С точки зрения Л.С. Выготского, развитие ребенка – это постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением и построением личности ребенка. При этом переход от одной возрастной ступени к другой совершается через кризисные периоды.
Причина первых кризисов – назревшие противоречия между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения, которые его уже не устраивают.
Переход к следующему возрастному периоду предшествует появлению неудовлетворенности ребенка тем местом, которое он занимает среди людей, и стремлению это место изменить.
Возраст | Стабильный период развития | Критический период |
0–2 мес. | Кризис новорожденности | |
2 мес. – 1 год | Младенческий возраст | Кризис 1 года |
1–3 года | Раннее детство | Кризис 3 лет |
3–7 лет | Дошкольное детство | Кризис 7 лет |
7–13 лет | Школьный возраст | Кризис 13 лет |
13–17 лет | Пубертатный возраст | Кризис 17 лет |
Эльконин Д.Б. выдвинул гипотезу о периодичности процессов психического развития, которая выражается в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими
|
|
В пределах одной и той же деятельности можно выделить ее этапы:
1. Усвоение мотивов и задач деятельности.
2. Активность ребенка направлена на действия с предметами, их познание.
3. Познание взаимоотношений с людьми. Общение. В процессе общения формируются потребность, мотивы, цели другой складывающейся деятельности. Представим концепцию периодизации развития психики по Д.Б. Эльконину
Возраст | эпоха | Период | Ведущая деятельность | Тип отношений |
0-1 год | Раннее детство | Младенчество | Непосредственно-эмоциональное общение | Человек-человек |
1-3 года | Раннее детство | Раннее детство | Предметно-манипулятивная деятельность | Человек-предмет |
3-7 лет | Детство | Дошкольное | Сюжетно-ролевая игра | Человек-человек |
7-11 лет | Детство | Младш.школьн | Учебная деятельность | Человек-предмет |
11-13 лет | Подростничество | Младшее | Интимно-личностное общение | Человек-человек |
13-15 лет | Подростничество | Старшее | Учебно-профессиональная деятельность | Человек-предмет |