Основные правила ведения бухгалтерского учета — его исходные положения, на которых строится ведение бухгалтерского учета субъектами предпринимательской деятельности. Они сводятся к следующему:
1. Ведение бухгалтерского учета является обязательным для всех субъектов предпринимательской деятельности;
2. Бухгалтерский учет ведется в белорусских рублях;
3. Имущество субъекта предпринимательской деятельности учитывается обособленно от имущества других организаций и физических лиц;
4. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации до реорганизации или ликвидации;
5. Все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета, что означает сплошное ведение бухгалтерского учета;
6. В бухгалтерском учете организации раздельно учитываются текущие затраты на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями;
7. Документальное отражение информации о состоянии и движении имущества и обязательств организации. Факт совершения хозяйственной операции должен подтверждаться первичным учетным документом, который должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, — непосредственно после ее совершения;
8. Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется методом двойной записи. Это означает, что каждая операция отражается одновременно на двух счетах бухгалтерского учета: дебете одного счета и кредите другого;
9. Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных учетных документах, подлежит систематизации и в регистрах бухгалтерского учета. Регистры предназначены также для отражения указанной информации на счетах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
10. Документирование объектов бухгалтерского учета, ведение регистров бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности осуществляется на русском или белорусском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь подстрочный перевод на русском или белорусском языке;
11. Оценка имущества и обязательств в денежном выражении производится для их отражения в бухгалтерском учете;
12. Инвентаризацию имущества и обязательств организация обязана проводить для обеспечения достоверных данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств. Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации. Ч. 3 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете предусматривает обязательное проведение инвентаризации в следующих случаях:
― при передаче имущества государственного унитарного предприятия в аренду, его купле—продаже;
― при реорганизации или ликвидации (упразднении) организации;
― перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
― при смене руководителя организации и(или) материально ответственных лиц;
― при выявлении фактов хищения и(или) порчи имущества;
― в случае возникновения непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств;
― в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.