Экономическое и правовое содержание понятия «монополия». Монополия как тип рынка

Понятие «монополия» столь же многопланово, как и «конкуренция». Существуют различные его определения. Самым кратким можно считать то, согласно которому монополия характеризуется как ситуация на рынке, противоположная конкуренции. Как отмечают исследователи, при такой монополии действует единственный продавец определенного товара. Само слово монополия (monopoly, monopole, Monopol) происходит от греческих слов «monos» - один, единый и «poleo» - продаю. Однако монополия может быть и как бы наоборот, т.е. когда на рынке действует не монополист-продавец, а монополист-покупатель – единственный возможный покупатель определенного товара. Такая ситуация на рынке называется монопсонией, от греческих слов «один», «единый» («monos») и «покупаю». И хотя внешне монополия и монопсония отличаются, при монопсонии «основные характеристики рынка повторяют черты монопольного типа»[37].

При монополии предложению предприятия, занимающего монопольное положение, противостоит на рынке совокупный спрос всех покупателей товара в пределах географических и товарных границ (мировых, национальных, местных). Если в условиях конкуренции любой продавец мог продать определенное количество продукции по не зависящей от него рыночной цене, то монопольное предприятие регулирует как объем товара, так и его цену. Обладая абсолютной рыночной властью, оно может варьировать объем выпускаемой им продукции, ее цену, другие существенные условия продажи. Предприятие может выпускать как один вид продукции так и много ее видов, но в любом случае оно будет считаться занимающим монопольное положение только по тому виду продукции, для которого полностью отсутствуют производители-конкуренты. Монополия возможна лишь тогда, когда вход на рынок другим предприятиям невыгоден или невозможен. Если на рынке появляются новые предприятия, то монополия исчезает. Следовательно, наличие входных барьеров является обязательным условием возникновения и существования монополии. Природе монополии присуще стремление использовать свою рыночную власть в ущерб потребителям и потенциальным конкурентам. Следовательно, только уменьшая число рынков с монопольной структурой и сокращая число предприятий с монопольным положением, можно ослабить до разумных пределов их воздействие на рынки[38].

В экономической теории можно выделить несколько подходов к определению монополии: системный или структурный, поведенческий и ролевой, или функциональный, которые позволяют с разных точек зрения взглянуть на природу и проблемы монополий. Сторонники системного (структурного) подхода считают монополией исключительное положение, в которое поставлен хозяйствующий субъект на конкретном рынке. Исключительность положения состоит в том, что такой субъект сосредоточивает в своих руках значительную часть производства и сбыта определенного товара. Это господствующее положение позволяет ему осуществлять диктат над потребителем и другими участниками рыночных отношений устанавливать монопольные цены и получать за счет этого сверхприбыль. Монополист сам определяет цену, а не принимает ее как данную. Именно монопольные цены выступают значимым рыночным явлением; монополия как таковая важна, только если это может привести к формированию монопольных цен. В ряде случаев монополистом считают лишь того субъекта, который блокирует конкуренцию с помощью контроля над необходимыми ресурсами. Поведенческий подход к определению понятия «монополия» позволяет считать таковой особое поведение господствующего на рынке субъекта с целью использования своего положения в своих интересах. Прежде всего, это проявляется в назначении продавцом-монополистом цен, исходя из собственных издержек намечаемой прибыли и спроса. Ролевой (функциональный) подход подчеркивает отрицательные последствия монополизации той или иной сферы хозяйствования. Монополия способствует несправедливому перераспределению дохода от потребителей к монополистической фирме за счет установления монопольно высоких цен. «Монополисты, поддерживая постоянный недостаток продуктов на рынке и никогда не удовлетворяя полностью действительный спрос, продают свои товары намного дороже естественной цены и поднимают свои доходы, состоят ли они в заработной плате или прибыли, – значительно выше их естественной нормы». Кроме того, монополисты, свободные от давления со стороны конкурентов, не имеют стимулов снижать издержки. Они не заинтересованы в технологическом прогрессе и нововведении и склонны крайне неэффективно использовать свои ресурсы[39].

Исторически монополия является достаточно древним явлением. Еще «выдающийся древнегреческий мыслитель Аристотель (384-322 до н.э.) в своем произведении «Политика» приводит пример: предвидя богатый урожай маслин, мыслитель Фалес Милетский (около 625– около 547 до н.э.) нанял всех рабочих и потом с большой прибылью переуступил их нуждавшимся в рабочих хозяевам. В другой своей работе «Большая этика» Аристотель обращает внимание на необходимость справедливого (т.е. пропорционального) обмена имущественных благ в экономике: «есть пропорциональное равенство в том, что имеющий большое имущество делает большой взнос, и равным образом в том, что понесший большие труды получает много, а понесший малые – мало»[40]. В условиях монополии такая пропорциональность (справедливость) нарушается. Многочисленные монополии (в том числе фискальные) были распространены в Средние века. Средневековые цеховые ограничения и привилегии также носили монопольный характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: