Общие правила управляемого дыхания у детей

Общие правила управляемого дыхания направлены, прежде всего, на профилактику гипервентиляции, которая легко может возникнуть даже при минимальной передозировке.

Чтобы не допустить гипервентиляции, следует строго соблюдать следующие правила:

Правило 1 – На каждый акт искусственно управляемого дыхания обязательно следует дать 3-4 спокойных вдоха – выдоха.

Правило 2 – Вдох совершается через нос.

Правило 3 – Выдох совершается через рот с созданием сопротивления току воздуха с целью профилактики спадения бронхиол на выдохе.

Правило 4 – Стараться не применять форсированного выдоха! У детей с астматическим компонентом заболевания могут возникнуть микрокровоизлияния.

Правило 5 – Любая процедура управляемого дыхания не должна превышать в целом 20 мин. Если за это время эффект не достигнут, то по истечении 2-х часов можно процедуру повторить, но никогда не следует одну процедуру удлинять по времени.

Кроме того, выбор методики выхаживания и реабилитации у пациентов с заболеваниями органов дыхания в значительной мере зависит от возраста (см. таблицу 4.1.).

Таблица 4.1.

Применение кинезотерапевтических методов управляемого

дыхания в зависимости от возраста

Техника Грудной ребенок 10-12 мес Ребенок раннего возраста 1-3 лет Ребенок дошкольного возраста 3-6 лет Школьник 6-12 лет Подросток 12-16 лет Взрослый
Положение тела ++++ ++++ ++ ++ ++ ++
Контактное Дыхание ++++ ++++ ++ ++ + +
Вибрация ++++ ++++ ++ ++ + +
Встряхивание ++++ ++++ ++ + + +
Положения облегчающие дыхание   +   +   +   +   +   +
Терапевтические положения тела ++ ++ ++++ ++++ ++++ ++++
Физическая активность ++ ++ ++++ ++++ ++++ ++++
Мобилизация грудной клетки ++++ ++++ ++++ ++++ ++++ ++++
Техника расслабления     + + + +
Ингаляции + + + + + +
Сопротивление выдоху губами   ++ ++++ ++++ ++++ ++++
Аутогенный дренаж     ++ ++++ ++++ ++++
Техника кашля     ++ ++++ ++++ ++++

++++ - составляет в этом возрасте высокую долю терапевтической программы;

++ - применяется еще или уже в этом возрасте;

+ - применяется в зависимости от состояния больного.

Практически противопоказаний к применению управляемого дыхания у детей нет. Следует только крайне внимательно и целенаправленно относится к применению управляемого дыхания и контролировать дозу физической нагрузки.

Наиболее частой патологией органов дыхание в детском возрасте является острая пневмония, принципы лечения которой принципиально не отличаются от лечения взрослых пациентов. Следует только обратить особое внимание на тот факт, что в экссудативной фазе пневмонии следует отдать предпочтение дренажным методикам и исключить применение методик, усиливающих вентиляцию, т.к. это приведет к «распространению» мокроты по бронхо-легочной системе. Соответственно в пролиферативной фазе заболевания следует применить именно методики, усиливающие вентиляцию и способствующие тем самым профилактике процессов склерозирования, спаечного процесса и др. Курс усиления вентиляции требует также и контингент часто болеющих детей с целью профилактики заболеваемости пневмонией.

С целью усиления вентиляции у детей применяют статические дыхательные упражнения. Их можно выполнять в любом исходном положении, но предпочтительными остаются исходные положения, при которых тело расслаблено. Следует учитывать, что, если используются исходные положения «лежа», то те отделы легких, которые контактируют (прилежат) с поверхностью опоры вентилируются в меньшем объеме. Контролировать дыхание во время статического упражнения легко с помощью рук, наложенных на заинтересованную зону. Руки (самого пациента или инструктора) могут только контролировать дыхание, могут создавать сопротивление на вдохе (в этом случае большие объемы воздуха будут перераспределены в соседние отделы бронхо-легочной системы), а также могут производить дополнительное «сжимание» грудной клетки на высоте выдоха (в этом случае последующий вдох будет рефлекторно усиленным, а вентиляция в прилежащем к рукам отделе легких также усилиться) (рис. 4.1.)

Руки пациента или инструктора могут быть расположены в любой заинтересованной зоне согласно анатомическому делению легких на доли и сегменты. (рис. 4.2 – 4.5)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: