Подряд.
Акцент на нормах, опосредующих вертикальные отношения в этой отрасли. Давая общую х-ку з-д-ву о выполнении работ, отметим 2 направления развития з-д-ва в зависимости от того, какой характер носят регулируемые отношения:
1. Отношения в области частного права. Строит-во, кап строительство. В СССР регулирование подрядных отношений было дифференцировано – ГК 1964: нормы о собственно подряде (глава 30), нормы о подряде на капстроительство (глава 31). Такая дифференциация отражает обст-ва, что нормы о подряде регулируют отношения гр права бытового свойства.
В сферу д-ти социалистических орг-ций простые гр-не могли вторгаться – нормы о подряде на капстроительство там были. Совмину были делегированы полномочия – отсылка из ГК 1964, Совмин принял правила д-ра подряда на капстроительство. Плюс ведомственное нормотворчество.
В середине 1990ых годов: выбран монистический путь, перестали противопоставлять подряд и подряд на капстроительство. Нормы о строит подряде из главы 37 ГК 1964 инкорпорированы в текущий ГК в содержательной части.
|
|
От подряда отпочковались подрядообразные договоры:
-выполнение науч-исслед, опытно-конструкторских и технологических работ = глава 38 ГК.
Первый параграф главы 37 ГК – объединяет подряд и подрядообразные договоры. Далее – 4 разновидности подряда:
-бытовой
-строительный
-на выполнение строит и изыскат работ
-гос контракт на выполнение подрядных работ для публичных нужд
Критерии, по которым з-д-ль классифицировал подрядообразные договоры – субъективизм з-д-ля: отсутствует единственный классификационный критерий. Два критерия обособления:
1) Специальный субъектный состав: бытовой подряд, подряд для публичных нужд
2) Х-р работы – строительный подряд и проектно-изыскательские работы
Применительно к рег-нию бытового подряда и подряда для публичных нужд з-д-ль использовал бланкетный прием: ЗПП, ФЗ № 44.
З-д-ль много императивных норм, в тч в специальных законах создает. Можно условно выделить строительное право, скорее строит з-д-во.
В сфере строительного права сущ-т несколько пластов регулирования:
v ФЗ:
ü ФЗ об архитектурной д-ти в РФ 1995,
ü З об экол экспертизе 1995
ü ФЗ о промышленной безопасности опасных производственных объектов 1997
ü ФЗ об инвестиционной д-ти в РФ, осущ-мой в форме капвложений 1999 (возрождение спец з-д-ва о капстроительстве)
ü З о техническом регулировании 2002
ü ФЗ об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости 2004. Членство в ТСЖ, участие в ценбумагах – вексельные отношения, третий вариант: заключение предварит договоров – чтобы обойти требования ФЗ № 214, вместо дольщиков пайщики, также такой вариант обхода закона. Сделки по ст. 168 будут недействительны как противоречащие закону. Единственная форма, требуемая в законе – договор об участии в долевом строительстве. Это не публ д-р, понудить к заключению нельзя. Предмет д-ра – привлечение ден средств, в обмен застройщик предоставляет объект недвижимости.
|
|
Одна из классификаций актов в сфере строительного права – классификация на НПА и нормативно-технические акты, они включают стандарты для безопасности в данной сфере. Сейчас стараемся создать получше такие акты, лучше, чем в СССР, с ориентировкой тех стандартов на международные. В СССР была такая нормативно-тех документация:
А) фед нормативно-технич документы
Б) строит нормы и правила – СНИПы. Их формирование осущ-сь в рамках трех уровней:
№1-гос СНИПы (аля федеральные теперь)
№2-нормативные документы субъектов РФ
№3-производственно-отраслевые нормативные документы
СНИПы – собрание нормативных положений, регламентирующих проектирование и строительство. СНИПы построены на описании наиболее оптимальных форм проектирования и осущ-ния строит д-ти. В них также регламентирована приемка строит работ. По своей структуре СНИП – норма из 4 частей:
---Часть № 1. общие положения – терминология и т.д.
---Часть № 2. общие положения о проектировании, о противопожарной норме
---Часть № 3. Геодезические работы, строительство и приемка объекта.
---Часть № 4. Указание по разработке сметных норм, опр-ние стоимости материалов.
В советские времена СНИПы имели обязательный характер. Зачастую СНИПы содержали не только технические, но и правовые нормы. Значит, подлежали СНИПЫ обязательной регистрации в Минюсте под страхом недействительности. Практическое значение подобной регистрации. Отсутствие ссылок в договоре на строит права – не освобождает от их соблюдения.
В) ГОСТы.
В СССР – гос общенародные стандарты. 1925 – при Совете труда и обороны СССР был создан Комитет по стандартизации, начал разработку ГОСТов. О продовольственной продукции и все сферы народного хоз-ва.
Общеросс классификатор стандартов.
После развала СССР в независимых гос-вах ГОСТы исп-ся – ГОСТ Р = значит, Российский ГОСТ.
Г) своды правил по проектированию и строительству
Однако, данная система развалилась. 1990ые – начало 2000 – началось реформирование системы стандартов.
ü 27.12.1002 принят ФЗ № 184 О техническом регулировании. Выделены 2 понятия:
-технический регламент – обязательны.
-стандарт (в тч ГОСТ) – их применение было добровольным
ü В 2009 году был принят Технический регламент в форме ФЗ от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент» о безопасности зданий и сооружений. Поменялась в рез-те система нормативно-тех актов. СНИПы стали именоваться Сводами правил. Необходимость актуализации СНИПов. До конца 2000ых з-д-ль не делал эту работу, в 2008 – первые проекты актуализированных СНИПов, но не были утверждены они.
ü В 2010 году была изменена юр техника, при помощи которой обеспечивалось введение нормативно-технических актов в оборот. Такое изменение было связано с тем, что применение закона № 184 было обеспечено тн Перечнем национальных стандартов и сводов правил. Он утвержден ППравительства 21.07.2010 №1047-. Этим перечнем была актуализирована незначит часть СНИПов. Хотя многие советские СНИПы все еще действуют. С формально-тех тз применение ГОСТов не обязательно, за исключением тех, что обеспечивают нац безопасность, здоровье населения и т.д. противоречие между формализованной базой и реальной нормативно-тех базой (где зачастую исп-ся СНИПы советские).
ü Итог: создание и реформирование системы нормативно-тех актов обеспечивается сегодня:
1) З о тех регулировании
2) З = Тех регламент о безопасности зданий и сооружений
3) Перечень нац стандартов и сводов правил от 21.07.2010
4) Приказ фед агентства по техрегулированию и недрологии – от 1.06.2010 №2079. Так и не понятно, почему регулирование такое.