Техника речи

Речь человека основана на физиологических способностях его организма. Каждое произносимое слово состоит из ряда звуков, производимых: а) силой выдыхаемого воздуха; б) вибрацией голосовых связок; в) движением языка, губ, челюстей. В соответствии с этим данная глава содержит положения о дыхании, управлении голосом и дикции проповедника.

Дыхание. Большое значение для проповедника имеет правильное дыхание, которое состоит в умении вовремя и в достаточном количестве запасаться воздухом и экономно его расходовать. Осуществление этой задачи в значительной степени обусловливается способами дыхания*, наиболее подходящим из которых для проповедника является диафрагматический. При произнесении речи силой выдыхаемого воздуха производится вибрация голосовых связок — фонация голоса. При этом характерна следующая особенность дыхания: быстрое и незаметное вдыхание и медленное,

* Различают следующие способы дыхания: диафрагматический, реберный и ключичный. При диафрагматическом, или брюшном, типе дыхания увеличение грудной полости происходит в наибольшей мере, благодаря деятельности брюшной мышцы, которая опускаясь книзу, выпячивает органы брюшной полости. Этот способ дыхания принадлежит к числу наиболее естественных. Дыхание реберное производится поднятием кнаружи нижних ребер, или другими словами, - движением кнаружи обеих сторон туловища. Дыхание ключичное заключается в поднятии обеих ключиц с расширением верхушки грудной полости.

экономное выдыхание. Экономное и умелое использование запасенного

воздуха состоит в том, чтобы расходовать его в таком количестве, сколько требуется для создания звука. Никогда не следует расходовать запас воздуха до конца: в легких всегда должна оставаться небольшая часть воздуха. Практика показывает, что причиной быстрой утомляемости и перенапряжения мышц голосового аппарата является неправильное дыхание. Поэтому необходимо учиться контролировать свое дыхание еще до произнесения проповеди.

Управление голосом. Фонация голосовых связок, создаваемая силой выдыхаемого воздуха, может быть разнообразна. В соответствии с этим и голос говорящего может изменяться, различаясь по силе, высоте и длительности звучания. Проповедник должен уметь управлять голосом, знать, где надо усилить и ослабить его. где повысить и понизить, а где продлить или ускорить произносимую фразу. Эти изменения (модуляция) голоса должны соответствовать содержанию проповеди, что обусловливает выразительность речи проповедника. Сила голоса. В соответствии с характером излагаемой мысли голос на одной ноте можно усиливать или ослаблять. Усиление голоса уместно, когда возрастает сила общей мысли. Если же в содержании речи наблюдается смягчение главного понятия, то и голос проповедника должен ослабляться. Возьмем к примеру следующее предложение: «Бог видит и знает все: наши дела, наши слова, наши мысли, желания и самые сокровенные движения души и сердца». Здесь есть необходимость усиливать напряжение голоса по мере приложения понятий, от которых возрастает сила общей мысли. Напротив, когда понятия, следующие одно за другим, умеряют общую мысль, необходимо ослаблять и напряжение голоса. Например: «обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением» (2 Тим. 4,2). Напряжение голоса должно зависеть не только от содержания речи проповедника, но и от особенностей его голоса и акустики храма. Проповедники со слабым голосом должны знать следующие правила. В храмах с хорошей акустикой надо произносить слова так, чтобы звуки «перелетали», по возможности, за середину храма. В больших храмах проповедник должен направлять свой голос на широкий столб или какую-либо плоскость, чтобы оттуда звук по правилам акустики, отражался равномерно во все стороны. Не следует стоять так, чтобы произносимый звук попадал на открытые двери или окна. Если есть возможность, произнесение проповеди, по мысли св. Василия Великого, должно быть средним, чтобы «слово нинеслышно было по причине тихости, ни тягостнослуху радисильного напряжения голоса».

Интонация. Большое значение для слушателей имеет интонация голоса проповедника. «От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12,34). Самые высокие истины не тронут слушателей, если пастырь будет говорить равнодушно, тоном, не соответствующим значению этих истин. Ибо «интонацией в голосе, — пишет преп. Исидор Пелусиот, — можно по-разному воспроизводить одно и то же слово или имя». При чтении проповеди интонация строится на основании имеющихся в тексте знаков препинания: перед запятой и тире голос повышается, перед точкой и точкой с запятой понижается. Двоеточие требует предупредительной интонации, знак вопроса — вопросительной. Перед знаком восклицания тон голоса значительно повышается. Размышления на определенную тему, описание какого-либо предмета или явления следует произносить ровно и спокойно. Тональность голоса при этом должна быть средней, чтобы можно было, где необходимо, повысить или понизить тон речи. Места проповеди, отличающиеся особыми движениями мыслей и чувств, требуют, обычно, разнообразия тонов. Это бывает также при обличениях, предостережениях, молитве, при постановке вопросов, восклицаниях и других особенностях содержания и стиля проповеди. Однако проповедник должен остерегаться искусственной приподнятости тона, ибо патетизм изложения на церковной кафедре не всегда уместен. Противоположная крайность — монотонность речи, когда проповедник говорит одним тоном, не используя интонационных ресурсов своего голоса. Такая речь ослабляет внимание слушателей и даже утомляет их. К недостаткам произношения следует также отнести и изотонию, когда в каждом предложении одинаково поднимается и опускается тон речи.

Темп речи. Опытные гомилеты в отношении темпа речи советуют держаться середины между медлительностью, близкой к распеву, и торопливостью, подобной беглому чтению. Медленно говорящий утомляет слух и внимание аудитории, заставляя ожидать, пока выразится та или иная мысль; говорящий торопливо не дает возможности вникнуть в его слова, а иногда и уловить смысл сказанного, ибо в этом случае количество информации, передаваемой в единицу времени, может превысить «пропускную способность» человеческой психики. Подобные погрешности произношения могут происходить как от природных способностей и темперамента, так и от привычки говорящего. Все эти недостатки должны преодолеваться трудом проповедника по совершенствованию своей речи. Рекомендации относительно темпа речи, на которые должен ориентироваться проповедник, следующие. Проповедь, как вид публичного выступления, должна протекать в более медленном темпе, чем речь разговорная. Желательно говорить медленно, когда проповедь произносится в большом храме: отраженное эхо может накладываться на последующие слова. Оптимальный темп речи проповедника должен составлять около (70—80 слов в минуту).

В связи с вопросом о темпе речи следует сказать о паузах или остановках в произнесении. Паузы в публичной речи выполняют разнообразные функции. Прежде всего они служат обязательным элементом интонационного рисунка, подчеркивая наиболее важные моменты в выступлении и помогая сосредоточить внимание слушателей на них. Во время паузы общение со слушателями не прекращается, ибо каждая пауза содержит определенный смысл, не говоря уже о внешнем облике говорящего — его позе, мимике, выражении глаз. Умело используемые паузы помогают добиться лучшего воздействия на аудиторию. Кроме этого, паузы, облегчая дыхание, являются физиологической необходимостью для говорящего. В проповеди паузы употребляются в следующих случаях: 1) после начальных слов «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» следует не сразу обращаться к последующему тексту, а сделать довольно продолжительную паузу;2 ) после заглавного стиха (если такой есть) и каждой части поучения также следует делать остановки для лучшего усвоения содержания проповеди; 3) после задаваемых слушателям вопросов, требующих внимания и размышления. Небольшие остановки должны также делаться в соответствии со знаками препинания.

Относительно всех вообще остановок речи следует заметить, что они не должны быть очень продолжительными, так как слушателям может показаться, что проповедник часто забывает, о чем следует говорить, или же тщеславится своим словом.

Дикция проповедника. Кроме умения управлять голосом, проповеднику следует заботиться о правильном выговоре каждого звука, входящего в состав произносимых слов. Дикция, т.е. умение ясно и правильно произносить отдельные звуки и звукосочетания, из которых строится речь, является фактором, определяющим успешное произнесение проповеди. Ибо степень слышимости речи говорящего, в частности, в обширных собраниях, определяется не столько силой голоса, сколько правильной дикцией: отчетливой артикуляцией, ясным, звучным произношением слов в предложениях. «Бывает нередко, — пишет один из отечественных гомилетов, — что шума от речи в храме много, голос оратора чуть не хрипнет от громких крикливых нот, — а слов его никто не разбирает, понять и выделить сознанием ничего нельзя. И наоборот... и средний, даже, как наблюдали мы, прямо слабоватый голос проповедника внятно звучит во всем храме, до самых дверей, раз артикуляция слогов у него ясна и голосом своим он владеет хорошо и пользуется продуманно, внимательно и целесообразно»*

Главное условие хорошей дикции — сообщение каждому произносимому звуку надлежащей полноты звучания. Первым врагом хорошей дикции является торопливость речи, при которой скрадываются или «проглатываются» отдельные звуки и слоги, особенно в окончаниях слов. Чтобы избавиться от проглатывания или глухого звучания слов, необходимо медленное, а иногда и чеканное произношение каждого звука или слога. Большое значение для дикции имеет также твердое и ясное произношение начального звука каждого слова. Неясность выговора может состоять не только в проглатывании звуков, но и целых слов. Это бывает чаще всего тогда, когда в тексте встречаются длинные предложения или синтаксические периоды. Причиной скрадывания в этом случае является ослабление функций органов дыхания, утомленных длинным рядом предыдущих слов.

* Вознесенский Н., прот. Курс Гомилетики. Литография. Без.тит.листа, с.106.

Лучшее средство борьбы с подобным недостатком — относительная краткость синтаксических построений. Обкрадывание же слов в середине предложений обуславливается не иначе, как торопливостью и невнимательностью говорящего. С этими недостатками проповеднику следует вести борьбу.

*****

Для того, чтобы овладеть техникой правильного и выразительного произношения, требуется труд и серьезное отношение к этой сфере проповеднического творчества. Гомилетические руководства предлагают начинающим проповедникам рекомендации относительно использования системы упражнений по развитию и совершенствованию техники речи. На первом месте стоят упражнения по развитию правильного дыхания: в целях сообщения силы своему голосу проповедник должен позаботиться о развитии дыхательного аппарата.

Для достижения выразительности речи лучшим средством является чтение, вслух. Чтение занимает середину между разговорной речью и пением. Оно, как и пение развивает легкие, укрепляет дыхательные мышцы, приучает владеть дыханием. Умеренность нагрузки, ритмический характер произношения слов, замедленность этого произношения, сравнительно с разговорной речью — все это делает чтение вслух важным средством для развития голоса. И, наконец, наиболее эффективным средством укрепления органов дыхания и голоса является пение. Пение не только укрепляет голос, но и способствует его развитию: расширяется диапазон, увеличивается гибкость, чистота и ясность его звучания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: