Методические рекомендации. При подготовке семинарского занятия по теме 2 необходимо обратить особое внимание на то, какие дети относятся к категории детей с трудностями в обучении

При подготовке семинарского занятия по теме 2 необходимо обратить особое внимание на то, какие дети относятся к категории детей с трудностями в обучении, какие биологические и социальные причины приводят к стойким затруднениям в усвоении образовательных программ. Точно определите для себя, в чем разница и сходство понятий "дети с задержкой психического развития", "временная задержка психического развития", "ЗПР конституционального генеза", "ЗПР соматогенного происхождения", "ЗПР психогенного происхождения", "ЗПР церебрально-органического генеза", а также "дети с трудностями в обучении". Укажите клинико-психологические критерии данного состояния (астеноневротический синдром, синдром гармонического инфантилизма, церебрастенический синдром и др.). В психолого-медицинской литературе используются также другие наименования для обозначения рассматриваемой категории детей: дети с


пониженной обучаемостью, отстающие в учении (Н.А. Менчинская, З.И. Калмыкова, У.В. Ульенкова), нервные дети, нервно-ослабленные дети (А.И. Захаров). Выпишите критерии, на основании которых выделяются названные группы.

Определите критерии отбора детей с ЗПР. Они разработаны на основе комплексного подхода ведущими отечественными клиницистами, физиологами и психологами (М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, Т.В. Егорова, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская, У.В. Ульенкова, Е.М. Мастюкова, Е.А. Стреблева, М.Н. Фишман и др.).

Литература:

Основная:

1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - Собр. соч., т.5-М., 1983.

2. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития

личности. - М., 1980.

3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.

4. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.

Дополнительная:

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей./ Под. ред. В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1989. 2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения // Нейропсихология сегодня. 3. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. - М., 1993.

Лекция 3. ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ И ШКОЛЬНЫЕ НЕВРОЗЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: