Психологического исследования

Реферативный журнал. Т.4.Биология. Раздел 04П. Психология. ВИНИТИ РАН, 2008.

//Куликов Л.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: методические рекомендации по проведению Спб., Речь. 2001.

Общие вопросы психологического исследования и психодиагностики

Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х кн. Пер. с англ. /Под ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского. М., 1982. — Изложены основные принципы построения тестов, способы их оценки и правила применения, проанализированы многие известные тесты.

Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. Л.: ЛГУ, 1982. 101 с. — Освещены вопросы практической разработки и стандартизации тестовых методик.

Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство. СПб.: СПбГУ, 1991. 76 с. — Освещены основные вопросы методологии психологического исследования: постановка задач, организация экспериментального исследования, планирование эксперимента, формулировка выводов, интерпретация и оценка результатов. Целью практикума является формирование умений для проведения экспериментального и прикладного исследования.

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: Учеб. пособие. Пер. с англ. М.: МГУ, 1982. 464 с. — Общая методология экспериментального исследования, грамота психологического эксперимента.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., «Питер». 2000. — Изложены методологические основания психологического исследования, дана классификация и характеристика эмпирических методов. Подробно рассматриваются процедура и организация психологического эксперимента, способы контроля переменных, схемы экспериментальных планов. Одна их глав посвящена социально-психологическим аспектам взаимодействия испытуемого и экспериментатора.

Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983.

Как провести социологическое исследование /Под ред. М.К.Горшкова, Ф.Э.Шереги. М.: Политиздат, 1990. — Технология социологического исследования для начинающих.

Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: Учебник. — М.: Изд-во Моск. ун-та, ЧеРо, 1997. — 256 с. — В учебнике представлены основные нормативы и проблемы экспериментального метода в психологическом исследовании.

Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. 392 с. — Рассматриваются методологические проблемы экспериментального метода в социальных науках.

Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. 256 с. — Фундаментальное исследование, подводящее итоги многолетней работы видного отечественного психолога и руководимого им коллектива.

Методы исследования в психологии: квазиэксперимент: Учебное пособие для вузов. — М.: Издательская группа "ФОРУМ"-"ИНФРА-М", 1998. –296 с. — Учебное пособие представляет те виды организации психологических исследований, которые примыкают к экспериментальным, но в строгом смысле таковыми не являются.

===Общая психодиагностика /Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М., 1987. 304 с. — Освещены отечественные и зарубежные разработки в области психодиагностики, вопросы теории, истории и методологии психодиагностики, проанализированы конкретные методики.

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие /Ред. А.А.Крылов, С.А.Маничев. СПб., Питер. 2000.

Психологическая диагностика: проблемы и исследования /Под ред. К.М.Гуревича. М., 1981. 232 с. — Анализируются наиболее распространенные психологические и психофизиологические диагностические методики. Рассмотрены тесты интеллекта, специальных способностей, методики изучения межличностных отношений, личностных свойств, свойств нервной системы и их проявлений.

Развитие и диагностика способностей /Отв.ред. В.Н.Дружинин, В.Д.Шадриков. М., 1991. 181 с. — Рассмотрены вопросы применения методов психологической диагностики способностей в школьной практике в условиях традиционного и развивающего обучения, а также диагностики способностей в ходе профессиональной консультации, профессионального отбора и аттестации кадров.

Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. Л.: ЛГУ, 1990. 256 с. — С позиций системного подхода описаны основные закономерности психического развития, возрастные изменения психики.

Сластенин В.А., Мажор Н.Е. Диагностика профпригодности. М., 1992. — Рассмотрен большой ряд диагностических методик, необходимых для определения профпригодности.

Семенов В.Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях: Учеб. пособие., Л.: ЛГУ, 1983. 104 с. — Изложены методологические принципы и методические подходы к анализу документов.

Суслов В.И., Чумакова Н.П. Психодиагностика: Учеб. пособие. СПб.: СПбГУ, 1992. 58 с. — Проанализированы основные принципы психодиагностики, рассмотрены вопросы использования ряда наиболее разработанных личностных тестов.

Черны В., Колларик Т. Компендиум психодиагностических методов. В 2-х т. Братислава, 1988. — Рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с психодиагностикой, дан обзор многих диагностических методик разного назначения.

Эргономика: Учебник /Под ред. А.А.Крылова, Г.В.Суходольского. Л.:ЛГУ, 1988. 184 с. — Описан ряд методов эргономических исследований и оценок, предложены способы преодоления трудных психических состояний человека, возникающих в процессе работы.

Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: “Самарский университет”, 1995. 331с. — Детально излагаются теоретико-методологические основания разработки программы социологического исследования. Описаны методы сбора и анализа социальной информации, а также требования к организации теоретико-прикладных и прикладных социологических исследований.

Книги с набором методик различного назначения

Альманах психологических тестов. — М.: «КСП», 1995, 400 с.

Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека /Под ред. И.А.Полищука, А.Е.Видренко. 2-е изд. Киев, 1979. 124 с. — Атлас предназначен для изучения по многим параметрам нарушений психики.

Вассерман Л.И„ Дорофеева С.А„ Меерсон Я.А., Трауготт Н.Н. Набор нейропсихологических диагностических методик. Серия: Выпуск 20, М.: Фолиум, 1994, 48 с. — Приводятся оригинальные задания, система оценки, шкалы для оценки качественных нарушений речи, топико-диагностические таблицы и описания наиболее существенных нейропсихологических симптомов. Назначение —диагностика, оценка степени выраженнос­ти динамики восстановления расстройств речи, гнозиса, праксиса, и др. высших психиче­ских функций, в том числе у детей и подростков с задержкой психического развития.

Методики изучения психологических особенностей личности студентов (Методическая разработка к курсу «Психология самопознания и саморазвития личности»). СПб., "Образование", 1993. Составитель И.И.Скрипюк.

Методы исследования межличностного восприятия: Спецпрактикум по социальной психологии /Под ред. Г.М.Андреевой, В.С.Агеева. М., 1984.

Мургулец Л.В. Методы социально-психологической диагностики. Л.: ЛГУ, 1990. 71 с. — Описаны методы диагностики личности, межличностных отношений, биографические методы изучения жизненного пути.

Платонов К.К. Психологический практикум. М., Высшая школа, 1980. 165с. — Содержание и методы практических занятий по психологии. Приведены методики, не требующие специального оснащения.

Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика /Ред. В.В.Столин, А.Г.Шмелев. М., 1984.

Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. М., 1989. — Приведен большой ряд методик различного назначения.

Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М., 1990. — Описаны конкретные методики определения ряда личностных особенностей.

Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие /Ред. А.А.Крылов. Л.: ЛГУ, 1990. 272 с. (2-е изд. 1997) — Изложены основы конструирования психологического инструментария, в 43-х заданиях практикума описаны методики диагностики, консультирования, развития, тренинга, коррекции и психотерапии.

Психологические методы исследования в клинике. Л., 1967. 324 с. — Рассматриваются многие вопросы диагностики личностных свойств и психических отклонений.

Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. — 264 с. — Представлены психологические методики, диагностирующие уровень психического развития, личностные свойства и межличностные отношения детей различных возрастов, индивидуально-типологические и психофизиологические особенности личности, профес­сиональную направленность, мотивы, интересы и педагогические способности.

Реан А. А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. —СПб., Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 288 с. — Рассмотрены вопросы диагностики мотивации, ответственности, самоотношения, акцентуаций характера, агрессивности. Детально описан ряд методик.

Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (практическое руководство). СПб, 1998, 168 с. — Книга представляет собой методическое руководство по применению экспериментальных методик исследования психики человека (сенсомоторной сферы, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы) с целью выявления и квалификации нарушений. Всего описаны 34 экспериментальных методики. В конце книги помещен раздел о выборе и интерпретации экспериментальных методик. В виде иллюстраций и примеров приводятся результаты исследования, характерные для различных психических заболеваний.

Сафонов В.К., Суворов Г.Б., Чесноков В.Б. Диагностика нейродинамических особенностей: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. - 68 с. — В пособии дано описание апробированных методов измерения проявлений свойств нервной системы и процедуры их проведения, шкалы перевода первичных данных измере­ния в нормированные единицы, рекомендации по использованию оценок выраженности конкретных свойств нервной системы в общении, постановки индивидуальных задач, ор­ганизации и регламентации выполнения деятельности.

Книги по детской и подростковой психодиагностике

Активные методы в работе школьного психолога. /Ред. Дубровина И.В. – М., 1990.

Активные формы работы практического психолога. /Ред. Разуваева Т.Н. - Шадринск, 1994.

Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.

Болдырева С.А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. М., 1974.

Бугрименко Е.А. и др. Руководство по оценке качества математических и лингвистических знаний школьников. М., 1992.

Буткин Г.А., Ильясов И.И., Сохина В.П. Спецпрактикум по педагогической психологии. М., 1979.

Варданян Г.А. Диагностика и коррекция умственного развития в начальных классах. Ереван, 1985.

Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. М., 1972.

Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. Челябинск, 1979.

Гильбух Ю.3. Психодиагностика в школе. М. 1989.

Готовность к школьному обучению детей с задержкой развития 6-летнего возраста. /Ред. Лубовский В.И., Цыпкина Н.А. - Л., 1989.

Гуревич К.М. и др. Школьный тест умственного развития (ШТУР). М. 1987.

Дети с задержкой психического развития. /Ред. Власов Т.А. и др. - М., 1984.

Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. Ч.1. /Ред. Чебыкин А.Я. - М., 1990.

Диагностика интеллектуального развития учащихся. /Ред. Авотиньш В.А. - Рига, 1980.

Диагностика психологической готовности ребенка к школе. Ч.1. /Ред. Кушнир Н.Я., Антипенко О.Е. - Минск, 1991.

Диагностика умственного развития дошкольников, /Ред. Венгер Л.А., Холмовская В.В. - М., 1978.

Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. /Ред. Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. - М., 198).

Диагностика школьной дезадаптации. /Ред. Беличева С.А. и др. – М. 1993.

Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. /Ред. Дубровина И.В. и др. - М., 1987.

Жабицкая Л.Г. Психодиагностика для учителя. Кишинев, 1990.

Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. М., 1985.

Зак А.3. Дебют мыслителя. Как проверить и развить интеллект ребенка 6-10 лет. М., 1993.

Иванова А.Я. "Обучающий эксперимент" как метод оценки умственного развития детей. М., 1973.

Изучение школьника и составление его психологической характеристики: Методические указания к практике по психологии. Л.: ЛГПИ, 1986. 27 с. — Приведен ряд конкретных методик для составления характеристики школьника.

Карпова Г.Ф., Михайлычев Е.А. Методика изучения личности учащихся ПТУ: Метод пособие. М., 1989. 126 с. — Описаны конкретные методы анкетирования, социометрии, наблюдения и опыт их использовани, даны рекомендации по применению.

Клинико-психологическая диагностика взаимоотношений в семьях подростков с психопатиями, акцентуациями характера, неврозами и неврозоподобными состояниями. /Сост. Эйдемидлер Э.Г. - Л., 1987.

Клинико-психологическое исследование глухих детей со сложным дефектом, /Ред. Певзнер М.С., Розанова Т.В. - М., 1980.

Ковалев С.В. Подготовка старшекласников к семейной жизни: Тесты, опросники, ролевые игры. М., 1991.

Либин А.В., Либин В.В. Особенности предпочтения геометрических форм в конструктивных рисунках (психографический тест предпочтений ТиГР): Методическое руководство. М., 1994.

Лидерс А.Г., Колесников В.Г. Тест школьной зрелости. Обнинск, 1992.

Лидерс А.Г. Анисимова И.В. Активная психодиагностическая работа с подростками группы риска. М.: Фолиум, 1994 г., 96 стр. — В сборник вошли как известные, так и оригинальные методики, предназначенные для нетрадиционного использования в активной развивающе-профилактической работе с подростками группы риска.

Литвинова P.M. Методы психологического исследования семейных отношений в психокоррекционной работе воспитателей детского сада. Ставрополь,1994.

Лутошкии А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М., 1988.

Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителей. М., 1990.

Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М., 1993.

Меньшиков В.Г. Диагностика акцентуированных черт характера и типов акцентуаций у школьников. Екатеринбург, 1993.

Методы изучения и диагностики психического развития ребенка. /Ред. Непомнящая Н.И. - М., 1975.

Методы экспериментального изучения индивидуальных психологических особенностей школьников. /Ред. Симанков Б.М. и др. - Куйбышев, 1974.

Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе. М., 1994.

Непрерывная школьная практика по психологии /Ред. А.И.Щербаков. Л., 1987. — Даны программы и методический инструментарий для сбора и анализа психологических данных в школе.

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1993.

Озерецкий Н.И. Метод массовой оценки моторики у детей и подростков. М., 1929.

Определение готовности к школьному обучению. /Сост. Земцова Л.И., Сушкова Н.Ю. - М., 1988.

Особенности психического развития детей 6-7детнего возраста, /Ред. Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. - М., 1988.

Отбор детей во вспомогательную школу, /Сост. Власов Т.А. и др. – М. 1983.

Отношения между сверстниками, /Ред. Репина Т.А. - М., 1978.

Первичная психологическая профконсультация. Врачебная профконсультация (методические рекомендации). /Ред. А.А.Крылов, В.П.Заяц. Составители: Л.А.Головей, Н.А.Грищенко, Э.С.Рутенбург и др., Л., 1988.

Проблемы диагностики умственного развития учащихся. /Ред. Калмыкова З.И. - М., 1975.

Проблемы психодиагностики, обучения и развития школьников. /Ред. Матюшкин А.М. - М., 1985.

Прутченков А.С., Сиялов А.А. Эй, ты параноик!!! О психотипах личности, о диагностике акцентуации характера детей и педагогической помощи им. М., 1994.

Психодиагностические материалы по изучению личности школьника. Минск, 1989.

Психолого-педагогическое изучение личности учащегося. /Ред. Степанова В.Г. - М., 1979.

Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. /Ред. Запорожец А.В., Неверович Я.З. М., 1986.

Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики "Лурия-90". М., 1991.

Солнцева Л.С., Галкина Т.В. Метод исследования личности учащегося. М., 1993.

Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий. /Ред. Беличева С.А. - М., 1993.

Сравнительная динамика развития детей. /Ред. Авотиньш В.А. - Рига, 1986.

Тигранова Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей. М., 1978.

Учителям и родителям о психологии подростка. /Ред. Аракелов Г.Г. - М., 1990.

Диагностика групповых процессов

Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л.,1970. 87 с. — Систематизированное изложение основ социометрии: техники и процедуры социометрических измерений. Дан краткий исторический очерк истории метода.

Будасси С.А. Об одном способе измерения плотности группы //К вопросу о диагностике личности в группе. М., 1973.

Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979.

Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Практическое пособие. Киров, 1991, 96 с. — Большая часть представленных методик основана на анализе "свободных описаний" различных коммуникативных ситуаций, задаваемых экспериментатором вербально или с помощью изобразительных средств. Это создает возможности согласовывать ситуацию обследования с контекстом реальной или потенциально возможной сферы жизнедеятельности обследуемого.

Захаров В.П. Удовлетворенность трудом (Описание и измерение) //Личность и деятельность. Л., 1982. Вып.11. — Методика в виде опросника имеет два варианта: 1) для инженеров и конструкторов, 2) для рабочих и бригадиров.

Кричевский Р.Л., Смирьянова М.М. Удовлетворенность групповым членством как функция соотношения феноменов лидерства и руководства //Вопр. психологии. 1981. N 3. — Методика предназначена для оценки удовлетворенности членов группы своим участием в ней, степени принятия ими руководителя в качестве лидера (делового и эмоционального).

Лутошкин А.Н. Психологический климат первичного производственного коллектива: (Методические рекомендации для мастеров и поммастеров по изучению и формированию психологического климата первичного производственного коллектива). Кострома, 1977.

Психологическая теория коллектива /Под ред. А.В.Петровского М., 1979. — Рассмотрена методология исследования коллектива, приведены методики изучения групповой сплоченности.

Пути совершенствования практических занятий по психолого-педагогическим дисциплинам в высшей школе: Сборник научных трудов /Под ред. Р.С.Немова, И.И.Левтиной. М., 1979.

Русалинова А.А. Изучение социально-психологического климата в первичных производственных коллективах // Социально-психологический климат коллектива. Теории и методы изучения. М., 1979. — Описаны способы сбора и анализа информации о социально-психологическом климате.

Социально-психологический климат коллектива. Теории и методы изучения. М., 1979.

Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. М., 1980. — Приведен адаптированный вариант методики Ф.Фидлера для оценки психологического климата в группе (члены группы оценивают климат по ряду шкал).

Цехновичер В.М. Способ измерения показателя ценностно-ориентационного единства малой группы //Вопр. психологии. 1984. N 2.

Шпалинский В.В. Экспериментальное изучение параметров малых групп //Вопр. психологии. 1972. N 5.

Щербина В.В. Измерение уровня сплоченности первичного производственного коллектива //Изв. Сибирского отд. АН СССР. Сер. Экономика и прикладная социология. 1985. N 12.

Диагностика семейных отношений

Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. — М.: «КСП», 1997, 320 с. — Выпуск «Альманаха» посвящен рисуночным тестам и их применению в практике психолога. Описаны методики «Дом-Дерево-Человек» и «Рисунок семьи».

Архиреева Т.В. Методика измерения родительских установок и реакций. Новгород, 1992.

Бернс Р.С., Кауфман C.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки /Пер. с англ. М., Смысл, 2000. – Методическое руководство по рисуночной методике психодиагностики личностных проблем детей старшего дошкольного и школьного возраста.

Столин В.В., Романова Т.Л., Бутенко Г.П. Опросник удовлетворенности браком //Вестник МГУ. Сер. «Психология».1984. № 2. Семья.

Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие. /Серия: "Психодиагностика: педагогу, врачу, психологу. (Вып. 1) Под общей редакцией д-м.н., проф. Л.И.Вассврмана. М.: "Фолиум", 1996, 48 с. — Пособие знакомит с методами семейной диагностики — оригинальным опросником "Анализ семейных взаи­моотношений" (АСВ), проективным тестом "Семейная социограмма" и методом семейной генограммы, а также с разработанной автором моделью семейной психотерапии.

Диагностика межличностных отношений

Александрова Ю.В. Построение и валидизация проективной методики для диагностики отношения к другому человеку. //ПЖ. Т.20. 1999, № 3, 111-118.

Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., 1987. — Описан ряд разработанных и адаптированных методик: самоактуализационный тест, шкала любви и симпатии и др.

Агеев В.С., Базаров Т.Ю., Скворцов В.В. Методика составления социально-психологической характеристики для аттестации кадров. М., 1986. — Приведены методики аттестации кадров, в том числе методики оценки руководителем своих деловых качеств.

Бахарева Н.В. Шкала приемлимости как метод изучения взаимоотношений //Человек и общество. Проблемы социального планирования /Под ред. Б.Г.Ананьева. Л., 1970. Вып 7. — Методика позволяет количественно оценить межличностные отношения в группе, статус ее отдельных членов. Приведена апробированная методика экспертной оценки аттестуемых.

Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Методика исследования межличностных отношений ребенка. М.: Фолиум, 1994, 64 с. — Методические рекомендации по применению адаптированного авторами пособия проективного теста Рене Жиля, предназначенного для исследования социальной и психологической приспособленности ребенка, (от 4-5 лет до 11—12 лет), выявления особенностей его личностных отношений с окружающими, а также некоторых поведенческих характеристик и черт личности.

Джагинов Е. А., Воробьев Г. В., Шеремета В. М. Методика изучения межличностных отношений у больных, перенесших инфаркт миокарда. //Психологический журнал 1982. Т.3. № 3.

Колодиж Б.Н., Урванцев Л.П. Опыт разработки методики аттестации мастеров предприятий нефтехимической промышленности //Психол. проблемы рационализации деятельности. Ярославль, 1976. Вып.1.

Кроник А. А. Методика экспериментального исследования взаимопонимания в диаде. 1985. Т.6. № 5

Санталайнен Т., Воутилайнен Э., Поренне П., Ниссинен Й. Управление по результатам. М., 1988. — Приведен тест ориентации руководителя (на дело или межличностные отношения в группе), разработанный амер. психологами. В нашей стране тест не адаптирован.

Сарджвеладзе Н.И. Метод монологического интервью //ВП, 1984, № 2. — Методика изучения отношений личности к другим людям и к самой себе.

Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып.3. Диагностика межличностных отношений. М., 1990. 48 с. — Методическое руководство к модифицированному и адаптированному варианту известной методики Т.Лири.

Чорнобай П.Д. Методика оценки деловых и личностных качеств руководителей среднего звена //Психол. журн. 1986. Т.7. N 3. — Описан метод экспертной (групповой) оценки деловых и личностных качеств руководителей.

Шуркин С.М. Методика диагностики производственного конфликта //Социальные резервы повышения качества и эффективности труда: Материалы семинара. М., 1986. — С использованием цветов теста Люшера методика позволяет оценить ряд параметров межличностных отношений в группе. Обработка предполагает использование компьютера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: