1. Соколова, Е.Е. Диалог 1. Нет ничего практичнее, чем хорошая теория // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С.9–32.
2. Марцинковская, Т.Д. Основные этапы развития психологии //
Т. Д. Марцинковская // История психологии. – М.: Академия, 2002. –
С. 8–10.
3. Ярошевский, М.Г. Научная деятельность в трех аспектах. Задачи истории психологии // М. Г. Ярошевский // История психологии от античности до середины 20 века: учеб. пособие – М.: Академия, 1997. –
С. 200–203.
4. Древнеиндийская философия // Хрестоматия по истории философии: учеб. пособие для вузов. – В 3 ч.– М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – Ч. 1. – С. 5–24.
5. Древнекитайская философия // Хрестоматия по истории философии: учеб. пособие для вузов. – В 3 ч. – М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – Ч. 1.– С. 25–43.
6. Ярошевский, М.Г. Развитие психологических идей в арабоязычной науке //М.Г. Ярошевский // История психологии. – М.: Мысль, 1985. – С. 92–98.
7. Милетская и пифагорейская школа // Хрестоматия по истории философии: учеб. пособие для вузов. – В 3 ч.– М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – Ч. 1. – С. 44–54.
|
|
8. Соколова, Е.Е. Диалог 2. Правила искусства «быть счастливым» в сократовских школах // Е. Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 67–70.
9. Соколова, Е.Е. Диалог 2. Эпикуреизм, стоицизм, эклектизм, плюсы и минусы материалистического и идеалистического понимания души в античности // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 75–82.
10. Марцинковская, Т.Д. Развитие психологии в античности // Т.Д. Марцинковская // История психологии. – М.: Академия, 2002. –
С. 34.
11. Ярошевский, М.Г. Психологические идеи средневековой Европы // М.Г. Ярошевский // История психологии. – М.: Изд–во Мысль, 1966. – С. 102–110.
12. Ярошевский, М.Г. Психология в эпоху Возрождения (Италия и Испания) // М.Г. Ярошевский // История психологии. – М.: Изд–во Мысль, 1966. – С. 112–122.
13. Соколова, Е.Е. Диалог 3. Метод универсального сомнения Р. Декарта и его путь к понятию сознания // Е. Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 106–116.
14. Соколова, Е.Е. Диалог 3. Критерий отличия психических процессов от непсихических и постановка психофизической проблемы // Е. Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 116–122.
15. Соколова, Е.Е. Диалог 3. Роль Г.В. Лейбница в разработке методологических вопросов наук, в том числе психологии // Е. Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 130–141.
16. Марцинковская, Т.Д. Развитие психологии в Новое время // Т. Д. Марцинковская // История психологии. – М.: Академия, 2002. – С. 106–107.
17. Морозов, В.А. Б. Спиноза // В.А. Морозов // История психологии: учеб. пособие для вузов. – М.: Академич. Проект, 2003. – С. 75–76.
|
|
18. Морозов, В.А. Р. Декарт // А.В. Морозов // История психологии: учеб. пособие для вузов. – М.: Академич. Проект, 2003. – С. 68–72.
19. Морозов, В.А. Т. Гоббс // А.В. Морозов // История психологии: учеб. пособие для вузов. – М.: Академич. Проект, 2003. – С. 72–75.
20. Морозов, В.А. Дж. Локк // А.В. Морозов // История психологии: учеб. пособие для вузов. – М.: Академич. Проект, 2003. – С. 76–81.
21. Соколова, Е.Е. Диалог 4. Распространение принципа ассоциации (Дж. Беркли, Д. Юм, Д. Гартли) // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 145–158.
22. Морозов, В.А. Э. Кондильяк, Ж. Ламетри, П. Кабанис // А.В. Морозов // История психологии: учеб. пособие для вузов. – М.: Академич. Проект, 2003. – С. 88–95.
23. Морозов, В.А. К. Гельвеций, Д. Дидро, Ж. Руссо, Ш. Бонне, П. Гольбах // А.В. Морозов // История психологии: учеб. пособие для вузов. – М.: Академич. Проект, 2003. – С. 95–101.
24. Соколова, Е.Е. Диалог 4. Ж. Ламетри, Э. Кондильяк, Д. Дидро, К. Гельвеций // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 172–185.
25. Ярошевский, М.Г. Зарождение идеи о культурно–исторических законах духовной жизни людей // М.Г. Ярошевский // История психологии. – М.: Мысль, 1985. – С. 164–166.
26. Ярошевский, М.Г. Зарождение материалистического направления в русской психологии // М.Г. Ярошевский // История психологии. – М.: Мысль, 1985. – С. 160–163.
27. Ярошевский, М.Г. Материалистическая психология во Франции // М.Г. Ярошевский // История психологии. – М.: Мысль, 1985. – С. 155–160.
28. Ярошевский, М.Г. Прогрессивные психологические концепции в США // М.Г. Ярошевский // История психологии. – М.: Мысль, 1985. – С. 163–164.
29. Ярошевский, М.Г. Психофизическая проблема // М.Г. Ярошевский // История психологии. – М.: Мысль, 1985. – С. 137–144.
30. Ярошевский, М.Г. Психофизическая проблема // М.Г. Ярошевский // История психологии. – М.: Мысль, 1985. – С. 168–170.
31. Морозов, В.А. Психологическая мысль в России 18 век // А.В. Морозов // История психологии: учеб. пособие для вузов. – М.: Академич. Проект, 2003. – С. 102–107.
32. Ярошевский, М.Г. Р. Лотце // М.Г. Ярошевский // История психологии. – М.: Изд–во Мысль, 1966. – С. 270–271.
33. Ярошевский, М.Г. И. Гербарт // М.Г. Ярошевский // История психологии. – М.: Изд–во Мысль, 1966. – С. 233–236.
34. Соколова, Е.Е. Диалог 4. «Ментальная механика» Джеймса Милля и его система воспитания // Е.Е. Соколова Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 158–162.
35. Соколова, Е.Е. Диалог 4. «Ментальная химия» Джона Стюарта Милля и начало кризиса ассоциативной психологии // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 162–165.
36. Марцинковская, Т.Д. Развитие ассоцианизма в 18–19 вв. // Т.Д. Марцинковская // История психологии. – М.: Академия, 2002 – С. 165.
37. Морозов, А.В. Г. Гельмгольц // А.В. Морозов // История психологии: учеб. пособие для вузов. – М.: Академич. Проект, 2003. – С. 141–143.
38. Ярошевский, М.Г. Рефлекторное учение // М.Г. Ярошевский // История психологии. – М.: Изд–во Мысль, 1966. – С. 210–219.
39. Ярошевский, М.Г. Учение об органах чувств // М.Г. Ярошевский // История психологии. – М.: Изд–во Мысль, 1966. – С. 219–221.
40. Марцинковская, Т.Д. Я. Пуркине // Т.Д. Марцинковская // История психологии: учеб. пособие – М.: Академия, 2002. – С. 179–180.
41. Якунин, В.А. Влияние идей дарвинизма на психологию // В.А. Якунин // История психологии: учеб. пособие – СПб.: Изд–во Михайлова В.А., 2001. – С. 261–269.
42. Ярошевский, М.Г. В. Вундт // М.Г. Ярошевский // История психологии от античности до середины 20 века: учеб. пособие – М.: Академия, 1997. – С. 128–133.
43. Ярошевский, М.Г. Г. Эббингауз // М.Г. Ярошевский // История психологии от античности до середины 20 века: учеб. пособие – М.: Академия, 1997. – С. 134–139.
44. Соколова, Е.Е. Диалог 6. «Рефлексы головного мозга», психическая деятельность // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 228–242.
|
|
45. Соколова, Е.Е. Диалог 6. Предмет и метод психологии в программе построения психологии И.М. Сеченовым // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 239–242.
46. Ярошевский, М.Г. Ф. Брентано // М.Г. Ярошевский // История психологии от античности до середины 20 века: учеб. пособие – М.: Академия, 1997. – С. 200–203.
47. Соколова, Е.Е. Диалог 5. Об интроспекции, интроспективной психологии и самонаблюдении // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 187–199.
48. Соколова, Е.Е. Диалог 5. Структурализм Э. Титченера, «ошибка стимула» // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 199–208.
49. Соколова, Е.Е. Диалог 5. Вюрцбургская школа. Метод «систематической интроспекции» // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 211–214.
50. Дильтей В. Понимающая психология // Хрестоматия по истории психологии / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан – М.: Изд–во Моск. ун–та, 1980. – С. 258–279.
51. Соколова, Е.Е. Диалог 9. «Коллективные представления» в концепции французской социологической школы // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 380–394
52. Марцинковская, Т.Д. Психологические школы в конце XIX–начале XX в. // Т.Д. Марцинковская // История психологии. – М.: Академия, 2002 – С. 195.
53. Соколова, Е.Е. Диалог 6. «Объективная психология» В.М. Бехтере ва // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 242–252.
54. Ярошевский, М.Г. К.Д. Кавелин // М.Г. Ярошевский // История психологии от античности до середины 20 века: учеб. пособие – М.: Академия, 1997. – С. 316–318.
55. Марцинковская, Т.Д. Г.И. Челпанов // Т.Д. Марцинковская // История психологии: учеб. пособие – М.: Академия, 2002. – С. 465–470.
56. Марцинковская, Т.Д. И.П. Павлов // Т.Д. Марцинковская // История психологии: учеб. пособие – М.: Академия, 2002. – С. 481–483.
57. Выготский, Л. С. Исторический смысл психологического кризиса // Л.С. Выготский // Собрание сочинений. – В 6–ти т. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 1. – С. 291–436.
58. Леонтьев, А.А. Моцарт в психологии // А.А. Леонтьев // Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1990. – С. 13–32
|
|
59. Уотсон Д.Б. Психология с точки зрения бихевиориста // Хрестоматия по истории психологии / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан – М.: Изд–во Моск. ун–та, 1980. – С. 17–34.
60. Толмен Э. Поведение как молярный феномен // Хрестоматия по истории психологии / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан – М.: Изд–во Моск. ун–та, 1980. – С. 46–63.
61. Соколова, Е.Е. Диалог 6. Поведение как предмет психологии (Дж. Уотсона и др.) // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 252–260.
62. Б.Ф. Скиннер Оперантное поведение // История зарубежной психологии 30–60–е гг. XX века тексты./ под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. – М.: Изд–во Моск. ун–та, 1986. – С. 60–95.
63. Соколова, Е.Е. Диалог 6. «Молярный» необихевиоризм Э. Толмена // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 260–263.
64. Соколова, Е.Е. Диалог 6. «Оперантный бихевиоризм» Б. Скиннера и проблема программированного обучения // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 263–266.
65. Соколова, Е.Е. Диалог 7. Проблема бессознательного в психологии // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 272–281.
66. Соколова, Е.Е. Диалог 7. Методы исследования бессознательного. «Психопатология обыденной жизни» и бессознательное // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 287–292.
67. Соколова, Е.Е. Диалог 7. Возможная классификация бессознательных явлений в психологии // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 322–324
68. Кондрашенко, В.Т. В. Райх // В.Т. Кондрашенко // Общая психотерапия. – Мн.: Высш. школа, 1999. – С. 166–178.
69. Марсон, П. К. Хорни Самоанализ // П. Марсон // 25 ключевых книг по психоанализу. – Челябинск: Урал LTD, 1999 – С. 240–253.
70. Марсон, П. О. Ранк Родовой травматизм // П. Марсон // 25 ключевых книг по психоанализу. – Челябинск: Урал LTD, 1999 – С. 133–144.
71. Ярошевский, М.Г. К. Хорни Образ Я // М.Г. Ярошевский // История психологии от античности до середины 20 века: учеб. пособие – М.: Академия, 1997. – С. 282–285.
72. Ярошевский, М.Г. Э. Эриксон Эго–психология // М.Г. Ярошевский // История психологии от античности до середины 20 века: учеб. пособие – М.: Академия, 1997. – С. 293–296.
73. Марсон, П. М. Клейн Зависть и благодарность // П. Марсон // 25 ключевых книг по психоанализу. – Челябинск: Урал LTD, 1999 – С. 191–203.
74. Марсон, П. А. Фрейд Психоаналитическое лечение детей // П. Марсон // 25 ключевых книг по психоанализу. – Челябинск: Урал LTD, 1999 – С. 177–189.
75. Марсон, П. Ж. Лакан Сочинения // П. Марсон // 25 ключевых книг по психоанализу. – Челябинск: Урал LTD, 1999 – С. 308–325.
76. Ярошевский, М.Г. Э. Фромм Бегство от свободы // М.Г. Ярошевский // История психологии от античности до середины 20 века: учеб. пособие – М.: Академия, 1997. – С. 286–290.
77. Соколова, Е.Е. Диалог 7. Проблема «коллективного бессознательного» в творчестве К. Юнга // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 309–316.
78. Соколова, Е.Е. Диалог 7. Индивидуальная психология А. Адлера // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 305–309.
79. Вертгеймер М. О гештальттеории // Хрестоматия по истории психологии / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан – М.: Изд–во Моск. ун–та, 1980. – С. 83–97.
80. Левин К. Топология и теория поля // Хрестоматия по истории психологии / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан – М.: Изд–во Моск. ун–та, 1980. – С. 122–131.
81. В. Кёлер Об изоморфизме. Некоторые задачи гештальтпсихологии // Хрестоматия по истории психологии / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан – М.: Изд–во Моск. ун–та, 1980. – С. 99–120.
82. Соколова, Е.Е. Диалог 8. Анализ отдельных аспектов целостного подхода в обеих школах // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 338–355.
83. Соколова, Е.Е. Диалог 8. Разработка проблемы целостности в школе К. Левина // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 359–362.
84. Соколова, Е.Е. Диалог 8. Проблема целостности в психологии // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 326–358.
85. Ярошевский, М.Г. Гуманистическая психология // М.Г. Ярошевский // История психологии от античности до середины 20 века: учеб. пособие – М.: Академия, 1997. – С. 300–309.
86. Братусь, Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии. – 1990. – № 6. – С. 9– 17.
87. К. Рождерс К науке о личности // История зарубежной психологии 30–60–е гг. XX века тексты / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. – М.: Изд–во Моск. ун–та, 1986. – С. 200–230.
88. Соколова, Е.Е. Диалог 10. О номотетическом и идиографическом подходах в психологии // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 423–459.
89. Шаронов, В.В. Смысл жизни и пути его обретения // В.В. Шаронов // Основы социальной антропологии. – СПб.: Лань, 1997. – С. 141–168.
90. Солсо, Р. Л. Когнитивная психология. – М.: Тривола, 1996. – С. 36–48.
91. У. Найссер Что такое когнитивная психология // История зарубежной психологии 30–60–е гг. XX века тексты / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. – М.: Изд–во Моск. ун–та, 1986. – С. 117–129.
92. Соколова, Е.Е. Диалог 10, Номотетический подход к человеку в когнитивной психологии // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 459–469.
93. Ярошевский, М.Г. Учение о стадиальном развитии интеллекта (Ж. Пиаже) // М.Г. Ярошевский // Психология в XX столетии / М. Г. Ярошевский. – 2–е изд–е. – М.: Политиздат, 1974. – С. 270–283.
94. Соколова, Е.Е. Диалог 12. Концепция системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 556–563.
95. Соколова, Е.Е. Диалог 11. О различных вариантах деятельностного подхода в психологии // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 472–476.
96. Соколова, Е.Е. Диалог 11. Дискуссии школы Рубинштейна и школы Леонтьева по проблемам деятельности // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 522–529
97. Слободчиков, В.И. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в науке // В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев // Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. – М.: Школа–Пресс, 1995. – С. 81–93.
98. Слободчиков, В.И. Методы объяснительной (естественнонаучной) психологии // В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев // Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. – М.: Школа–Пресс, 1995. – С. 93–105.
99. Слободчиков, В.И. Методы описательной (гуманитарной) психологии // В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев // Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. – М.: Школа–Пресс, 1995. – С. 105–113.
100. Соколова, Е.Е. Диалог 12. Психофизиологическая проблема // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 531–582.
101. Соколова, Е.Е. Диалог 12. Возможности третьей точки зрения на решение психофизиологической проблемы. Неклассическая физиология Н.А. Бернштейна // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 538–542.
102. Соколова, Е.Е. Диалог 12. Проблема двигательной задачи и целевая детерминация в «физиологии активности» // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 542–555.
103. Бенедиктов, Б. А, Коломинский Я. Л.. Развитие психологической науки в Белорусской ССР // Вопросы психологии. – 1987. – № 6. – С. 5–10
104. Кандыбович, Л.А. Деятельность психотехников в Беларуси // Л.А. Кандыбович // История психологии в Беларуси: учеб. пособие – Мн.: Тесей, 2002. – С. 36–49.
105. Кандыбович, Л.А. Социально–политические факторы и последствия запрета педологии и психотехники // Л.А. Кандыбович // История психологии в Беларуси: учеб. пособие – Мн.: Тесей, 2002. – С. 49–57.
106. Кандыбович, Л.А. Создание и деятельность общества психологов Беларуси // Л.А. Кандыбович // История психологии в Беларуси: учеб. пособие – Мн.: Тесей, 2002. – С. 128–130.
2.3. РАЗВЕРНУТЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
ВАРИАНТ 1
1.Из приводимых понятий у древних греков соответствует “Psyche”:
а) нервная система б) душа в) психика г) СуперЭго д) сознание
2. Из перечисленных философов относятся к Милетской школе:
Пифагор; Сократ; Аристотель; Фалес; Платон; Анаксимен; Демокрит
3. Суть учения Платона о познании составляет:
а) идея реинкарнации
б) идея припоминания полученного знания
в) идея божественного откровения
4. Установите соответствие, позволяющее причислить названных философов к эмпиризму или рационализму:
эмпиризм рационализм
а) Р. Декарт б) Ф. Бэкон в) Г. Лейбниц г) Б. Спиноза д) Дж. Локк е) Т.Гоббс
5.Основные школы древней китайской философии:
Даосизм; скептизм; джайнизм; кинизм; конфуцианство; буддизм.
Экспресс-опрос
6. Метод исследования Ф. Бэкона называется…
7. Френология не выдержала испытание временем потому, что…
8. Формула Д. Беркли «Быть – значит быть в восприятии» означает…
9. Два атрибута, которые могут быть познаны человеком, по Б. Спинозе, …, потом, что…
10. Что представляет собой ментальная механика» Дж. Милля и его система воспитания?
ВАРИАНТ 2
1. К принципам истории психологии относятся:
а)детерминизма
б)индивидуального подхода
в)развития
г)единства сознания и деятельности
д)системности
е)единства диагностики и коррекции психического развития
ж) историзма
2. Философ, полагавший, что разум зависит от природы огня в душе:
Гален; Сократ; Гераклит; Пифагор
3. Автор первой психологической работы «О душе»:
К. Маркс; Конфуций; Платон; Аристотель; Сократ
4. По Гиппократу темперамент человека состоит из сочетания жидкостей:
Кровь; моча; пепел; слизь; черная желчь; желтая желчь
5. Принцип гармонии веры и разума(Ф. Аквинский утверждает):
а) необходимость размежевания богословия и философии;
б) необходимость использования философии для более доступного изложения и обоснования истин религии
в) примат философии над богословием
Экспресс-опрос
6. Что является единственным средством познания души (по Р. Декарту) и почему?
7. Что нового в понимание ассоциаций внес Д. Гартли?
8. Соотношение между душой и телом. Что это значит, по мнению Ф.Аквинского?
9. Каким образом А.М. Радищев обосновывает бессмертие души?
10. Какого мыслителя 18 в. называли «удивительным доктором»? Какова причина такого его «звания»?
ВАРИАНТ 3
1. К методам истории психологии относят:
1)эксперимент 2)наблюдение 3)интервьюирование 4)социометрия
5)беседа 6) биографический 7)автобиографический 8)историко–генетический 9)историко–диалектический 10)историко–функциональный
2. По Гиппократу флегматик, а по Г. Айзенку характеризуется как:
1) нормальный интроверт
2) интроверт–невротик
3) нормальный экстраверт
4) экстраверт–невротик
3. Сократ связывал психику:
а) с активностью
б) с божественным началом
в) с естественными законами развития всего живого
г) с разумом
д) с нравственностью
4. Философы, внесшие вклад в развитие психологического знания в Эпоху Возрождения:
Р. Бэкон, Аристотель, Э. Роттердамский, Н. Макиавелли, М. Монтень, А. Везалий, Х. Вивес, Ф. Аквинский, Авиценна, П. Абеляр
5. Кто из французских просветителей 18 в., считал, что душа сознание имеют естественное происхождение и смысл жизни человека – личное счастье?
Д.Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Ж. Руссо, Ф. Вольтер
Экспресс-опрос
6. В чем в первую очередь сомневается Р. Декарт и почему?
7. Объясните, в чем заключается теория разумного эгоизма (Д. Дидро, К. Гельвеций и др.)?
8. Каким образом Б. Спиноза разрешил дуализм Р. Декарта?
9. Какая специальная операция сознания является механизмом познания (Ф. Аквинский)? Что ей присуще?
10. В чем сущность основного противоречия во взглядах Я. Пуркинье и И. Мюллера при их характеристике некоторых особенностей зрительного восприятия?
ВАРИАНТ 4
1. Основоположник сенсуалистической психологии:
Р. Декарт; Ж. Ламетри; Т. Гоббс
2. Соотнесите имена древнегреческих философов и выдвигаемые ими варианты первоначала мироздания:
1) Гераклит а)атомы
2) Фалес б)воздух
3) Пифагор в)число
4) Анаксимен г)вода
5) Анаксимандр д)огонь
6) Демокрит е)апейрон
3. По мнению Платона, у человека появляется знание в результате:
а) в результате обучения
б) в результате научения
в) в результате подражания
г) в результате припоминания
4. Источником умственной активности (по К. Гельвецию) является:
1) воля 2) стремление к славе
3) страсти 4) способности
5. Философы XVII в., с которыми связано становление новых воззрений на роль личности, общества и государства:
1) Ф.Бэкон
2) Т.Гоббс
3) Г.Лейбниц
4) Дж.Локк
Экспресс-опрос
6. Что, по мнению Р.Декарта, неотделимо от сущности «Я» и почему?
7. Объясните, в чем заключается теория свободного воспитания (Ж.Руссо)?
8.Чем обладает душа, по мнению, Фомы Аквинского?
9. Каким образом Аристотель разрешил спор между Демокритом и Платоном?
10. В чем специфика понимания сознания И. Гербартом?
ВАРИАНТ 5
1.По мнению этого автора, критерием здоровья человека выступает зрелость:
1. А. Маслоу
2. К. Роджерса
3.Г. Олпор а
4.Э. Фромма
2. Наиболее здоровое для человека Эго-состояние (по Э. Берну):
1.Родитель
2. Взрослый
3.Ребенок
3. Синоним гуманистической психологии:
а) объясняющая психология
б) понимающая психология
в) описывающая психология
4. Существование специального механизма «избирательное внимание», позволяющего поддерживать положительную персонификацию человека, признавал:
1.А. Фрейд
2.А. Адлер
3.Х. Салливан
5.Автор эпигенетической теории развития человека:
1.В. Райх 2.Э. Эриксон
3.Х. Салливан 4.Д. Боулби
Экспресс-опрос
6.Чем различаются подходы к коррекции психического развития в психоанализе и гуманистической психологии?
7. Что такое фи–феномен?
8. В чем состоит отличие теории Эго–психологии oт классического
психоанализа?
9. Понятие фигура и фон – значимость для психотерапии.
10. В чем специфика понятия «самоактуализирующаяся личность?» (по А. Маслоу).
КРАТКИЕ ВАРИАНТЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
ВАРИАНТ 1
1. Из приводимых понятий у древних греков соответствует «Psyche»:
а) нервная система
б) душа
в) психика
г) СуперЭго
д) сознание
2. К представители Милетской школы относятся:
Пифагор; Сократ; Аристотель; Фалес; Платон; Анаксимен; Демокрит
3. Сутьучения Платона о познании составляет:
а) идея реинкарнации
б) идея припоминания полученного знания
в) идея божественного откровения
ВАРИАНТ 2
1. Отнесите философов к одному из направлений (эмпиризму или рационализму):
1) эмпиризм а) Р. Декарт б) Ф. Бэкон в) Г. Лейбниц
2) рационализм г) Б. Спиноза д) Дж. Локк е) Т. Гоббс
2. Основные школы древней китайской философии:
Даосизм; скептизм; джайнизм; кинизм; конфуцианство; буддизм.
3. Метод исследования Ф. Бэкона:
а) дедукция
б) индукция
в) дедуктивно–индуктивный метод
ВАРИАНТ 3
1. Ф. Бэкон – представителем направления:
а) сенсуализм
б) эмпиризм
в) рационализм
2. Объяснение формулы Д. Беркли «Быть – значит быть в восприятии»:
а) то, что люди воспринимают находится во внешнем мире
б) то, что люди воспринимают не связано с внешним миром
в) это комплекс внутренних ощущений человека
3. Два атрибута, которые могут быть познаны человеком (Б. Спиноза:
а) мышление и протяжение
б) воображение и протяжение
в)память и волю.
ВАРИАНТ 4
1. Принципы истории психологии:
а)детерминизма
б)индивидуального подхода
в)развития
г)единства сознания и деятельности
д)системности
е)единства диагностики и коррекции психического развития
ж) историзма
2. Греческий философ, полагавший, что разум зависит от природы огня в душе:
Гален; Сократ; Гераклит; Пифагор
3. Автор первой психологической работы «О душе»;
К. Маркс; Конфуций; Платон; Аристотель; Сократ
ВАРИАНТ 5
1. По Гиппократа темперамент человека состоит из сочетания следующих жидкостей:
Кровь; моча; пепел; слизь; черная желчь; желтая желчь
2. Автор «ментальной механики»:
а) И. Гербарт
б) Ст. Милль
в) Дж. Милль
3. Принцип гармонии веры и разума (Ф. Аквинский) утверждает:
а) необходимость размежевания богословия и философии;
б) необходимость использования философии для более доступного изложения и обоснования истин религии
в) примат философии над богословием.
ВАРИАНТ 6
1.Единственное средство познания души (по Р. Декарту):
а) ум, интеллект
б) воображение, воля
в) память и внимание
2.Психика по Д. Гартли состоит из:
а) рефлексов
б) воли и мышления
в) ощущений и чувств
3.Понимание души и тела, характерное для Ф.Аквинского:
а) тело и душа бессмертны
б) душа бессмертна, тело смертно
в) душа смертна, тело бессмертно.
ВАРИАНТ 7
1. Мыслитель, получивший прозвище – «удивительный доктор»:
а) Ф. Аквинский б) Р. Бэкон в) Гиппократ
2. Кто является автором теории «статики и динамики представлений»:
а) Ст. Милль б) Гербарт в) Спенсер
3. По Спенсеру, психика является:
а) механизмом творчества
б) механизмом адаптации к среде
в) механизмом познания мира.
ВАРИАНТ 8
1. Методы истории психологии:
1)эксперимент 2)наблюдение 3)интервьюирование
4)социометрия 5) беседа 6) биографический
7)автобиографический 8)историко–генетический
9)историко–диалектический 10)историко–функциональный
2. По Гиппократу флегматик, а по Г. Айзенку характеризуется как:
1) нормальный интроверт
2) интроверт–невротик
3) нормальный экстраверт
4) экстраверт–невротик
3. Сократа связывал психику с:
а) с активностью
б) с божественным началом
в) с естественными законами развития всего живого
г) с разумом
д) с нравственностью.
ВАРИАНТ 9
1.Философы, внесшие вклад в развитие психологического знания в Эпоху Возрождения:
Р. Бэкон, Аристотель, Э. Роттердамский, Н. Макиавелли, М. Монтень, А. Везалий, Х. Вивес, Ф. Аквинский, Авиценна, П. Абеляр
2.Французские просветители 18 в., считавшие, что душа сознание имеют естественное происхождение и смысл жизни человека – личное счастье:
Д.Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Ж. Руссо, Ф. Вольтер
3.Согласно Спенсеру, психическое развитие основывается на принципах:
а) дифференциации и развития
б) дифференциации и интеграции
в) дифференциации и системности.
ВАРИАНТ 10
1. Основоположник сенсуалистической психологии:
Р. Декарт; Ж. Ламетри; Т. Гоббс
2. Соотнесите философов и выдвигаемые ими варианты первоначала мироздания:
1) Гераклит а)атомы
2) Фалес б)воздух
3) Пифагор в)число
4) Анаксимен г)вода
5) Анаксимандр д)огонь
6) Демокрит е)апейрон
3. Появление знания у человека, по Платону:
а) в результате обучения б) в результате научения
в) в результате подражания г) в результате припоминания.
ВАРИАНТ 11
1. Источник умственной активности (по К. Гельвецию):
1)воля
2)стремление к славе
3)страсти
4)способности
2. Философов 17 в., с которыми связано становление новых воззрений на роль личности, общества и государства:
1) Ф.Бэкон 2)Т.Гоббс 3)Г.Лейбниц 4)Дж.Локк
3. Впервые ввел понятие рефлекса:
а) Локк б) Декарт в) Спиноза.
ВАРИАНТ 12
1. Душа, по Ф. Аквинскому, обладает:
а) ясностью восприятия
б) разумностью и сознательностью
в) памятью и мышлением
2. Решение спора между Демокритом и Платоном о соотношении тела и души(по Аристотелю):
а) душа и тело – это две независимые друг от друга бессмертные сущности
б) объединение души и тела, при этом душа бессмертна, а тело смертно
в) объединение души и тела, т.к. они бессмертны
3. В чем специфика понимания сознания И. Гербартом?
а) душа, сознание соединяет различные психические процессы
б) душа является пассивным отражением мира
в) душа – центр хранения и переработки знаний, активности человека.
ВАРИАНТ 13
1.Автор выражения «познай самого себя»:
а) Платон
б) Аристотель
в) Р. Бэкон
г) Сократ
д) Фалес
2.Термин апперцепция ввел:
а) Юм
б) Лейбниц
в) Локк
3.По мнению этого мыслителя, монада выступает первоосновой мира:
а) Спиноза
б) Гоббс
в) Лейбниц.
ВАРИАНТ 14
1.К представителям ассоциативной психологии относятся:
а) Гольбах, Вольтер
б) Гартли, Юм
в) Фихте, Фейербах
2.Против отождествления психики и сознания выступал:
а) Ф. Бэкон б) Лейбниц в) Юм
3.Подберите к словам из левой колонки необходимые слова из правой
Эгоцентризм а) нерасчлененность
Синкретиз б) неумение встать на чужую точку зрения
Трансдукция в) переход от частного к частному, минуя общее.
ВАРИАНТ 15
1.Автор трактата «о душе»:
а) Бэкон
б) Спиноза
в) Аристотель
2.Кто впервые определил сознание как критерий психики:
а) Гоклениус
б) Декарт
в) Спиноза
3.Подберите к словам из левой колонки необходимые слова из правой:
Артифициализм а) противоречивость
Анимизм б) искусственность
Амбивалентность в) одушевленность