Формы проявления лидерства достаточно разнообразны. Поэтому в политической науке существуют различные примеры типологии лидерства.
Так, М. Вебер выделил три типа лидерства: традиционное, харизматическое, рационально-легальное, которым соответствуют три идеальных типа легитимности политической власти (см. с. 12; 41-42).
Наибольший интерес у политологов вызывает харизматическое лидерство. А.М. Гантер выделял ряд базовых качеств присущих харизматическим лидерам.
1. «обмен энергией» т.е умение воздействовать на людей эмоционально, способность заряжать энергией окружающих;
2. «завораживающая внешность» или образ, вызывающий симпатии у массы:
· «хорошие риторические способности и некоторый артистизм», или выдающиеся коммуникативные способности, дар и искусство увлекать своими выступлениями большую аудиторию;
· «положительное восприятие восхищения своей персоной», или состояние психологического комфорта при повышенном внимании и восхищении людей;
· «достойная и уверенная манера держаться» или имидж сильных людей, способных добиваться любых целей.
|
|
Рассматривая свойства и механизм формирования харизматического лидерства, И. Шиффер отмечает особенности данного феномена:
1. харизматиками чаще всего становятся люди «со стороны»; трудно обрести харизму в среде, где рос и длительное время пребывал индивид, где его хорошо знают и помнят его достоинства и недостатки;
2. харизма должна быть связана с каким-либо физическим свойством (стигмой) (эпилепсия, низкий рост и т.п.), которое заметно отличает претендента на харизму от других;
3. и сам лидер, и его последователи должны верить в «избранность» первого лица и его миссии;
4. лидер должен демонстрировать «экстремальный максимализм» - готовность «идти до конца», любые колебания, компромиссы и уступки недопустимы (либо должны восприниматься как хитрый и далеко идущий ход);
5. деяния вождя должны восприниматься «паствой» как истинно великие и чудесные.
Американская исследовательница М. Херманн выделяет четыре типа лидеров. Ими являются:
1. «знаменосец» (стремится к воплощению великой идеи, изменению политической системы);
2. «служитель» (выразитель интересов своих приверженцев);
3. «торговец» (ведёт «торг» собственных идей);
4. «пожарник» (откликается на порождённые ситуацией экстремальные события и проблемы, насущные требования момента).
Достаточно интересный подход к изучению стилей лидерства предложил американский политолог Д. Барбер. Под политическим стилем он понимал «набор образцов привычных действий в ответ на ролевые требования». Типологизация лидерства строится Д. Барбером на измерении степени активности личности в исполнении президентской роли и её отношения к выполняемым обязанностям. Совмещая данные показатели, учёный получил четыре стиля (табл. 1):
Таблица 1