Методические указания. Исследуя методологию социального познания, необходимо подчеркнуть, что именно экзистенциализм достаточно категорично заявил о неприме­нимости научных методов

Исследуя методологию социального познания, необходимо подчеркнуть, что именно экзистенциализм достаточно категорично заявил о неприме­нимости научных методов к познанию человека. Дефицит гуман­ности европейской цивилизации в период между первой и вто­рой мировыми войнами скомпрометировал всю науку. Подлин­ное существование человека, т.е. экзистенция, не равна его пред­метному бытию. Она ускользает от научной объективности по­знания посредством терминов, понятий и абстракций. Человек всегда помещен в ситуацию выбора, он многократно меняется на пути к «самому себе».

Специфика социально-философского анализа общества состоит в исследовании общества как единого целого, в единстве и взаимосвязи всех его сторон. Выявляются основные концепции и подходы в понимании общества, определяются их достоинства и недостатки.

На позициях экономического детерминизма, в конечном счете, находится К. Маркс и марксизм, во многом М. Вебер, Ф. Бродель и В. Леоньтьев, теоретики постиндустриального общества – Д. Белл и др. Экономический детерминизм главным детерминирующим фактором общественной жизни полагает экономику в целом, производство и т.п.

На позициях индетерминизма стоят такие мыслители, как Поппер, Хайек, Фридман. К. Поппер в работах «Открытое общество и его враги», «Нищета историцизма» обвиняет К. Маркса в идеализме платоновского типа. Главной ошибкой его и многих мыслителей он считает стремление к пророческому предсказанию общественного развития. Однако влияние «пророков» заслоняет от общества задачи повседневной жизни, поскольку они создают мифогенный концептуальный каркас, навязываемый обществу в качестве концепции развития. Поставленная концепцией «цель» развития общества «построение коммунизма» или «построение капитализма», доказанная на уровне преходящих аргументов, оправдывает произвол власти и произвольно отсекает живые, но «не нужные» в соответствии с нею течения жизни (вспомним слова Солоневича, что гении в политике хуже чумы для народа).

Особое внимание следует уделить пониманию феномена общества риска и его связей с процессами глобализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: