Материалы для конспектирования

1. Соколова, Е.Е. Диалог 1. Нет ничего практичнее, чем хорошая теория // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С.9–32.

2. Марцинковская, Т.Д. Основные этапы развития психологии //

Т. Д. Марцинковская // История психологии. – М.: Академия, 2002. –

С. 8–10.

3. Ярошевский, М.Г. Научная деятельность в трех аспектах. Задачи истории психологии // М. Г. Ярошевский // История психологии от античности до середины 20 века: учеб. пособие – М.: Академия, 1997. –

С. 200–203.

4. Древнеиндийская философия // Хрестоматия по истории философии: учеб. пособие для вузов. – В 3 ч.– М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – Ч. 1. – С. 5–24.

5. Древнекитайская философия // Хрестоматия по истории философии: учеб. пособие для вузов. – В 3 ч. – М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – Ч. 1.– С. 25–43.

6. Ярошевский, М.Г. Развитие психологических идей в арабоязычной науке //М.Г. Ярошевский // История психологии. – М.: Мысль, 1985. – С. 92–98.

7. Милетская и пифагорейская школа // Хрестоматия по истории философии: учеб. пособие для вузов. – В 3 ч.– М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – Ч. 1. – С. 44–54.

8. Соколова, Е.Е. Диалог 2. Правила искусства «быть счастливым» в сократовских школах // Е. Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 67–70.

9. Соколова, Е.Е. Диалог 2. Эпикуреизм, стоицизм, эклектизм, плюсы и минусы материалистического и идеалистического понимания души в античности // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 75–82.

10. Марцинковская, Т.Д. Развитие психологии в античности // Т.Д. Марцинковская // История психологии. – М.: Академия, 2002. –

С. 34.

11. Ярошевский, М.Г. Психологические идеи средневековой Европы // М.Г. Ярошевский // История психологии. – М.: Изд–во Мысль, 1966. – С. 102–110.

12. Ярошевский, М.Г. Психология в эпоху Возрождения (Италия и Испания) // М.Г. Ярошевский // История психологии. – М.: Изд–во Мысль, 1966. – С. 112–122.

13. Соколова, Е.Е. Диалог 3. Метод универсального сомнения Р. Декарта и его путь к понятию сознания // Е. Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 106–116.

14. Соколова, Е.Е. Диалог 3. Критерий отличия психических процессов от непсихических и постановка психофизической проблемы // Е. Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 116–122.

15. Соколова, Е.Е. Диалог 3. Роль Г.В. Лейбница в разработке методологических вопросов наук, в том числе психологии // Е. Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 130–141.

16. Марцинковская, Т.Д. Развитие психологии в Новое время // Т. Д. Марцинковская // История психологии. – М.: Академия, 2002. – С. 106–107.

17. Морозов, В.А. Б. Спиноза // В.А. Морозов // История психологии: учеб. пособие для вузов. – М.: Академич. Проект, 2003. – С. 75–76.

18. Морозов, В.А. Р. Декарт // А.В. Морозов // История психологии: учеб. пособие для вузов. – М.: Академич. Проект, 2003. – С. 68–72.

19. Морозов, В.А. Т. Гоббс // А.В. Морозов // История психологии: учеб. пособие для вузов. – М.: Академич. Проект, 2003. – С. 72–75.

20. Морозов, В.А. Дж. Локк // А.В. Морозов // История психологии: учеб. пособие для вузов. – М.: Академич. Проект, 2003. – С. 76–81.

21. Соколова, Е.Е. Диалог 4. Распространение принципа ассоциации (Дж. Беркли, Д. Юм, Д. Гартли) // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 145–158.

22. Морозов, В.А. Э. Кондильяк, Ж. Ламетри, П. Кабанис // А.В. Морозов // История психологии: учеб. пособие для вузов. – М.: Академич. Проект, 2003. – С. 88–95.

23. Морозов, В.А. К. Гельвеций, Д. Дидро, Ж. Руссо, Ш. Бонне, П. Гольбах // А.В. Морозов // История психологии: учеб. пособие для вузов. – М.: Академич. Проект, 2003. – С. 95–101.

24. Соколова, Е.Е. Диалог 4. Ж. Ламетри, Э. Кондильяк, Д. Дидро, К. Гельвеций // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 172–185.

25. Ярошевский, М.Г. Зарождение идеи о культурно–исторических законах духовной жизни людей // М.Г. Ярошевский // История психологии. – М.: Мысль, 1985. – С. 164–166.

26. Ярошевский, М.Г. Зарождение материалистического направления в русской психологии // М.Г. Ярошевский // История психологии. – М.: Мысль, 1985. – С. 160–163.

27. Ярошевский, М.Г. Материалистическая психология во Франции // М.Г. Ярошевский // История психологии. – М.: Мысль, 1985. – С. 155–160.

28. Ярошевский, М.Г. Прогрессивные психологические концепции в США // М.Г. Ярошевский // История психологии. – М.: Мысль, 1985. – С. 163–164.

29. Ярошевский, М.Г. Психофизическая проблема // М.Г. Ярошевский // История психологии. – М.: Мысль, 1985. – С. 137–144.

30. Ярошевский, М.Г. Психофизическая проблема // М.Г. Ярошевский // История психологии. – М.: Мысль, 1985. – С. 168–170.

31. Морозов, В.А. Психологическая мысль в России 18 век // А.В. Морозов // История психологии: учеб. пособие для вузов. – М.: Академич. Проект, 2003. – С. 102–107.

32. Ярошевский, М.Г. Р. Лотце // М.Г. Ярошевский // История психологии. – М.: Изд–во Мысль, 1966. – С. 270–271.

33. Ярошевский, М.Г. И. Гербарт // М.Г. Ярошевский // История психологии. – М.: Изд–во Мысль, 1966. – С. 233–236.

34. Соколова, Е.Е. Диалог 4. «Ментальная механика» Джеймса Милля и его система воспитания // Е.Е. Соколова Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 158–162.

35. Соколова, Е.Е. Диалог 4. «Ментальная химия» Джона Стюарта Милля и начало кризиса ассоциативной психологии // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 162–165.

36. Марцинковская, Т.Д. Развитие ассоцианизма в 18–19 вв. // Т.Д. Марцинковская // История психологии. – М.: Академия, 2002 – С. 165.

37. Морозов, А.В. Г. Гельмгольц // А.В. Морозов // История психологии: учеб. пособие для вузов. – М.: Академич. Проект, 2003. – С. 141–143.

38. Ярошевский, М.Г. Рефлекторное учение // М.Г. Ярошевский // История психологии. – М.: Изд–во Мысль, 1966. – С. 210–219.

39. Ярошевский, М.Г. Учение об органах чувств // М.Г. Ярошевский // История психологии. – М.: Изд–во Мысль, 1966. – С. 219–221.

40. Марцинковская, Т.Д. Я. Пуркине // Т.Д. Марцинковская // История психологии: учеб. пособие – М.: Академия, 2002. – С. 179–180.

41. Якунин, В.А. Влияние идей дарвинизма на психологию // В.А. Якунин // История психологии: учеб. пособие – СПб.: Изд–во Михайлова В.А., 2001. – С. 261–269.

42. Ярошевский, М.Г. В. Вундт // М.Г. Ярошевский // История психологии от античности до середины 20 века: учеб. пособие – М.: Академия, 1997. – С. 128–133.

43. Ярошевский, М.Г. Г. Эббингауз // М.Г. Ярошевский // История психологии от античности до середины 20 века: учеб. пособие – М.: Академия, 1997. – С. 134–139.

44. Соколова, Е.Е. Диалог 6. «Рефлексы головного мозга», психическая деятельность // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 228–242.

45. Соколова, Е.Е. Диалог 6. Предмет и метод психологии в программе построения психологии И.М. Сеченовым // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 239–242.

46. Ярошевский, М.Г. Ф. Брентано // М.Г. Ярошевский // История психологии от античности до середины 20 века: учеб. пособие – М.: Академия, 1997. – С. 200–203.

47. Соколова, Е.Е. Диалог 5. Об интроспекции, интроспективной психологии и самонаблюдении // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 187–199.

48. Соколова, Е.Е. Диалог 5. Структурализм Э. Титченера, «ошибка стимула» // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 199–208.

49. Соколова, Е.Е. Диалог 5. Вюрцбургская школа. Метод «систематической интроспекции» // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 211–214.

50. Дильтей В. Понимающая психология // Хрестоматия по истории психологии / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан – М.: Изд–во Моск. ун–та, 1980. – С. 258–279.

51. Соколова, Е.Е. Диалог 9. «Коллективные представления» в концепции французской социологической школы // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 380–394

52. Марцинковская, Т.Д. Психологические школы в конце XIX–начале XX в. // Т.Д. Марцинковская // История психологии. – М.: Академия, 2002 – С. 195.

53. Соколова, Е.Е. Диалог 6. «Объективная психология» В.М. Бехтере ва // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 242–252.

54. Ярошевский, М.Г. К.Д. Кавелин // М.Г. Ярошевский // История психологии от античности до середины 20 века: учеб. пособие – М.: Академия, 1997. – С. 316–318.

55. Марцинковская, Т.Д. Г.И. Челпанов // Т.Д. Марцинковская // История психологии: учеб. пособие – М.: Академия, 2002. – С. 465–470.

56. Марцинковская, Т.Д. И.П. Павлов // Т.Д. Марцинковская // История психологии: учеб. пособие – М.: Академия, 2002. – С. 481–483.

57. Выготский, Л. С. Исторический смысл психологического кризиса // Л.С. Выготский // Собрание сочинений. – В 6–ти т. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 1. – С. 291–436.

58. Леонтьев, А.А. Моцарт в психологии // А.А. Леонтьев // Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1990. – С. 13–32

59. Уотсон Д.Б. Психология с точки зрения бихевиориста // Хрестоматия по истории психологии / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан – М.: Изд–во Моск. ун–та, 1980. – С. 17–34.

60. Толмен Э. Поведение как молярный феномен // Хрестоматия по истории психологии / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан – М.: Изд–во Моск. ун–та, 1980. – С. 46–63.

61. Соколова, Е.Е. Диалог 6. Поведение как предмет психологии (Дж. Уотсона и др.) // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 252–260.

62. Б.Ф. Скиннер Оперантное поведение // История зарубежной психологии 30–60–е гг. XX века тексты./ под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. – М.: Изд–во Моск. ун–та, 1986. – С. 60–95.

63. Соколова, Е.Е. Диалог 6. «Молярный» необихевиоризм Э. Толмена // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 260–263.

64. Соколова, Е.Е. Диалог 6. «Оперантный бихевиоризм» Б. Скиннера и проблема программированного обучения // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 263–266.

65. Соколова, Е.Е. Диалог 7. Проблема бессознательного в психологии // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 272–281.

66. Соколова, Е.Е. Диалог 7. Методы исследования бессознательного. «Психопатология обыденной жизни» и бессознательное // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 287–292.

67. Соколова, Е.Е. Диалог 7. Возможная классификация бессознательных явлений в психологии // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 322–324

68. Кондрашенко, В.Т. В. Райх // В.Т. Кондрашенко // Общая психотерапия. – Мн.: Высш. школа, 1999. – С. 166–178.

69. Марсон, П. К. Хорни Самоанализ // П. Марсон // 25 ключевых книг по психоанализу. – Челябинск: Урал LTD, 1999 – С. 240–253.

70. Марсон, П. О. Ранк Родовой травматизм // П. Марсон // 25 ключевых книг по психоанализу. – Челябинск: Урал LTD, 1999 – С. 133–144.

71. Ярошевский, М.Г. К. Хорни Образ Я // М.Г. Ярошевский // История психологии от античности до середины 20 века: учеб. пособие – М.: Академия, 1997. – С. 282–285.

72. Ярошевский, М.Г. Э. Эриксон Эго–психология // М.Г. Ярошевский // История психологии от античности до середины 20 века: учеб. пособие – М.: Академия, 1997. – С. 293–296.

73. Марсон, П. М. Клейн Зависть и благодарность // П. Марсон // 25 ключевых книг по психоанализу. – Челябинск: Урал LTD, 1999 – С. 191–203.

74. Марсон, П. А. Фрейд Психоаналитическое лечение детей // П. Марсон // 25 ключевых книг по психоанализу. – Челябинск: Урал LTD, 1999 – С. 177–189.

75. Марсон, П. Ж. Лакан Сочинения // П. Марсон // 25 ключевых книг по психоанализу. – Челябинск: Урал LTD, 1999 – С. 308–325.

76. Ярошевский, М.Г. Э. Фромм Бегство от свободы // М.Г. Ярошевский // История психологии от античности до середины 20 века: учеб. пособие – М.: Академия, 1997. – С. 286–290.

77. Соколова, Е.Е. Диалог 7. Проблема «коллективного бессознательного» в творчестве К. Юнга // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 309–316.

78. Соколова, Е.Е. Диалог 7. Индивидуальная психология А. Адлера // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 305–309.

79. Вертгеймер М. О гештальттеории // Хрестоматия по истории психологии / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан – М.: Изд–во Моск. ун–та, 1980. – С. 83–97.

80. Левин К. Топология и теория поля // Хрестоматия по истории психологии / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан – М.: Изд–во Моск. ун–та, 1980. – С. 122–131.

81. В. Кёлер Об изоморфизме. Некоторые задачи гештальтпсихологии // Хрестоматия по истории психологии / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан – М.: Изд–во Моск. ун–та, 1980. – С. 99–120.

82. Соколова, Е.Е. Диалог 8. Анализ отдельных аспектов целостного подхода в обеих школах // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 338–355.

83. Соколова, Е.Е. Диалог 8. Разработка проблемы целостности в школе К. Левина // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 359–362.

84. Соколова, Е.Е. Диалог 8. Проблема целостности в психологии // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 326–358.

85. Ярошевский, М.Г. Гуманистическая психология // М.Г. Ярошевский // История психологии от античности до середины 20 века: учеб. пособие – М.: Академия, 1997. – С. 300–309.

86. Братусь, Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии. – 1990. – № 6. – С. 9– 17.

87. К. Рождерс К науке о личности // История зарубежной психологии 30–60–е гг. XX века тексты / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. – М.: Изд–во Моск. ун–та, 1986. – С. 200–230.

88. Соколова, Е.Е. Диалог 10. О номотетическом и идиографическом подходах в психологии // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 423–459.

89. Шаронов, В.В. Смысл жизни и пути его обретения // В.В. Шаронов // Основы социальной антропологии. – СПб.: Лань, 1997. – С. 141–168.

90. Солсо, Р. Л. Когнитивная психология. – М.: Тривола, 1996. – С. 36–48.

91. У. Найссер Что такое когнитивная психология // История зарубежной психологии 30–60–е гг. XX века тексты / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. – М.: Изд–во Моск. ун–та, 1986. – С. 117–129.

92. Соколова, Е.Е. Диалог 10, Номотетический подход к человеку в когнитивной психологии // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 459–469.

93. Ярошевский, М.Г. Учение о стадиальном развитии интеллекта (Ж. Пиаже) // М.Г. Ярошевский // Психология в XX столетии / М. Г. Ярошевский. – 2–е изд–е. – М.: Политиздат, 1974. – С. 270–283.

94. Соколова, Е.Е. Диалог 12. Концепция системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 556–563.

95. Соколова, Е.Е. Диалог 11. О различных вариантах деятельностного подхода в психологии // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 472–476.

96. Соколова, Е.Е. Диалог 11. Дискуссии школы Рубинштейна и школы Леонтьева по проблемам деятельности // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 522–529

97. Слободчиков, В.И. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в науке // В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев // Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. – М.: Школа–Пресс, 1995. – С. 81–93.

98. Слободчиков, В.И. Методы объяснительной (естественнонаучной) психологии // В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев // Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. – М.: Школа–Пресс, 1995. – С. 93–105.

99. Слободчиков, В.И. Методы описательной (гуманитарной) психологии // В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев // Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. – М.: Школа–Пресс, 1995. – С. 105–113.

100. Соколова, Е.Е. Диалог 12. Психофизиологическая проблема // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 531–582.

101. Соколова, Е.Е. Диалог 12. Возможности третьей точки зрения на решение психофизиологической проблемы. Неклассическая физиология Н.А. Бернштейна // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 538–542.

102. Соколова, Е.Е. Диалог 12. Проблема двигательной задачи и целевая детерминация в «физиологии активности» // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 542–555.

103. Бенедиктов, Б. А, Коломинский Я. Л.. Развитие психологической науки в Белорусской ССР // Вопросы психологии. – 1987. – № 6. – С. 5–10

104. Кандыбович, Л.А. Деятельность психотехников в Беларуси // Л.А. Кандыбович // История психологии в Беларуси: учеб. пособие – Мн.: Тесей, 2002. – С. 36–49.

105. Кандыбович, Л.А. Социально–политические факторы и последствия запрета педологии и психотехники // Л.А. Кандыбович // История психологии в Беларуси: учеб. пособие – Мн.: Тесей, 2002. – С. 49–57.

106. Кандыбович, Л.А. Создание и деятельность общества психологов Беларуси // Л.А. Кандыбович // История психологии в Беларуси: учеб. пособие – Мн.: Тесей, 2002. – С. 128–130.

2.3. РАЗВЕРНУТЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

ВАРИАНТ 1

1.Из приводимых понятий у древних греков соответствует “Psyche”:

а) нервная система б) душа в) психика г) СуперЭго д) сознание

2. Из перечисленных философов относятся к Милетской школе:

Пифагор; Сократ; Аристотель; Фалес; Платон; Анаксимен; Демокрит

3. Суть учения Платона о познании составляет:

а) идея реинкарнации

б) идея припоминания полученного знания

в) идея божественного откровения

4. Установите соответствие, позволяющее причислить названных философов к эмпиризму или рационализму:

эмпиризм рационализм

а) Р. Декарт б) Ф. Бэкон в) Г. Лейбниц г) Б. Спиноза д) Дж. Локк е) Т.Гоббс

5.Основные школы древней китайской философии:

Даосизм; скептизм; джайнизм; кинизм; конфуцианство; буддизм.

Экспресс-опрос

6. Метод исследования Ф. Бэкона называется…

7. Френология не выдержала испытание временем потому, что…

8. Формула Д. Беркли «Быть – значит быть в восприятии» означает…

9. Два атрибута, которые могут быть познаны человеком, по Б. Спинозе, …, потом, что…

10. Что представляет собой ментальная механика» Дж. Милля и его система воспитания?

ВАРИАНТ 2

1. К принципам истории психологии относятся:

а)детерминизма

б)индивидуального подхода

в)развития

г)единства сознания и деятельности

д)системности

е)единства диагностики и коррекции психического развития

ж) историзма

2. Философ, полагавший, что разум зависит от природы огня в душе:

Гален; Сократ; Гераклит; Пифагор

3. Автор первой психологической работы «О душе»:

К. Маркс; Конфуций; Платон; Аристотель; Сократ

4. По Гиппократу темперамент человека состоит из сочетания жидкостей:

Кровь; моча; пепел; слизь; черная желчь; желтая желчь

5. Принцип гармонии веры и разума(Ф. Аквинский утверждает):

а) необходимость размежевания богословия и философии;

б) необходимость использования философии для более доступного изложения и обоснования истин религии

в) примат философии над богословием

Экспресс-опрос

6. Что является единственным средством познания души (по Р. Декарту) и почему?

7. Что нового в понимание ассоциаций внес Д. Гартли?

8. Соотношение между душой и телом. Что это значит, по мнению Ф.Аквинского?

9. Каким образом А.М. Радищев обосновывает бессмертие души?

10. Какого мыслителя 18 в. называли «удивительным доктором»? Какова причина такого его «звания»?

ВАРИАНТ 3

1. К методам истории психологии относят:

1)эксперимент 2)наблюдение 3)интервьюирование 4)социометрия

5)беседа 6) биографический 7)автобиографический 8)историко–генетический 9)историко–диалектический 10)историко–функциональный

2. По Гиппократу флегматик, а по Г. Айзенку характеризуется как:

1) нормальный интроверт

2) интроверт–невротик

3) нормальный экстраверт

4) экстраверт–невротик

3. Сократ связывал психику:

а) с активностью

б) с божественным началом

в) с естественными законами развития всего живого

г) с разумом

д) с нравственностью

4. Философы, внесшие вклад в развитие психологического знания в Эпоху Возрождения:

Р. Бэкон, Аристотель, Э. Роттердамский, Н. Макиавелли, М. Монтень, А. Везалий, Х. Вивес, Ф. Аквинский, Авиценна, П. Абеляр

5. Кто из французских просветителей 18 в., считал, что душа сознание имеют естественное происхождение и смысл жизни человека – личное счастье?

Д.Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Ж. Руссо, Ф. Вольтер

Экспресс-опрос

6. В чем в первую очередь сомневается Р. Декарт и почему?

7. Объясните, в чем заключается теория разумного эгоизма (Д. Дидро, К. Гельвеций и др.)?

8. Каким образом Б. Спиноза разрешил дуализм Р. Декарта?

9. Какая специальная операция сознания является механизмом познания (Ф. Аквинский)? Что ей присуще?

10. В чем сущность основного противоречия во взглядах Я. Пуркинье и И. Мюллера при их характеристике некоторых особенностей зрительного восприятия?

ВАРИАНТ 4

1. Основоположник сенсуалистической психологии:

Р. Декарт; Ж. Ламетри; Т. Гоббс

2. Соотнесите имена древнегреческих философов и выдвигаемые ими варианты первоначала мироздания:

1) Гераклит а)атомы

2) Фалес б)воздух

3) Пифагор в)число

4) Анаксимен г)вода

5) Анаксимандр д)огонь

6) Демокрит е)апейрон

3. По мнению Платона, у человека появляется знание в результате:

а) в результате обучения

б) в результате научения

в) в результате подражания

г) в результате припоминания

4. Источником умственной активности (по К. Гельвецию) является:

1) воля 2) стремление к славе

3) страсти 4) способности

5. Философы XVII в., с которыми связано становление новых воззрений на роль личности, общества и государства:

1) Ф.Бэкон

2) Т.Гоббс

3) Г.Лейбниц

4) Дж.Локк

Экспресс-опрос

6. Что, по мнению Р.Декарта, неотделимо от сущности «Я» и почему?

7. Объясните, в чем заключается теория свободного воспитания (Ж.Руссо)?

8.Чем обладает душа, по мнению, Фомы Аквинского?

9. Каким образом Аристотель разрешил спор между Демокритом и Платоном?

10. В чем специфика понимания сознания И. Гербартом?

ВАРИАНТ 5

1.По мнению этого автора, критерием здоровья человека выступает зрелость:

1. А. Маслоу

2. К. Роджерса

3.Г. Олпор а

4.Э. Фромма

2. Наиболее здоровое для человека Эго-состояние (по Э. Берну):

1.Родитель

2. Взрослый

3.Ребенок

3. Синоним гуманистической психологии:

а) объясняющая психология

б) понимающая психология

в) описывающая психология

4. Существование специального механизма «избирательное внимание», позволяющего поддерживать положительную персонификацию человека, признавал:

1.А. Фрейд

2.А. Адлер

3.Х. Салливан

5.Автор эпигенетической теории развития человека:

1.В. Райх 2.Э. Эриксон

3.Х. Салливан 4.Д. Боулби

Экспресс-опрос

6.Чем различаются подходы к коррекции психического развития в психоанализе и гуманистической психологии?

7. Что такое фи–феномен?

8. В чем состоит отличие теории Эго–психологии oт классического
психоанализа?

9. Понятие фигура и фон – значимость для психотерапии.

10. В чем специфика понятия «самоактуализирующаяся личность?» (по А. Маслоу).

КРАТКИЕ ВАРИАНТЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

ВАРИАНТ 1

1. Из приводимых понятий у древних греков соответствует «Psyche»:

а) нервная система

б) душа

в) психика

г) СуперЭго

д) сознание

2. К представители Милетской школы относятся:

Пифагор; Сократ; Аристотель; Фалес; Платон; Анаксимен; Демокрит

3. Сутьучения Платона о познании составляет:

а) идея реинкарнации

б) идея припоминания полученного знания

в) идея божественного откровения

ВАРИАНТ 2

1. Отнесите философов к одному из направлений (эмпиризму или рационализму):

1) эмпиризм а) Р. Декарт б) Ф. Бэкон в) Г. Лейбниц

2) рационализм г) Б. Спиноза д) Дж. Локк е) Т. Гоббс

2. Основные школы древней китайской философии:

Даосизм; скептизм; джайнизм; кинизм; конфуцианство; буддизм.

3. Метод исследования Ф. Бэкона:

а) дедукция

б) индукция

в) дедуктивно–индуктивный метод

ВАРИАНТ 3

1. Ф. Бэконпредставителем направления:

а) сенсуализм

б) эмпиризм

в) рационализм

2. Объяснение формулы Д. Беркли «Быть – значит быть в восприятии»:

а) то, что люди воспринимают находится во внешнем мире

б) то, что люди воспринимают не связано с внешним миром

в) это комплекс внутренних ощущений человека

3. Два атрибута, которые могут быть познаны человеком (Б. Спиноза:

а) мышление и протяжение

б) воображение и протяжение

в)память и волю.

ВАРИАНТ 4

1. Принципы истории психологии:

а)детерминизма

б)индивидуального подхода

в)развития

г)единства сознания и деятельности

д)системности

е)единства диагностики и коррекции психического развития

ж) историзма

2. Греческий философ, полагавший, что разум зависит от природы огня в душе:

Гален; Сократ; Гераклит; Пифагор

3. Автор первой психологической работы «О душе»;

К. Маркс; Конфуций; Платон; Аристотель; Сократ

ВАРИАНТ 5

1. По Гиппократа темперамент человека состоит из сочетания следующих жидкостей:

Кровь; моча; пепел; слизь; черная желчь; желтая желчь

2. Автор «ментальной механики»:

а) И. Гербарт

б) Ст. Милль

в) Дж. Милль

3. Принцип гармонии веры и разума (Ф. Аквинский) утверждает:

а) необходимость размежевания богословия и философии;

б) необходимость использования философии для более доступного изложения и обоснования истин религии

в) примат философии над богословием.

ВАРИАНТ 6

1.Единственное средство познания души (по Р. Декарту):

а) ум, интеллект

б) воображение, воля

в) память и внимание

2.Психика по Д. Гартли состоит из:

а) рефлексов

б) воли и мышления

в) ощущений и чувств

3.Понимание души и тела, характерное для Ф.Аквинского:

а) тело и душа бессмертны

б) душа бессмертна, тело смертно

в) душа смертна, тело бессмертно.

ВАРИАНТ 7

1. Мыслитель, получивший прозвище«удивительный доктор»:

а) Ф. Аквинский б) Р. Бэкон в) Гиппократ

2. Кто является автором теории «статики и динамики представлений»:

а) Ст. Милль б) Гербарт в) Спенсер

3. По Спенсеру, психика является:

а) механизмом творчества

б) механизмом адаптации к среде

в) механизмом познания мира.

ВАРИАНТ 8

1. Методы истории психологии:

1)эксперимент 2)наблюдение 3)интервьюирование

4)социометрия 5) беседа 6) биографический

7)автобиографический 8)историко–генетический

9)историко–диалектический 10)историко–функциональный

2. По Гиппократу флегматик, а по Г. Айзенку характеризуется как:

1) нормальный интроверт

2) интроверт–невротик

3) нормальный экстраверт

4) экстраверт–невротик

3. Сократа связывал психику с:

а) с активностью

б) с божественным началом

в) с естественными законами развития всего живого

г) с разумом

д) с нравственностью.

ВАРИАНТ 9

1.Философы, внесшие вклад в развитие психологического знания в Эпоху Возрождения:

Р. Бэкон, Аристотель, Э. Роттердамский, Н. Макиавелли, М. Монтень, А. Везалий, Х. Вивес, Ф. Аквинский, Авиценна, П. Абеляр

2.Французские просветители 18 в., считавшие, что душа сознание имеют естественное происхождение и смысл жизни человека – личное счастье:

Д.Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Ж. Руссо, Ф. Вольтер

3.Согласно Спенсеру, психическое развитие основывается на принципах:

а) дифференциации и развития

б) дифференциации и интеграции

в) дифференциации и системности.

ВАРИАНТ 10

1. Основоположник сенсуалистической психологии:

Р. Декарт; Ж. Ламетри; Т. Гоббс

2. Соотнесите философов и выдвигаемые ими варианты первоначала мироздания:

1) Гераклит а)атомы

2) Фалес б)воздух

3) Пифагор в)число

4) Анаксимен г)вода

5) Анаксимандр д)огонь

6) Демокрит е)апейрон

3. Появление знания у человека, по Платону:

а) в результате обучения б) в результате научения

в) в результате подражания г) в результате припоминания.

ВАРИАНТ 11

1. Источник умственной активности (по К. Гельвецию):

1)воля

2)стремление к славе

3)страсти

4)способности

2. Философов 17 в., с которыми связано становление новых воззрений на роль личности, общества и государства:

1) Ф.Бэкон 2)Т.Гоббс 3)Г.Лейбниц 4)Дж.Локк

3. Впервые ввел понятие рефлекса:

а) Локк б) Декарт в) Спиноза.

ВАРИАНТ 12

1. Душа, по Ф. Аквинскому, обладает:

а) ясностью восприятия

б) разумностью и сознательностью

в) памятью и мышлением

2. Решение спора между Демокритом и Платоном о соотношении тела и души(по Аристотелю):

а) душа и тело – это две независимые друг от друга бессмертные сущности

б) объединение души и тела, при этом душа бессмертна, а тело смертно

в) объединение души и тела, т.к. они бессмертны

3. В чем специфика понимания сознания И. Гербартом?

а) душа, сознание соединяет различные психические процессы

б) душа является пассивным отражением мира

в) душа – центр хранения и переработки знаний, активности человека.

ВАРИАНТ 13

1.Автор выражения «познай самого себя»:

а) Платон

б) Аристотель

в) Р. Бэкон

г) Сократ

д) Фалес

2.Термин апперцепция ввел:

а) Юм

б) Лейбниц

в) Локк

3.По мнению этого мыслителя, монада выступает первоосновой мира:

а) Спиноза

б) Гоббс

в) Лейбниц.

ВАРИАНТ 14

1.К представителям ассоциативной психологии относятся:

а) Гольбах, Вольтер

б) Гартли, Юм

в) Фихте, Фейербах

2.Против отождествления психики и сознания выступал:

а) Ф. Бэкон б) Лейбниц в) Юм

3.Подберите к словам из левой колонки необходимые слова из правой

Эгоцентризм а) нерасчлененность

Синкретиз б) неумение встать на чужую точку зрения

Трансдукция в) переход от частного к частному, минуя общее.

ВАРИАНТ 15

1.Автор трактата «о душе»:

а) Бэкон

б) Спиноза

в) Аристотель

2.Кто впервые определил сознание как критерий психики:

а) Гоклениус

б) Декарт

в) Спиноза

3.Подберите к словам из левой колонки необходимые слова из правой:

Артифициализм а) противоречивость

Анимизм б) искусственность

Амбивалентность в) одушевленность



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: