Философия марксизма и ее основные черты

Марксистская философия, как и марксизм в целом, возникла в 40-х годах XIХ в. Ее создателями стали уроженцы Германии – доктор философии Карл Маркс (1818–1883) и занимавшийся самообразованием, одно время вольнослушатель Берлинского университета Фридрих Энгельс (1820–1895).

Свое философское учение Маркс и Энгельс назвали диалектическим и историче-ским материализмом. Диалектическим это учение именуется потому, что в его основе лежит принцип развития, которое осуществляется в процессе непрерывной борьбы противоположностей. Материализмом - фундаментом мироздания признается матери-альное начало. Историческим материализмом - идеи материализма использовались для объяснения хода человеческой истории.

Главный труд Маркса «Капитал» посвящен экономико-политическому анализу; его собственно философскими работами являются «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» (1841 г., докторская диссертация), «Экономи-ческо-философские рукописи 1844 года», «Тезисы о Фейербахе» (1845 г.) и другие. В философском наследии Энгельса такие произведения, как критические статьи о фи лософии Шеллинга («Шеллинг о Гегеле», «Шеллинг и откровение», «Шеллинг – фило-соф во Христе»), «Анти-Дюринг» (первый отдел посвящен проблемам философии), «Диалектика природы», «Происхождение семьи, частной собственности и государст-ва», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», письма об исто-рическом материализме (90-е гг. XIХ в.). Некоторые историки философской мысли считают, что Ф. Энгельс был в большей мере философом, чем доктор философии Маркс, хотя сам Энгельс себя скромно называл «alter ego» Маркса.

Одна из основных идей марксистской философии – революционное преобразо-вание действительности. Маркс и Энгельс при этом исходили их материалистического понимания истории. Они ее считали объективным общественно-историческим процес-сом, в котором действуют законы общественного развития. В основе общества – базис, совокупность производственных отношений, экономический строй общества. Над ба-зисом возвышается как его порождение надстройка (государство, политика, правовые формы, общественное сознание и т.п.).

В современных им условиях Маркс и Энгельс ударной силой, способной сокру-шить капитализм, считали пролетариат. Они оправдывали классовое насилие со сторо-ны пролетариата. Впоследствии Ленин писал, что главное в марксизме – это учение о диктатуре пролетариата. В конечном итоге пролетариат, опираясь на поддержку других классов и слоев населения, после успешной социалистической революции призван вы-полнить свою историческую миссию – уничтожить классы и эксплуатацию и построить светлое будущее человечества, коммунизм

Вопрос

Критика классической философии в учениях А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше
В широком смысле иррационализмом называют идеалистические течения в фи-лософии, которые в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в организации общественной жизни и в познании мира. На первый план иррационалисты выдвигают чувства, волю, интуицию, «бессознательное», а также не-гативные стороны человеческого бытия (предрассудки, войны, нищету, смертность и т.п.).

Основоположником европейского иррационализма выступил Артур Шопенгауэр (1788-1860) – немецкий философ, заявивший, что в основе мира – не разум, а Воля, ко-торая подчиняет себе интеллект. Основной труд мыслителя – «Мир как воля и пред-ставление». Философия Шопенгауэра иррационалистична и пессимистична. Весь мир у него предстает как слепая «воля к жизни», где господствует зло. Не разум, а чувства руководят поступками людей. Действия людей проникнуты скудоумием, пошлостью, завистью, лицемерием. В отличие от Лейбница, Шопенгауэр полагает, что «наш мир – наихудший из всех возможных миров». Шопенгауэра называют в связи с таким миро-пониманием «философом мировой скорби». Саму философию он рассматривал как один из видов искусства, а высшим из искусств считал музыку. Ему нравился трагизм музыки Вагнера, так как это соответствовало представлениям философа о неизбежно-сти всеобщего уничтожения. В области нравственности Шопенгауэр стоит на позициях аскетизма, альтруизма; ему присущ атеизм. Один из моральных афоризмов мыслителя гласит: «Принуждая себя ничего не делать из того, что хочется, следует делать все то, что не хочется». Крайним иррационалистом и пессимистом был также предшественник совре-менного экзистенциализма датский философ-мистик Сѐрен Кьеркегор (1813–1855). Его главные труды: «Страх и трепет», «Или - или», «Наслаждение и долг», «О понятии дол-га». Он испытал влияние Священного писания, Тертуллиана, Августина, Паскаля. Кьерке-гор выступил с уничтожающей критикой Гегеля, которого даже философом не признал.

В противовес гегелевской эссенс-диалектике (т.е. диалектике сущности) он выдвигает ка-чественную диалектику – экзистенц-диалектику (диалектику существования).

«Истина – в субъективности», - заявляет Кьеркегор и провозглашает, вслед за Фомой Аквинским, абсолютную свободу индивида, наличие выбора, ответственности главным образом в отношении к Богу. Из всех эмоций человека на первом плане ока-зывается Страх (перед лицом неминуемой смерти). Кьеркегор выделяет три типа людей (по степени из развитости). Низший уровень – это эстетический человек (делает то, что ему нравится, наслаждается, живет переживаниями момента). Более высокий уровень представлен этическим человеком (действует по долгу, добр к другим; живет нередко в памяти о нем как о добром человеке даже после смерти). А высшую ступень представ-ляет собой человек религиозный (он живет переживанием Вечности).

Наиболее резкую форму иррационализм приобретает у немецкого философа-волюнтариста, поэта Фридриха Ницше (1844–1900). Он испытал влияние волюнтарист-ских идей Шопенгауэра, а также эстетических идей и музыки Р. Вагнера. Собственно философских, в традиционном понимании, произведений у Ницше нет. Его мировоз-зрение выявляется в его эссе, афоризмах, поэтических творениях, легендах, мифах. Наиболее известны такие его труды, как «Так говорил Заратустра», «По ту сторону до-бра и зла», «Человеческое, слишком человеческое», «Несвоевременные размышления», «Утренняя заря», «Веселая наука» и др. Следует принимать во внимание его душевную болезнь (последние 11 лет своей жизни он периодические пребывал в психолечебнице).

Основные понятия, которыми оперирует Ницше, это – «мир», «жизнь», «власть». Одно из центральных понятий его философии состоит в соединении двух последних – «воля к власти», которая рассматривается как «воля и жизни». Ницше в отличие от религиозно-фанатического отношения к миру провозглашает атеистиче-ские и антицерковные идеи («Бог умер», - говорит он). Он решительно выступил про-тив религии, морали, принятых норм в современном ему обществе и в широком плане против культуры. Ницше считал свои воззрения философией жизни, а жизнь рассмат-ривал как борьбу за существование и господство над другими людьми путем насилия. Отсюда его антиинтеллектуализм, нигилизм, декадентские настроения. Разум, по Ницше, не познает мир, а лишь схематизирует его для практических потребностей. Ницше выступил с антидемократическими лозунгами против «инстинкта толпы», провозгласил культ «белокурой бестии», которой все дозволено, за переоценку цен-ностей в пользу «высшей касты», «сверхчеловека», а также против стремления людей к свободе и равенству. По убеждению Ницше, к морали и идеям свободы прибегают слабые, сильные же попирают мораль и путем насилия идут к власти. В дальнейшем национал-социалисты Германии 20–30-х гг. ХХ века пытались использовать ницше-анство в своих целях, однако следует отметить, что учение Ницше они использовали весьма избирательно и извращенно, так что предтечей фашистской идеологии его считать было бы необоснованно.

Вопрос


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: