План
1. Ответить на вопросы:
1. От чего зависит успех общения?
2. Что такое социальный статус и социальная роль? В чём их отличие?
3. Что такое стереотипы ролевого поведения? В каких устойчивых выражениях они выражаются?
4. Что такое симметричное и асимметричное общение?
5. Изложите суть трансакционного анализа. Что такое параллельные и непараллельные трансакции? Какие роли доминируют у вас?
6. В каких текстах встречаются примеры социального статуса, социальной роли, симметричного и асимметричного общения, параллельных и непараллельных трансакций?
7. В чём заключается сущность коммуникативного конфликта? Как погасить речевую агрессию?
8. Приведите примеры инвективы у разных народов.
9. Охарактеризуйте три типа языковой стратегии коммуникативного конфликта. Какая стратегия является для вас доминирующей?
10. Охарактеризуйте три уровня коммуникативной компетенции по типу доминирующей установки по отношению к участнику общения. Какой уровень свойствен вам?
11. Что такое жанр, субжанр, гипержанр? Какие жанры вы знаете? В каких жанрах доминирует роль говорящего / слушающего? Какие жанры коммуникации вызывают у вас затруднения? Какие – нет?
|
|
12. Какие тактики ссоры вы знаете? Какие из них используете?
13. Что такое первичные и вторичные жанры, по М. Бахтину? Приведите примеры.
14. Охарактеризуйте жанр болтовни /комплимента / светской беседы.
15. Что такое творчество? Чем языковое творчество отличается от детской речи и языкотворчества новичка в иностранном языке?
16. Дайте общую характеристику языковой игре.
17. Назовите типы языковой игры: фонетические, лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, стилистические.
18. Найдите примеры языковой игры в творчестве М. Жванецкого, М. Задорнова, Г. Остера. Определите её виды.
19. Что такое речевая субкультура? Назовите её источники.
20. Найдите современные тексты, живущие в сознании говорящих помимо их воли.
2. Виписать 3 примера языковой игры из современных литературно-художественных журналов или авторских текстов. Объяснить механизм её возникновения и функции.
3. Пранализировать интересную коммуникативную ситуацию из какого-либо художественного текста (определить типи трансакций, стратегии ведения конфликта и уровни коммуникативной компетенции говорящих).
Литература к занятию
1. Горелов И.П., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. -М., 2001.
2. Ушакова Т.Н. Основы психолингвистики.
3. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики
4. Методині вказівки до вивчення курсу «Основи мовленневої діяльності». -
Дніпропетровськ, 2001.
5. Бацевич Ф.С. Основи комунікативної лінгвістики. Підручник. – К.: Видавничий центр «Академія», 2004. – 344 с.
6. Яшенкова О.В. Основи теорії мовної комунікації: навч. посіб. / О.В. Яшенкова. – К.: Академія, 2010. – 312 с.
7. Семенюк О.А., Паращук В.Ю. Основи теорії мовної комунікації: навч. посіб. / О.А. Семенюк, В.Ю. Паращук. – Кіровоград, РВВ КДПУ, 2007. – 276 с.
8. Матьяш О.И., Погольша В.М., Казаринова Н.В., Биби С.А., Зарицкая Ж.В. Межличностная коммуникация. – Спб.: Речь, 2011.