Общая характеристика антимонопольного регулирования

Перед нами центральная тема блока Публичной организации предпринимательства. Базовый закон – «О защите конкуренции» от 26.07.2006. Закон содержит ряд важнейших понятий:

ü Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке (монопольно) воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Конкуренция сама по себе не может поддерживаться, ее нужно поддерживать. Суд, админ органы должны защищать конкуренцию и ограничивать монополию. Иначе монополия естественным путем получит себе экономическую власть, а потом политическую.

ü Товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот

ü Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. Рынок нас интересует как пространство обращения товаров.

ü Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход (или осущ-т координацию эк д-ти, т.е. т.и.и. влияет на состояние рынка), индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации; группа лиц, которая влияет на условие конкуренции, если есть негласное соглашение и т.д.

Ст. 9 – определение «группы лиц»: действие лиц на опр рынке с целью определенной. В з-д-вах зарубежных стран норм прописали все это. У нас же – перечень признаков в ст. 9. При анализе видно, что он не жестко закрытый. Лучше дать примерный перечень, но общий критерий тоже выделить.

ü Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке опр товара в соответствии с опр критерием – включается в реестр лиц, занимающих доминирующее положение, включается под контроль. Это исключит положение хоз субъекта или группы лиц на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения данного товара или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам, когда доля этого субъекта на рынке опр товара составляет 50% и более, за исключением случаев, предусмотренных законом.

-Колич критерий – 50 % и более доли на рынке,

-качественный – затрудняет доступ на рынок другим хоз субъектам. Это все дб оценено специалистами.

Мб признан доминирующим и тот субъект, доля которого меньше 50%, но не превышает 35% - в законе все условия. Иное тоже мб предусмотрено (например, 3 субъекта занимают 50% рынка, на каждого пришлось бы меньше 35%, но все равно как группа признаются).

Субъекты естественных монополий по определению занимают доминирующее положение на рынке.

Есть спец условия признания доминирующим для кредитных, страховых организаций = тут надо смотреть акты ЦБ РФ, Правительства.

В целом мы отражаем направление зарубежных стран (с некоторыми косяками типа группы лиц).

Система антимонопольного регулирования. В принципе, их 2:

1) Американская: предусмотренные законом акты монопольной д-ти считаются незаконными. Общий подход – запрет. Запрет влечет судебное разбирательство. *Законы Шермана, Клейтона – история. Амер система антимонопольного регулирования не характеризуется развитой системой админ органов, которые бы надзирали за состоянием рынка.

2) Европейская: монополистическая д-ть допускается, если не нарушается свобода конкуренции. Каждый акт монополизма подлежит оценке с тз его воздействия на экономику, предпринимаются попытки ввести в русло. Иначе – от-ть, реорганизация, ликвидация принудительная. Франция, Германия, Япония, РФ (у нас есть ФАС, Фед служба по тарифам – контролируют естественные монополии).

З-д-во о защите конкуренции:

ü КРФ – ст. 8 (единство эк пространства, свободное перемещение товаров и т.д.)

ü ГК РФ – ст. 9, 10 (нельзя использовать гр права в целях ограничения конкуренции, нельзя злоупотреблять правами), 1033, 1156. Монополия изобретателя поддерживается. Если правообладатель не пользуется рез-том своей инт д-ти – его монополия мб прекращена и разрешен допуск к использованию рез-та его инт труда. Или д-р коммерческой концессии (передается исключит право на использование) – такие монополии поддерживаются.

ü Закон о защите конкуренции

ü Закон об АО (ст. 10 – нельзя иметь в качестве единственного учредителя др общество, состоящее из 1 лица по общему правилу), если общество приобрело более 20% голосующих акций, нужно объявить об этом в особом порядке (ЦБ и т.д.)

ü Закон о рынке ценных бумаг – ст. 2 дефиниции, запрет совмещения ряда видов д-ти на рынке ценных бумаг. Или с разрешения ЦБ можно.

ü Закон о рекламе. Сам по себе обеспечивает конкуренцию – о распространении достоверной информации о товарах.

Органы и методы антимонопольного регулирования и контроля.

ФАС и ФСТ. Есть предложение их объединить в одну службу. Как делится их компетенция?

---ФАС –антимонопольный контроль за рынком,

---ФТС – исключительный орган, осущ-щий контроль за естественными монополиями.

Как они действуют?

ü Анализируют рынки,

ü дают предписания о нарушении з-д-ва,

ü обращаются в суд,

ü могут ставить вопрос о принудит реорганизации/ликвидации,

ü ценовый метод ФСТ использует (типа цены в метро определить)

Цену определяя, органы преследуют задачи:

-обеспечить развитие монополии

-обеспечить потребности населения (минимальные потребности для эл/энергии – для больницы, для стратегических объектов)

Последствия нарушения:

ü Гр-пр от-ть в виде возмещения убытков

ü Админ от-ть (штраф)

ü Угол от-ть (ст. 178 – установление монопольно высоких или монопольно низких цен – при умышленности и последствиях определенных).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: