приазовский рабочий, № 66 от 2003 г.
[84] Санкт-Петербургские Ведомости No 171(2561), 21 сентября 2001
[85] Усачев О. Игрушки ведут на нары.// «Частная собственность» № 40 (236) от 26 октября 2000 г.
[86] Человек стоит Xbox// «Путеводитель:PC ИГРЫ», № 14, 2005 г. стр. 4-8
[87] Крумкач В. Убийства в игре и жизни// Компьютерная газета,
[88] Ушаков К. Реальные законы для виртуального пространства//Журнал «CIO» № 4, 2004 г.
[89] Смирнова А. Компьютерные игры: развлечение или болезнь?// «Чердачок» от?.
[90] С. Галенкин. Эти плохие, плохие, плохие игры// «Домашний ПК», № 5, май 2003 г.