I. Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре для 4 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (п. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).
2. Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
3. Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.
4. Концепции профильного обучения на старшей ступени обучения общего образования (Приказ МО РФ от 18.02.2002 №2783)
5. Приказа «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования», утверждённый Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373
6. Санитарные правила и нормы. (СанПин 2.42. – 2821 10).
|
|
7. Учебного плана МБОУ «СОШ № 65» на 2013-2014 учебный год.
8. Примерной (М.: «Просвещение», 2010 г.) и авторской программы начального общего образования по физической культуре В.И.Ляха «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» (издательство М.: «Просвещение», 2009 г.)
Целькурса физкультуры в начальной школе - содействие всестороннему гармоничному развитию личности.
Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования:
-совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании и плавании;
-обучение физическим упражнениям их таких видов спорта, как гимнастика, лёгкая атлетика и лыжные гонки, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, входящих в школьную программу;
-развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;
-формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, укрепления здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
-развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками и подвижными играми;
-обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Общая характеристика учебного предмета.
Данная учебная программа характеризуется следующей направленностью:
|
|
— на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми
особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса, регионально-климатическими условиями и видом
учебного учреждения;
— на реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с распределением учебного материала, обеспечивающего развитие
познавательной и предметной активности учащихся;
— на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и
планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том
числе и в самостоятельной деятельности;
— на достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения
учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
— на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе активного использования школьниками
освоенных знаний, умений и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня, самостоятельных
занятиях физическими упражнениями.
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ
физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является
средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в
метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих
за рамки предмета «Физическая культура».
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
—умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
—умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение физической культуры в 4 классе отводится 3 часа в неделю, всего 102 часа в год.
В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка заменяется кроссовой). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по подвижным играм на основе баскетбола, футбола и волейбола.