Для выявления ТП необходимо установить связь между положительным и нежелательным эффектом через внутреннее функционирование ТС, посредством построения причинно следственной цепочки:
Улучшаемая сторона ТС (положительный эффект)
Основные признаки ТС на уровне внутреннего функционирования (изменения в системе или ее состояние), обеспечивающие улучшение указанной стороны
Последствие этих признаков (изменений, состояния) в виде эффектов и явлений на уровне свойств и взаимодействий элементов ТС
Ухудшение другой стороны ТС (нежелательный эффект)
Выявление технического противоречия необходимо для того, чтобы на основе анализа противоречия наметить пути его разрешения. Механизм разрешения противоречий заключается в диалектическом отрицании. Отрицанию должен подвергнуться нежелательный эффект, положительный должен остаться.
ТП = ПЭ + НЭ;
где ТП - отрицание технического противоречия; НЭ - отрицание нежелательного эффекта;
Поскольку положительный и нежелательный эффекты связаны между собой причинно следственной цепочкой, то отрицание нежелательного эффекта предполагает отрицание всех звеньев этой цепочки, кроме ПЭ.
При сопоставлении двух цепочек (исходной и полученной после отрицания), намечаются возможные варианты исключения обострения технического противоречия.
Рассмотрим пример: при уменьшении массы автомобиля улучшается динамическая характеристика автомобиля, но ухудшается курсовая устойчивость.
Отрицание звеньев причинно следственной цепочки (рис.7) позволяет получить следующие варианты разрешения противоречия:
1) Улучшение динамической характеристики при большой массе автомобиля;
2) Малая масса автомобиля при большом весе автомобиля;
3) Малый вес автомобиля при большой силе прижима колес к поверхности дороги;
4) Малая сила прижима колес к поверхности дороги при большой силе сцепления на колесе;
5) Малая сила сцепления на колесе при хорошей путевой устойчивости автомобиля.
Для рассмотренных вариантов могут быть использованы следующие решения:
1) Использование более мощного двигателя;
2) Решений нет, так как законы природы не позволяют управлять гравитацией;
3) Использование формы кузова, позволяющей увеличить вертикальную составляющую реакции дороги на автомобиль;
4) Использование в шинах протектора и резины с большим коэффициентом сцепления;
5) Использование стабилизирующих спойлеров.
По формулировкам вариантов разрешения ТП видно, с преобразованием какой части ТС связана его реализация, поэтому при наличии ограничений можно сразу исключить соответствующие варианты. Например: если на изменение шин наложен запрет, то вариант 4 можно не рассматривать.
Структура технического противоречия может иметь не только линейный, но и сложный вид (несколько ПЭ и НЭ), к примеру, выше рассмотренную цепочку можно дополнить влиянием массы на себестоимость автомобиля. Сложная цепочка строится так же как и простая, требуя несколько большего времени, она позволяет выбрать более обоснованное решение.