Вспомогательные средства для определения норм МП

Вспомогательные источники представляют собой лишь результат определенных стадий процесса создания, развития, изменения, уяснения или толкования того или иного принципа или нормы МП; они выступают как “вспомогательное средство для определения правовых норм”. Такими источниками могут быть:

· постановления межправительственных организаций,

· решения международных и арбитражных судов,

· нормы национального законодательства и решения национальных судов,

· доктрины юристов-международников.

Среди вспомогательных источников МП видное место занимают постановления межд. межправительственных организаций, решения которых по так называемому “внутреннему законодательству” (регламенты, оргструктура, взносы в бюджет и др.) имеют обязательную силу. Это относится и к ООН. Принимаемые ею резолюции, кроме тех, которые имеют обязательную силу имеют характер рекомендаций. Ряд международных организаций, например, специализированные учреждения ООН, принимают обязательные для государств решения, если они входят в ее компетенцию. Речь при этом идет о так называемых “технических нормах”. Эти нормы вступают в силу путем явно выраженного или молчаливого согласия государств-членов; однако государства могут делать оговорки к ним. Особое место среди постановлений межд. организаций занимают решения Совета Безопасности, которые обязательны для членов ООН. Однако эти решения касаются конкретных случаев и не создают норм международного права.

Как закреплено в статуте Международного Суда, Международный суд в качестве вспомогательных средств для определения правовых норм применяет “судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций”. Решения Международного Суда и арбитражных судов — это акт толкования или применения той или иной нормы МП; они не имеют нормообразующей силы, т.к. не являются результатом согласования воль суверенных государств и не имеют универсального характера, ибо они “обязательны лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному вопросу”. Международный Суд только применяет действующие нормы межд. права к конкретным случаям. Однако единогласно принятые в Международном Суде решения играют определенную роль в прогрессивном развитии МП, и могут оказать заметное влияние на практику государств. В этом плане решения Международного Суда близки к доктрине МП. Можно предположить, что Международный суд в перспективе мог бы играть более заметную роль в прогрессивном развитии международного права.

Национальные законодательные акты выступают в качестве “вспомогательного средства для определения правовых норм”. Решения национальных судов имеют большое практическое значение при определении и толковании нормы МП в данном государстве.

Доктрины ученых МП представляют собой всего лишь личное мнение отдельных лиц — специалистов в области МП. Значение доктрины состоит в том, что с ее помощью можно установить содержание конкретных принципов или норм действующего МП, а также сформулировать позицию, которая может оказать влияние на формирование норм МП путем заключения международного договора.

В межгосударственных отношениях кроме правовых норм действуют и другие социальные нормы. Прежде всего, о нормах международной морали. Мораль, как особая форма общественного сознания, отлична от права, как продукта согласования воль государств. Но мораль и право постоянно взаимодействуют друг с другом, иногда нормы морали превращаются (становятся) в нормы права. Например, категория “мир” (“международный мир”) пронизывает ныне весь Устав ООН. Конечно, нормы МП и нормы международной морали принадлежат к двум различным сферам социальных норм.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: