Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности

В интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды право на осуществление юридическими и физическими лицами отдельных видов деятельности может быть реализовано после получения в установленном порядке специальных разрешений (лицензий).

14 июля 2003 г. Декретом Президента Республики Беларусь № 17 было утверждено Положение о лицензировании отдельных видов деятельности (далее – Положение о лицензировании); а также перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций.

Указанным Положением регулируются отношения по лицензированию отдельных видов деятельности, указанных в перечне видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии) (далее – лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, за исключением деятельности, связанной со специфическими товарами (работами, услугами); внешнеэкономической деятельности по ввозу и (или) вывозу отдельных товаров; деятельности, осуществляемой воинскими частями (учреждениями) Вооруженных Сил и другими воинскими формированиями, органами внутренних дел, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в соответствии с задачами, возложенными на них законодательством; деятельности, лицензируемой Национальным банком.

Президентом Республики Беларусь могут быть определены иные, кроме лицензирующих, органы, наделенные полномочиями на приостановление, прекращение действия лицензий и аннулирование лицензий на отдельные виды деятельности, а также установлены особенности осуществления этих действий. В нормативных правовых актах, не регулирующих вопросы лицензирования в целом, как правило, не должны содержаться нормы, определяющие его порядок и условия.

П р а в о н а п о л у ч е н и е л и ц е н з и и имеют:

- юридические лица и индивидуальные предприниматели (если законодательными актами не установлено, что право на осуществление лицензируемых видов деятельности, а также отдельных работ и услуг, составляющих соответствующий вид деятельности, имеют только юридические лица);

- физические лица, ходатайствующие о предоставлении им права занятия адвокатской или частной нотариальной деятельностью.

Соискатель лицензии вправе в установленном порядке осуществлять вид деятельности со дня получения лицензии в течение указанного в ней срока. Вид деятельности, на осуществление которого выдана лицензия, может выполняться только лицензиатом без передачи права на его осуществление другому юридическому или физическому лицу.

Обособленные подразделения (филиалы) осуществляют вид деятельности на основании лицензии, выданной юридическому лицу. В таких подразделениях (филиалах) должны находиться копии лицензии, заверенные лицензирующим органом.

При осуществлении вида деятельности на основании лицензии по договору простого товарищества право на осуществление этого вида деятельности принадлежит его участнику (юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, являющемуся участником данного товарищества), имеющему лицензию на осуществление такого вида деятельности.

Лицензия выдается на конкретный вид деятельности (с указанием работ и услуг, составляющих этот вид деятельности) и действует на всей территории Республики Беларусь или ее части в соответствии с законодательством. Виды деятельности. На осуществление которых требуется получить лицензию определены в табл. 1.

Таблица 1.

Наименование видов деятельности Государственные органы и государственные организации, осуществляющие выдачу специальных разрешений (лицензий)
1. Адвокатская деятельность Министерство юстиции
2. Аудиторская деятельность Министерство финансов, Национальный банк
3. Банковская деятельность* Национальный банк
3.1. Ведение охотничьего хозяйства Министерство лесного хозяйства
3.2. Ведение рыболовного хозяйства Министерство сельского хозяйства и продовольствия
4. Ветеринарная деятельность* Министерство сельского хозяйства и продовольствия
5. Геодезическая и картографическая деятельность* Государственный комитет по имуществу
6. Деятельность антикризисного управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) Министерство экономики
7. Деятельность в области авиации* Министерство транспорта и коммуникаций
8. Деятельность в области промышленной безопасности* Министерство по чрезвычайным ситуациям
9. Деятельность в области связи* Министерство связи и информатизации
10. Деятельность в области таможенного дела* Государственный таможенный комитет
11. Деятельность в сфере игорного бизнеса* Министерство спорта и туризма
12. Деятельность по заготовке и переработке древесины* Министерство лесного хозяйства
13. Деятельность по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов* Министерство промышленности
14. Деятельность по обеспечению безопасности юридических и физических лиц* Министерство внутренних дел
15. Деятельность по обеспечению пожарной безопасности* Министерство по чрезвычайным ситуациям
16. Деятельность по разработке и производству бланков строгой отчетности, а также специальных материалов для защиты их от подделки* Министерство финансов
17. Деятельность по технической защите информации, в том числе криптографическими методами, включая применение электронной цифровой подписи* Государственный центр безопасности информации при Президенте Республики Беларусь
18. Деятельность, связанная с драгоценными металлами и драгоценными камнями* Министерство финансов
19. Деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду* Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды
20. Деятельность, связанная с криптографической защитой информации и средствами негласного получения информации*, ** Комитет государственной безопасности
21. Деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров* Министерство здравоохранения
22. Деятельность, связанная с оборотом (за исключением розничной торговли, экспорта и импорта) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции (кроме антисептических лекарственных средств и ветеринарных средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции), непищевого этилового спирта и табачных изделий* облисполкомы и Минский горисполком
23. Деятельность, связанная с оздоровлением детей за рубежом Управление делами Президента Республики Беларусь
24. Деятельность, связанная с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения Министерство по чрезвычайным ситуациям
25. Деятельность, связанная с посевом и возделыванием культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества Министерство сельского хозяйства и продовольствия
26. Деятельность, связанная с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей* Министерство внутренних дел
27. Деятельность, связанная с продукцией военного назначения*, ** Государственный военно—промышленный комитет
28. Деятельность, связанная с производством алкогольной (за исключением производства оригинальных алкогольных напитков в культурно—этнографических центрах, национальных парках и заповедниках Республики Беларусь в целях воссоздания полноты белорусских национальных традиций), непищевой спиртосодержащей продукции (кроме антисептических лекарственных средств и ветеринарных средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции), непищевого этилового спирта и табачных изделий* Государственный комитет по стандартизации
29. Деятельность, связанная с производством алюминия, свинца, цинка, олова, меди и отливкой готовых изделий и полуфабрикатов из алюминия и тяжелых цветных металлов* Министерство промышленности
30. Деятельность, связанная с холодным оружием невоенного назначения, оружием охотничьим, спортивным, газовым (в том числе газовыми баллончиками), боеприпасами к нему, коллекционированием и экспонированием оружия* Министерство внутренних дел
30—1. Деятельность, связанная со сбором и распространением (в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет) информации о физических лицах с целью их знакомства Министерство внутренних дел
31. Издательская деятельность* Министерство информации
32. Лотерейная деятельность* Министерство финансов
33. Медицинская деятельность* Министерство здравоохранения
34. Образовательная деятельность* Министерство образования
35. Оказание юридических услуг* Министерство юстиции
36. Оптовая и розничная торговля нефтепродуктами* Белорусский государственный концерн по нефти и химии
37. Перевозка пассажиров и грузов (исключая технологические внутрихозяйственные перевозки пассажиров и грузов, выполняемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для собственных нужд) автомобильным, внутренним водным, морским транспортом* Министерство транспорта и коммуникаций
38. Переработка, консервирование рыбы и морепродуктов Управление делами Президента Республики Беларусь
39. Полиграфическая деятельность* Министерство информации
40. Проектирование и строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведение инженерных изысканий для этих целей* Министерство архитектуры и строительства
41. ИСКЛЮЧЕН
42. Профессиональная и биржевая деятельность по ценным бумагам* Министерство финансов
43. Распространение правовой информации Министерство юстиции
44. Розничная торговля (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание* Минский горисполком, городские (в том числе в городах с районным делением) и районные исполкомы
45. Страховая деятельность* Министерство финансов
46. Транспортно—экспедиционная деятельность Министерство транспорта и коммуникаций
47. Туристическая деятельность* Министерство спорта и туризма
48. Фармацевтическая деятельность* Министерство здравоохранения
49. Частная нотариальная деятельность Министерство юстиции
*Вид деятельности имеет составляющие его работы и услуги. **Порядок лицензирования определяется Президентом Республики Беларусь.  

Совет Министров Республики Беларусь в пределах своей компетенции утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности, которые должны включать:

- указание вида деятельности, работ и услуг, составляющих этот вид деятельности;

- указание срока действия лицензии;

- перечень лицензионных требований и условий, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, осуществляющим адвокатскую или частную нотариальную деятельность;

- перечень документов, необходимых для получения лицензии, и требования по их содержанию;

- полномочия лицензирующих органов и порядок контроля за соблюдением законодательства об осуществлении вида деятельности, лицензионных требований и условий;

- порядок проведения в необходимых случаях проверки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, и иные особенности выдачи лицензий на отдельный вид деятельности.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие д о к у м е н т ы:

- заявление о выдаче лицензии с указанием: для юридического лица — наименования и места его нахождения, для физического лица — фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства), лицензируемого вида деятельности (работ либо услуг по данному виду деятельности), который соискатель лицензии намерен осуществлять;

- копии учредительных документов (устава) юридического лица, за исключением учредительных документов иностранного юридического лица, свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя без нотариального засвидетельствования;

- копию извещения налогового органа о присвоении учетного номера плательщика налогов;

- документ об уплате лицензионного сбора за рассмотрение заявления;

- выписку из торгового реестра страны пребывания (происхождения) или иной документ, подтверждающий регистрацию (для иностранного юридического лица). Документы, представляемые иностранными юридическими лицами, должны быть переведены на белорусский или русский язык и удостоверены в установленном порядке;

- другие документы, указанные в положении о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии, либо определенные Президентом Республики Беларусь.

При представлении в лицензирующий орган копий документов соискатель лицензии обязан предъявить их оригиналы или нотариально засвидетельствованные копии, за исключением копий документов, нотариальное засвидетельствование которых не требуется в соответствии с настоящим Положением.

Запрещается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Положением о лицензировании и Положением о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Лицензирующие органы не имеют права требовать от соискателей лицензий и лицензиатов обращения в коммерческие и некоммерческие организации для оказания им услуг, связанных с подготовкой и оформлением документов, другими работами по лицензированию, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами.

Заявление с приложением необходимых документов для получения лицензии представляется в соответствующий лицензирующий орган соискателем лицензии либо его уполномоченным представителем.

Документы, представленные в лицензирующий орган для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой вручается соискателю лицензии либо его уполномоченному представителю с отметкой о дате приема документов указанным органом.

Заявление с приложением необходимых документов для получения лицензии должно быть рассмотрено в м е с я ч н ы й с р о к со дня его подачи. Данный срок может быть продлен на период проведения проверки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Лицензирующий орган по результатам рассмотрения заявления принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче лицензии ее соискателю.

В случаях, предусмотренных положением о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии, лицензирующий орган до принятия решения о ее выдаче вправе провести проверку и (или) назначить проведение экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. С р о к п р о в е д е н и я п р о в ер к и и (или) э кс п е р т из ы не должен превышать 15 дней. Расходы, связанные с проведением экспертизы, возмещаются соискателем лицензии и лицензирующим органом в равных долях.

В выдаче лицензии может быть о т к а з а н о п р и:

- наличии в представленном заявлении с приложением необходимых документов недостоверных сведений;

- несоответствии представленных документов требованиям положения о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии;

- наличии заключения о несоответствии возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям по результатам проверки и (или) экспертизы;

- обращении за получением лицензии до истечения одного года со дня вынесения решения об аннулировании лицензии, за исключением случая аннулирования лицензии в связи с выдачей ее с нарушением установленного порядка.

При наличии одного из этих оснований лицензирующий орган вправе принять решение об отказе в выдаче лицензии, о чем в 5—дневный срок со дня принятия такого решения письменно уведомляет соискателя лицензии.

Лицензия выдается соискателю лицензии при представлении: документа об уплате лицензионного сбора за выдачу лицензии; удостоверения — руководителем юридического лица; свидетельства о государственной регистрации — индивидуальным предпринимателем; паспорта — физическим лицом, ходатайствующим о предоставлении ему права занятия адвокатской или частной нотариальной деятельностью; паспорта и доверенности — уполномоченным представителем юридического лица, индивидуального предпринимателя или физического лица.

При выдаче лицензии соискатель лицензии должен быть ознакомлен с законодательством, определяющим лицензионные требования и условия осуществления вида деятельности, о чем делается соответствующая отметка в лицензии.

Л и ц е н з и я выдается по форме, утверждаемой Советом Министров Республики Беларусь, и д о л ж н а с о д е р ж а т ь: наименование органа, выдавшего лицензию; регистрационный номер лицензии; номер и дату принятия решения о выдаче лицензии; срок действия лицензии; сведения о лицензиате (наименование и место нахождения юридического лица, фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, которому выдается лицензия, наименование регистрирующего органа, номер и дата свидетельства о государственной регистрации, учетный номер налогоплательщика); наименование вида деятельности; указание работ и услуг (особых требований и условий), если они определены положением о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии; сведения об обособленных подразделениях (филиалах); отметку об ознакомлении соискателя лицензии с законодательством, определяющим лицензионные требования и условия осуществления вида деятельности.

При наличии у лицензиата обособленных подразделений (филиалов), осуществляющих лицензируемый вид деятельности, лицензирующий орган заверяет лицензиату копии лицензии по количеству таких подразделений (филиалов).

Копии лицензии, необходимые лицензиату для других целей в соответствии с законодательными актами, заверению лицензирующим органом не подлежат.

В случае смены собственника, изменения наименования (фирменного наименования), места нахождения юридического лица, фамилии, имени, отчества, места жительства физического лица, получившего лицензию, изменения законодательства, в соответствии с которым требуется внесение изменений и (или) дополнений в лицензию, иных сведений, указанных в лицензии, лицензиат обязан в месячный срок обратиться в лицензирующий орган для внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в лицензию, выдачи ее копии.

Для внесения изменений и (или) дополнений в лицензию лицензиат представляет в соответствующий лицензирующий орган:

- заявление с приложением копий документов, подтверждающих необходимость внесения изменений и (или) дополнений;

- документ об уплате лицензионного сбора за внесение изменений и (или) дополнений, за исключением случаев внесения изменений и (или) дополнений в связи с изменением законодательства.

В случае реорганизации юридического лица в форме слияния, преобразования, выделения или разделения вновь созданное юридическое лицо в месячный срок со дня своей государственной регистрации, равно государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в учредительные документы юридического лица, обязано подать в орган, выдавший лицензию, заявление с приложением необходимых документов для выдачи новой лицензии. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица указанный срок для подачи заявления исчисляется со дня внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведений о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

При нарушении лицензиатом срока обращения в лицензирующий орган для внесения изменений и (или) дополнений в действие лицензии прекращается.

Лицензия выдается на срок не менее 5 и не более 10 лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Срок действия лицензии указывается в положении о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии.

Для продления срока действия лицензии лицензиат обязан не позднее чем за один месяц и не ранее чем за два месяца до истечения этого срока подать в соответствующий лицензирующий орган заявление о продлении срока действия лицензии с приложением документов, необходимых для получения лицензии. Порядок рассмотрения заявления для продления срока действия лицензии такой же как и для получения лицензии.

Срок действия лицензии исчисляется с даты принятия лицензирующим органом решения о ее выдаче. В случае, если вынесенное лицензирующим органом решение о приостановлении либо прекращении срока действия лицензии признано судом неправомерным, лицензия продлевается на срок, в течение которого ее действие было приостановлено или прекращено. При внесении в лицензию изменений и (или) дополнений срок ее действия не продлевается.

В случае выявления в течение календарного года лицензирующим или другим государственным органом, который в пределах своей компетенции контролирует осуществление лицензиатами лицензируемых видов деятельности, нарушений лицензиатом либо его обособленным подразделением (филиалом) законодательства о лицензировании или установленных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности лицензирующий орган дает лицензиату предписание об устранении выявленных нарушений и устанавливает срок их устранения. Этот срок не может превышать шести месяцев.

Если указанные в предписании нарушения лицензиатом не устранены, лицензирующий орган вправе принять решение о приостановлении действия лицензии на срок до одного месяца. Действие лицензии считается приостановленным со дня, указанного в этом решении.

В случае систематического (три и более раз в течение календарного года) нарушения лицензиатом либо его обособленным подразделением требований законодательства при ведении книги замечаний и предложений, рассмотрении изложенных в ней замечаний и предложений, повлекших наложение административного взыскания, лицензирующий орган на основании представленной информации о наложении взысканий обязан принять решение о приостановлении действия лицензии на срок до шести месяцев.

О принятом решении лицензирующий орган обязан письменно уведомить лицензиата не менее чем за 5 дней до даты, с которой приостанавливается действие лицензии, с указанием причины его приостановления.

На время приостановления действия лицензии прекращается осуществление лицензиатом и его обособленным подразделением (филиалом) вида деятельности, указанного в лицензии.

Лицензиат обязан письменно уведомить лицензирующий или другой государственный орган, который в пределах своей компетенции контролирует осуществление лицензиатами лицензируемых видов деятельности, об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, с приложением письменного подтверждения их устранения.

Проверка устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, проводится данным органом в течение 10 дней после получения им предписания об устранении нарушений.

Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, по результатам проверки, принимает решение о возобновлении действия лицензии с указанием даты его возобновления, о чем в 3—дневный срок со дня принятия этого решения в письменной форме уведомляет лицензиата. Решение о возобновлении действия лицензии вступает в силу со дня его принятия.

На время приостановления действия лицензии срок ее действия не продлевается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением.

В случае выявления в течение календарного года лицензирующим или другим государственным органом, который в пределах своей компетенции контролирует осуществление лицензиатами лицензируемых видов деятельности, грубого нарушения лицензиатом, его обособленным подразделением (филиалом) законодательства о лицензировании или установленных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности лицензирующий орган, выдавший лицензию, принимает решение о ее аннулировании.

Действие лицензии п р е к р а щ а е т с я:

1. по истечении срока, на который она выдана;

2. по решению лицензирующего органа:

- об аннулировании лицензии в соответствии с Положением о лицензировании;

- в случае ликвидации (прекращения деятельности) лицензиата;

- при реорганизации юридического лица;

- в случае принятия лицензиатом решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности;

3. по решению суда:

- об аннулировании лицензии;

- в случае нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, что повлекло за собой причинение ущерба национальной безопасности, общественному порядку, нравственности, правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде.

Лицензия может быть а н н у л и р о в а н а по решению лицензирующего органа в случае, предусмотренном выше, а также если:

- лицензиатом в установленный срок не устранены нарушения, повлекшие за собой приостановление действия лицензии;

- лицензиатом в установленный срок не представлены документы для внесения изменений и (или) дополнений в лицензию;

- лицензия выдана на основании недостоверных сведений, представленных соискателем лицензии;

- лицензиат не обращался за получением лицензии в течение шести месяцев со дня принятия решения о ее выдаче.

Лицензия может быть аннулирована по решению суда в случае принятия незаконного решения о ее выдаче, внесении в нее изменений и (или) дополнений, продлении срока ее действия.

В случае повторного (два и более раза в течение календарного года) нарушения лицензиатом установленного законодательством порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и (или) использования кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем лицензирующий орган обязан в двухнедельный срок принять решение об аннулировании лицензии на основании представления налогового органа или другого государственного органа, контролирующего в пределах своей компетенции соблюдение указанного порядка.

Решение о выдаче (отказе в выдаче) лицензии либо о ее аннулировании принимается коллегиальным органом лицензирующего органа (при его наличии) в установленном порядке.

За рассмотрение лицензирующим органом заявления с приложением необходимых документов для получения лицензии, продления срока ее действия взимается лицензионный сбор в сумме, эквивалентной 10 евро.

За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в сумме, эквивалентной 90 евро.

За внесение изменений и (или) дополнений в лицензию, за исключением случаев внесения их в связи с изменением законодательства, продление срока действия лицензии, выдачу ее дубликата взимается лицензионный сбор в размере 50 процентов платы за выдачу лицензии.

Лицензионный сбор не взимается:

- за возобновление действия лицензии;

- за заверение лицензирующим органом копии лицензии, за исключением утраченной копии лицензии, заверенной лицензирующим органом.

Лицензирующие органы формируют и ведут реестры лицензий. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой, если иное не установлено законодательными актами. Такая информация предоставляется в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. Лицензирующие и другие государственные органы в пределах своей компетенции контролируют осуществление лицензиатами лицензируемого вида деятельности.

Решения, принимаемые лицензирующими органами при осуществлении лицензирования, могут быть обжалованы соискателями лицензий или лицензиатами в судебном порядке в месячный срок со дня их принятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: