Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является
выработка и систематизация знаний о действительности. Основные задачи науки –
описание, объяснение и предсказание явлений действительности на основе
открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, технические,
общественные и гуманитарные науки. Научные дисциплины по их направленности, по
их отношению к практике принято подразделять на фундаментальные и прикладные.
Фундаментальные науки занимаются познанием закономерных отношений между
явлениями действительности. Непосредственной целью прикладных исследований
является применение результатов фундаментальных наук для решения технических,
производственных, социальных задач.
Под словом «наука» подразумевают: 1) деятельность по получению новых
знаний, 2) знания, полученные посредством научно-исследовательской деятельности,
3) социальный институт, занятый выработкой знаний.
Если в повседневной жизни знания служат средством для достижения
|
|
практических целей, то для науки именно получение знаний является целью. Для
научной деятельности характерны: выработка и использование методов научного
исследования, использование специального оснащения (приборы, инструменты,
лаборатории и т. п.), усвоение и переработка обширной информации (библиотеки, базы
данных и т. п.).
Совокупность научных знаний характеризуется понятийной формой их
выражения, их эмпирической и теоретической обоснованностью, их доступностью для
критики, их ориентацией на истинность и объективность, их тенденцией к системной
связности и непротиворечивости.
Наука в качестве социального института характеризуется функционированием
научных обществ, учреждений, научных периодических изданий, проведением
научных конференций, дискуссий, связями науки с другими социальными
институтами.
В структуре научного познания принято также выделять эмпирический и
теоретический уровни познания. Они различаются по:
– гносеологической направленности: на эмпирическом уровне познание
ориентировано на изучение явлений и поверхностных связей между ними; на
теоретическом этапе познания главной гносеологической задачей является раскрытие
причин и сущностных связей между явлениями.
– познавательным задачам: на эмпирическом уровне – описание явлений, а на
теоретическом – объяснение явлений;
– по характеру научных результатов: основной формой знания, получаемого на
эмпирическом уровне, является научный факт и совокупность эмпирических
обобщений; на теоретическом уровне получаемое знание фиксируется в форме законов,
принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность изучаемых явлений.
– по методам получения знаний.42