Занятие 9-10

Тема: ГОСПОДСТВО АССОЦИАНИЗМА В ПСИХОЛОГИИ (XVIII в.)

Основные вопросы

1. Предпосылки формирования ассоциативной психологии.

2. Д. Гартли – основоположник материалистического ассоцианизма.

3. Распространение принципа ассоциации на объяснение психических механизмов Дж. Беркли.

4. Ассоциация как «преобладающая связь идей» в концепции Д. Юма.

5. Психологические взгляды французских просветителей (Ж. Ламетри, П. Кабанис, Ж. Руссо и др.).

6. Историческая судьба учения об ассоциациях.

Дополнительные вопросы и задания

1. Дайте понятие сознания, по Д. Гартли? Согласны ли вы с его аргументами?

2. Какова роль теории Д. Гартли в развитии психологии?

3. Каким образом номинализм Дж.. Беркли привёл к выводам, прямо противоположным материализму?

4. Что значит, по Вашему мнению, постулат Дж. Беркли: «быть – значит быть в восприятии»? Согласны ли Вы с ним?

5. В чём сущность скептицизма Д.Юма и почему он «пробудил» многих мыслителей? Дайте обоснованный ответ.

6. В чем видел разницу между восприятиями и представленяими Д. Юм?

7. Каким образом формула П. Кабаниса была использована для вульгаризации материалистической философии?

8. Какова позитивная роль матриалистов эпохи Просвещения в интеллектуальной жизни Европы?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

1. Изучите литературу:

[осн.: 1; 3; 4; 7; 8 доп: 8; 22, 24]

2. Законспектируйте:

1) Соколова, Е.Е. Диалог 4. Распространение принципа ассоциации (Дж. Беркли, Д. Юм, Д. Гартли) // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 145–158.

2) Морозов, В.А. Э. Кондильяк, Ж. Ламетри, П. Кабанис // А.В. Морозов // История психологии: учеб. пособие для вузов. – М.: Академич. Проект, 2003. – С. 88–95.

3) Морозов, В.А. К. Гельвеций, Д. Дидро, Ж. Руссо, Ш. Бонне, П. Гольбах // А.В. Морозов // История психологии: учеб. пособие для вузов. – М.: Академич. Проект, 2003. – С. 95–101.

4) Соколова, Е.Е. Диалог 4. Ж. Ламетри, Э. Кондильяк, Д. Дидро, К. Гельвеций // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 172–185.

3. Составьте кроссворд по вопросам темы.

4. Заполните таблицы:

Табл. 10

Этап развития Представители Проблематика Методы исследования
       

Табл. 11

Представитель французских просветителей Проблематика Значение идей автора для развития психологии
     

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: