Классификация научных исследований

Научные исследования разделяют:

1. По виду практической деятельности: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, экономика, наука, литература и искусство, другие отрасли практической деятельности общества;

2. По области науки: естественная, гуманитарная, техническая;

3. По цели исследования: глобальные, отраслевые, локальные, квалификационные;

4. По административно – территориальным границам исследования: исследования в рамках международных и национальных программ, исследования по планам министерств и ведомств, исследования по планам предприятий (вузов, НИУ);

5. По значимости для развития науки и практики: фундаментальные, прикладные, теоретические, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР);

Целью фундаментальных исследований является получение новых законов, вскрытие связей между явлениями, создание новых теорий. Они составляют основу развития науки. Вероятность получения положительного результата – 10 %.

Целью прикладных исследований является привязка результатов фундаментальных исследований к конкретным условиям проектирования, производства. Объектом их исследования являются технические системы и новые технологии. Вероятность получения положительного результата – 20-90 %.

Целью НИОКР является создание на базе результатов прикладных исследований опытных образцов техники, новых технологических процессов.

6. По способу реализации: теоретические, экспериментальные;

В ходе теоретического исследования определяются методы и критерии исследования, задаются необходимые ограничения, описываются связи и т.д.

В ходе экспериментального исследования создается модель исследуемого объекта, снимаются и обрабатываются необходимые данные и т.д., т.е. проводится проверка теоретических исследований и их дальнейшее развитие и уточнение.

7. По длительности разработки: долгосрочные (срок исполнения более 5-ти лет), среднесрочные (1-5 лет), краткосрочные (до 1-го года);

8. По степени закрытости информации: открытые, закрытые, секретные, для служебного пользования;

9. По источнику финансирования: госбюджетные, хоздоговорные, инициативные (нефинансируемые из внешних источников).

ЭТАПЫ, ПЛАНИРОВАНИЕ И НАПРАВЛЕНИЕ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Этапы и планирование научного исследования

В общем случае научное исследование содержит следующие этапы:

1) Выбор темы исследования и обоснование ее актуальности (выделение проблемы, объекта, цели и задач исследования).

2) Информационный поиск и анализ состояния вопроса исследования. Уточнение целей и задач.

3) Теоретические исследования.

4) Экспериментальные исследования.

5) Анализ и обобщение результатов теоретических и экспериментальных исследований.

6) Расчет эффективности от внедрения результатов исследования.

7) Внедрение результатов исследования.

Последовательность этапов не заключает в себе безоговорочную строгость (рекомендуется в качестве ориентира действий исследователя).

Эффективность научного исследования зависит от четкости планирования: намеченных действий по месту и времени (в том числе соавторов, исполнителей), использования имеющихся материально-технических ресурсов, увязки сроков выполнения различных этапов исследования и т.д.

Практика выполнения научно-исследовательских работ определила основные принципы планирования:

1) Комплексность планирования. План должен содержать все этапы работы, деятельность соавторов (исполнителей) участвующих на каждом этапе, отражать взаимосвязь отдельных этапов.

2) Реальность планов. Сроки выполнения этапов исследования должны учитывать возможности исполнителей. Обязательно наличие резервов времени и материально-технических ресурсов. Чем больше неопределенность научной темы, тем больше резервов должно закладываться.

3) Адаптивность планов. Адаптивность плана – это его способность к быстрой корректировке. Адаптивность плана необходима для исключения срыва своевременного достижения целей исследования из за возможных отклонений от плановых сроков и запланированных средств.

4) Информационная достаточность и неизбыточность планов. План должен содержать всю необходимую информацию для соавторов (исполнителей), при этом он не должен содержать излишние сведения, отвлекающие внимание и затрудняющие работу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: