Тема: ГОСПОДСТВО АССОЦИАНИЗМА В ПСИХОЛОГИИ (XVIII в.)
Основные вопросы
1. Предпосылки формирования ассоциативной психологии.
2. Д. Гартли – основоположник материалистического ассоцианизма.
3. Распространение принципа ассоциации на объяснение психических механизмов Дж. Беркли.
4. Ассоциация как «преобладающая связь идей» в концепции Д. Юма.
5. Психологические взгляды французских просветителей (Ж. Ламетри, П. Кабанис, Ж. Руссо и др.).
6. Историческая судьба учения об ассоциациях.
Дополнительные вопросы и задания
1. Дайте понятие сознания, по Д. Гартли? Согласны ли вы с его аргументами?
2. Какова роль теории Д. Гартли в развитии психологии?
3. Каким образом номинализм Дж.. Беркли привёл к выводам, прямо противоположным материализму?
4. Что значит, по Вашему мнению, постулат Дж. Беркли: «быть – значит быть в восприятии»? Согласны ли Вы с ним?
5. В чём сущность скептицизма Д.Юма и почему он «пробудил» многих мыслителей? Дайте обоснованный ответ.
6. В чем видел разницу между восприятиями и представленяими Д. Юм?
|
|
7. Каким образом формула П. Кабаниса была использована для вульгаризации материалистической философии?
8. Какова позитивная роль матриалистов эпохи Просвещения в интеллектуальной жизни Европы?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
1. Изучите литературу:
[осн.: 1; 3; 4; 7; 8 доп: 8; 22, 24]
2. Законспектируйте:
1) Соколова, Е.Е. Диалог 4. Распространение принципа ассоциации (Дж. Беркли, Д. Юм, Д. Гартли) // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 145–158.
2) Морозов, В.А. Э. Кондильяк, Ж. Ламетри, П. Кабанис // А.В. Морозов // История психологии: учеб. пособие для вузов. – М.: Академич. Проект, 2003. – С. 88–95.
3) Морозов, В.А. К. Гельвеций, Д. Дидро, Ж. Руссо, Ш. Бонне, П. Гольбах // А.В. Морозов // История психологии: учеб. пособие для вузов. – М.: Академич. Проект, 2003. – С. 95–101.
4) Соколова, Е.Е. Диалог 4. Ж. Ламетри, Э. Кондильяк, Д. Дидро, К. Гельвеций // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 172–185.
3. Составьте кроссворд по вопросам темы.
4. Заполните таблицы:
Табл. 10
Этап развития | Представители | Проблематика | Методы исследования |
Табл. 11
Представитель французских просветителей | Проблематика | Значение идей автора для развития психологии |