Для студентов заочной формы обучения. 1.Проблемы психологии показаний участников уголовного процесса

ВАРИАНТ 1

1.Проблемы психологии показаний участников уголовного процесса.

2.Судебно-психологическая экспертиза за рубежом.

3.Психологическая характеристика способности нести уголовную ответственность.

ВАРИАНТ 2

1. Психология несовершеннолетнего преступника.

2. Характеристика индивидуально-психологических особенностей свидетелей.

3.Психологическая характеристика преступлений против личности.

ВАРИАНТ 3

1.Проведите сравнительную характеристику социальной и юридической психологии.

2. Начальный этап становления юридической психологии в России.

3.Творчество А.Ф.Кони.

ВАРИАНТ 4

1.Дайте сравнительный анализ психологических особенностей юридических профессий различных специализаций.

2.Особености восприятия человека в различных условиях.

3.Характеристика социально-психологических проблем правотворчества.

ВАРИАНТ 5

1.Охарактеризуйте комплексную судебно-психолого-психиатрическую экспертизу.

2.Характеристика компетентности юриста в области «человеческого фактора».

3.Психологический анализ нормопослушного поведения гражданина.

ВАРИАНТ 6

1 Дайте характеристику процесса ресоциализации освободившихся из мест принудительной изоляции (с учетом различных возрастных групп).

2 Психологическая характеристика правосознания индивида.

3 Характеристика взаимосвязи психологии и правоохранительной практики в РФ.

ВАРИАНТ 7

1.Проведите сравнительную характеристику отраслей юридической психологии.

2.Охарактеризуйте виктимное поведение по критериям:

-возраст;

-пол;

-психофизиологический статус;

-профессия.

3.Психологическая характеристика поведения потерпевшего по делам о насильственных преступлениях.

ВАРИАНТ 8

1. Юношеская криминальная субкультура.

2.Психологическая характеристика поведения потерпевшего по делам о насильственных преступлениях.

3.Дайте психологическое обоснование роли коррупции в организованной преступности.

ВАРИАНТ 9

1.Проведите сравнительный анализ отечественного и зарубежных подходов в юридической психологии к исследованию личности преступника.

2.Охарактеризуйте психологические особенности криминальной субкультуры и феномена стратификации в ее рамках.

3. Психологические особенности террориста.

ВАРИАНТ 10

1.Сравните профессиограммы следователя, адвоката, судьи и прокурора.

2.Типология преступников.

3. Психологический портрет сотрудников пенитенциарных учреждений.

ВАРИАНТ 11

1. Структура юридической психологии.

2. Характеристика психических феноменов, изучаемых психологией.

3. Понятие личность в психологической науке, житейские стереотипы понятия личность.

ВАРИАНТ 12

1.Характеристика факторов, влияющих на эффективность юридического труда.

2.Проблемы справедливости судебных решений.

3.Типы профессиональной мотивации в юриспруденции.

6. Учебные проекты (курсовые работы)

6.1 Тематика

1.Российский суд присяжных: история и современное возрождение.

Литература.

1. Гулевич О.А.Суд присяжных: размышления психолога//Общественные науки и современность. 1996. № 4.

2.Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология. - Ростов-на-Дону, 2003.

3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (с изм. и доп.) от 20 апреля 2008года.

2.Проблемы судебно- психологической экспертизы по гражданским делам.

Литература.

1.Кудрявцев М.А. Судебная психолого- психиатрическая экспертиза. – М., 1988.

2.Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза. М., 2001г.

3.Сахнова Т.В. Основы судебно-психологической экспертизы по гражданским делам. – М., 1997.

  1. Феноменология криминального насилия.

Литература.

1. Александров Ю.Т. Тюремный закон. - М., 1999г.

2. Баранов П.П. Серийные убийства и социальная агрессия: теоретические и криминологические аспекты //Серийные убийства и социальная агрессия: Материалы 2-й Международной конференции. Ростов-на-Дону, 1998г.

3. Бехтерев В.М. Об экспериментальном психологическом исследовании преступников. СПб., 2002.

4.Особености превентивной психологии.

Литература.

1.Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.,1993Г.

2.Бехтерев В.М. Об экспериментальном психологическом исследовании преступников. СПб., 2002.

3. Коновалова В.Е. Правовая психология. – Харьков,1997г.

5.Психологические особенности криминологического моделирования.

Литература.

1. Грановская Р.М.Элементы практической психологии. – Л., 1984г.

2.Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза. М., 2001г.

3.Ямпольский А.Е. Психологические основы формирования следственного мастерства. Волгоград, 1980г.

6.Психолого-криминалистическая характеристика преступных группировок.

Литература.

1.БыковВ.М. Криминалистическая характеристика преступных групп. – Ташкент, 1086г.

2.Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб., 1998г.

3. Коновалова В.Е. Правовая психология. – Харьков,1997г.

4.Розин В.М. Психология для юристов: Учебное пособие для высшей школы. – М., 1997.

7.Проблема социальной оценки преступления и правонарушения.

Литература.

1.Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб., 1998г.

2. Коновалова В.Е. Правовая психология. – Харьков,1997г.

3.Тард Г.Сравнительная преступность. – М.,1997.

8.Особености правосознания несовершеннолетних.

Литература.

1.ГайнерМ.Л.Правосознание подростков. – М., 1998г.

2.Розин В.М. Психология для юристов: Ученое пособие для высшей школы. – М., 1997г.

3.Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза. М., 2001г.

9.Проблематика тюремной психологии.

Литература.

  1. Александров Ю.Т. Тюремный закон. - М., 1999г.
  2. Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб., 1998г.
  3. Гарнет М.Н. В тюрьме. Очерки тюремной психологии. – М., 1999г.
  4. 4.Стефенсон Дж. М. Прикладная социальная психология//Перспективы социальной психологии. М., 2001г

10.Понятие «профессиональной преступности» в психологии и правоведении.

Литература.

1.Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб., 1998г.

2. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. – М., 1996г.

3.УК РФ (с изм. и доп.) от10.02.08г.

4.Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности. – М.: норма, 1998г.

11. Проблемы судебной психопатологии: понятие и особенности.

Литература.

1. Атоян Ю.М., Бородин С.В. Преступное поведение и психические аномалии /Под ред.В.Н.Кудрявцева. М., 1998г.

2. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 1999г.

3. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. – М., 1996г.

4. Керимов Д.А. Психология и прав. – Ж.Государство и право.1992.№12.

12. Психологический анализ терроризма в отечественных и зарубежных исследованиях

Литература.

1.Майерс Дэвидс. Социальная психология. – СПб., 1997г.

2. Одайник В. Психология политики. – СПб., 1993г.

3. Романов Р.В. Юридическая психология. – М., 2000.

4.Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности. – М.: норма, 1998г.

13. Правовое воспитание на уровнях семьи и общества: психологические аспекты.

Литература.

1. Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб., 1998г.

2.Горьковская И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков//Психологический журнал. 1994. №2. Т.15.

3.Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности. – М.: норма, 1998г.

14. Понятие правовой установки личности.

Литература.

1.БэронР., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1998 г.

2.Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб., 1998г.

3.Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности. – М.: норма, 1998г.

15.Проблема нравственности в уголовном судопроизводстве.

Литература.

1.Кони А.Ф.Нравственные начала в уголовном процессе. Избр. произв. М.,1956г.

2.Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб., 1998г.

3. Одайник В. Психология политики. – СПб., 1993г.

16.Психология несовершеннолетнего преступника.

Литература.

1.Сорокотягин И. Н. Психология юриспруденции: исследовательская работа / И.Н. Сорокотягин - Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс, 2006.

2. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология: учебник / А.М. Столяренко - Москва: ЮНИТИ, 2001.

3.Прикладная юридическая психология: учебник / А.М. Столяренко - Москва: ЮНИТИ, 2001

17.Характеристика индивидуально-психологических особенностей свидетелей.

Литература.

1.Кони А.Ф.Нравственные начала в уголовном процессе. Избр. произв. М.,1956г.

2.Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб., 1998г.

3.Медицинская и судебная психология. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. Т.Б.Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2009.

18.Психологическая характеристика преступлений против личности.

Литература

1.Сорокотягин И. Н. Психология юриспруденции: исследовательская работа / И.Н. Сорокотягин - Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс, 2006.

2. Мариновская И.Д., Тихомиров С.Н. Юридическая психология.- М, 2002.

3.Прикладная юридическая психология: учебник / А.М. Столяренко - Москва: ЮНИТИ, 2001

4.Мариновская И.Д., Тихомиров С.Н. Юридическая психология.- М, 2002.

19. Судебно-психологическая экспертиза за рубежом.

Литература

1.Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология (Краткий энциклопедический словарь): словарь / М.И. Еникеев - Москва: Юридическая литература, 2001.

2.Мариновская И.Д., Тихомиров С.Н. Юридическая психология.- М, 2002.

3.Медицинская и судебная психология. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. Т.Б.Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2009.

20. Психологический и юридический аспекты понятия «вменяемость».

Литература

1.Мариновская И.Д., Тихомиров С.Н. Юридическая психология.- М, 2002.

2.Медицинская и судебная психология. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. Т.Б.Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2009.

3.Экман П Психология лжи. – СПб, 2000.

21. Современные подходы к понятиям «стратегия» и «тактика» защиты по уголовным делам.

Литература

1. Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб., 1998г.

2. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. – М., 1996г.

3.УК РФ (с изм. и доп.) от10.02.08г.

4. Мариновская И.Д., Тихомиров С.Н. Юридическая психология.- М, 2002.

5.Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности. – М.: норма, 1998г.

21.Профессиональное мастерство следователя: определение и характеристика понятия.

Литература

1.Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста: учебное пособие / А.М. Столяренко - Москва: Юрайт, 2001.

2. Столяренко А.М. Юридическая педагогика: курс лекций / А.М. Столяренко - Москва: ТАНДЕМ, 2000.

3. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебник Москва 1998.
4. Ямпольский А.Е. Психологические основы формирования следственного мастерства. – Волгоград, 1980.

22.Психологические аспекты гражданско-правового регулирования в отечественной и зарубежной экономике: сравнительный анализ.

Литература

1.Еникеев М.И. Общая и юридическая психология (общая психология): учебник. Москва: Юридическая литература, 2000.

2.Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология (Краткий энциклопедический словарь): словарь / М.И. Еникеев - Москва: Юридическая литература, 2001.

3. Квашис В.Е. Основы виктимологии. Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений. – М.: Издательский дом NOTA BENE, 1999.

4.Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза – М.: Юридическая литература, 1998.

5. Коновалова В.В. Правовая психология. – Харьков, 2003.

6. Мариновская И.Д., Тихомиров С.Н. Юридическая психология.- М, 2002

23. Психологическая характеристика преступлений, совершенных в состоянии аффекта: современные подходы к исследованию.

Литература

1.Еникеев М.И. Общая и юридическая психология (общая психология): учебник. Москва: Юридическая литература, 2000.

2..Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология (Краткий энциклопедический словарь): словарь / М.И. Еникеев - Москва: Юридическая литература, 2001.

11. Квашис В.Е. Основы виктимологии. Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений. – М.: Издательский дом NOTA BENE, 1999.

12.Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза – М.: Юридическая литература, 1998.

13. Коновалова В.В. Правовая психология. – Харьков, 2003.

14. Мариновская И.Д., Тихомиров С.Н. Юридическая психология.- М, 2002

6.2 Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Проект является одной из форм самостоятельной работы студентов по изучению содержания курса «Юридическая психология».

Целью его выполнения является более глубокое знакомство студентов с некоторыми вопросами, отражающими современные представления в области рассматриваемой дисциплины, а также закрепление навыков работы с психологической и специальной юридической литературой, а также психодиагностическим инструментарием современного судебного эксперта – психолога.

Данный вид учебной активности должно способствовать расширению научного кругозора студента, повышению его теоретической подготовки, формированию самостоятельности мышления.

Указание к написанию курсовой работы: курсовая работа должна отражать проблематику выбранной темы.

Структура курсовой работы предполагает наличие следующих частей: оглавление, введение, обоснование актуальности темы, анализ ее разработанности, изложение материалов теоретических исследований по выбранной теме, анализ перспективности дальнейших исследований, заключение и выводы.

Желательным при написании курсовой работы является выражение студентом собственного отношения к идеям, изложенным в курсовой работе.

Указания к написанию реферата проекта:

Проект должен отражать проблематику выбранной темы.

Структура проекта предполагает наличие следующих частей: оглавление, введение, обоснование актуальности темы, анализ ее разработанности, цель и задачи проекта, изложение материалов теоретических исследований по выбранной теме, результаты практической части, анализ перспективности дальнейших исследований, заключение и выводы.

Желательным при написании проекта является выражение студентом собственного отношения к идеям, изложенным в проекте.

6.3 Указания по оформлению

Проект представляется студентом в форме реферата и слайдов, сопровождающих демонстрацию и устное сообщение по защищаемой теме. Слайды должны содержать данные из введения:

1 слайд – тема проекта

2 слайд- цель, задачи проекта

3 слайд – использованные методы исследования

4 слайд – краткое изложение теоретической части

следующие слайды - практические результаты по защищаемому проекту и проведенному исследованию.

Слайды должны лаконично и наглядно демонстрировать представляемый материал проведенного теоретического и практического исследований по защищаемому проекту.

Также они должны максимально точно отражать полученные в результате исследования результаты и быть наглядными и визуально привлекательными.

6.4 Перечень рекомендуемой литературы

1.Ананич В. А. Словарь-справочник по криминологии и юридической психологии: словарь / В.А. Ананич, О.П. Колченогова - Минск: Амалфея, 2003.

2. Баранов П.П. Юридическая психология: учебное пособие / П.П. Баранов - Ростов-на-Дону: Ростовский юридический институт, 2003.

3.Васильев А. Г. Юридическая психология: учебник / А.Г. Васильев - Санкт-Петербург: Питер, 2001.

4.Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник / В.Л. Васильев - Санкт-Петербург: Питер, 1998.

5. Дулов А.В. Введение в судебную психологию: учебное издание / А.В. Дулов - Москва: Юридическая литература, 1969.

6. Дулов А.В. Вопросы судебной психологии: учебное издание / А.В. Дулов - Минск: БГУ им. В.И.Ленина, 2002.

7.Дулов А.В. Судебная психология: учебное пособие / А.В. Дулов - Минск: Высшая школа, 2007.

8. Еникеев М.И. Общая и юридическая психология: учебник / М.И. Еникеев - Москва: Юридическая литература, 1999

9. Еникеев М.И. Общая и юридическая психология (общая психология): учебник. Москва: Юридическая литература, 2000.

10.Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология (Краткий энциклопедический словарь): словарь / М.И. Еникеев - Москва: Юридическая литература, 2001.

11. Коновалова В.В. Правовая психология. – Харьков, 2003.

12. Мариновская И.Д., Тихомиров С.Н. Юридическая психология.- М, 2002.

13. Медицинская и судебная психология. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. Т.Б.Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2009.

14. Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М.Столяренко. – М., 2001.

15. Психологические методы изучения личности и среды осужденных. – М, 2005.

Столяренко А.М.

16.Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов - Москва: Юристъ, 2002.

17. Экман П.Психология лжи. – СПб., 2000.

18.Дулов А.В. Вопросы судебной психологии: учебное издание / А.В. Дулов - Минск: БГУ им. В.И.Ленина, 1972.
19. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей: научное издание / А.Р. Ратинов - МоскваЮрлитинформ,2001.

20.Розин В. М. Психология для юристов: учебное пособие / В.М. Розин - Москва: Форум,1997.

21. Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов - Москва: Юрист,1998.

22. Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов - Москва: Юристъ, 2002.

23.Самонов А.П. Психология преступных групп: монография / А.П. Самонов - Пермь: Пермское книжное издательство,2007.

24.Ситковская О.Д Психология уголовной ответственности: учебное пособие / Москва: Норма,1998.

25. Сорокотягин И. Н. Психология юриспруденции: исследовательская работа / И.Н. Сорокотягин - Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс, 2006.

26. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология: учебник / А.М. Столяренко - Москва: ЮНИТИ, 2001.

27.Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста: учебное пособие / А.М. Столяренко - Москва: Юрайт, 2001.

28. Столяренко А.М. Юридическая педагогика: курс лекций / А.М. Столяренко - Москва: ТАНДЕМ, 2000.

29. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебник Москва 1998.
30. Ямпольский А.Е. Психологические основы формирования следственного мастерства. – Волгоград, 1980.

31.Квашис В.Е. Основы виктимологии. Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений. – М.: Издательский дом NOTA BENE, 1999.

32.Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза – М.: Юридическая литература, 1998.

7. Модули

7.1. Модульная структура

Юридическая психология Лек (ч.) пр (ч.) лаб (ч.) КЧ (ч.) СР (ч.) КР (ч.)
Модуль 1            
Модуль 2            
Модуль 3            
Модуль 4            

7.2 Описание дисциплины

  Институт управления, бизнеса и права Описание дисциплины
Название дисциплины Юридическая психология
Специальность Код учебного плана Психология управления (менеджмента), предпринимательства ОПД.Р. 00.3 (общепрофессиональная дисциплина, региональный компонент).
Лектор Преподаватель Ларионова Елена Александровна – ст. преподаватель Ларионова Елена Александровна – ст. преподаватель
Семестр Летний семестр / 4 курс
Предварительные условия -
Краткое описание, Актуальность Дисциплина позволяет студентам увидеть масштаб использования психологических познаний в профессиональной деятельности человека. Психология в сфере юриспруденции – основа для получения доказательственной базы, для формирования эффективных правоотношений, опора для полноценного правоприменения. Студенты узнают психологические особенности как правприменителной сферы, так и психологию правонарушителя.
Цели и задачи Цель - показать психологические особенности сферы правоотношений и законодательной деятельности юристов. Задача дисциплины - обучить студентов использовать психологические методы анализа правоотношений в различных секторах юридической сферы государства.
Содержание Модуль 1. Содержит введение в юридическую психологию: определяются предмет дисциплины, цель, задачи и структура юридической психологии. Характеризуется история становления юридической психологии. Поднимаются основные проблемы правовой психологии, рассматривается понятие личность в психологии и юриспруденции, дается общая характеристика юридического труда. Модуль 2. Рассматриваются вопросы криминальной психологии, а также психологические закономерности и черты девиантного поведения. Модуль 3. Дается характеристика следственно – поисковой деятельности. Описывается процесс моделирования преступной деятельности и составления психологического портрета преступника. Анализируются психологические особенности личности и деятельности следователя. Рассматриваются психологические аспекты судебной деятельности, Модуль 4. Дается характеристика судебно-психологической экспертизы по уголовным и гражданским делам. Изучается понятие «пенитенциарной психологии», а также поднимается проблема социально- психологической реабилитации освобожденного.
Контактные часы, число модулей, недельная нагрузка 46,4, 14 часов в 1 модуле / 4 часа в неделю, 8 часов во 2 модуле /2 часа в неделю, 16 часов в 3 модуле / 4 часа в неделю, 8 часов во 2 модуле /2 часа в неделю.
Посещаемость Обязательная
EKTS Кредиты  
Аттестация Проект, 4 рейтинга, экзамен
Базовая литература 1.ВасильевВ.Л. Юридическая психология – СПб: Питер-Ком, 2005. 2.Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: учебник для вузов. – М.:Юристъ, 2006.
Дополнительная литература 1.Квашис В.Е. Основы виктимологии. Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений. – М.: Издательский дом NOTA BENE, 1999. 2.Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза – М.: Юридическая литература, 1998.
Информационные ресурсы Сервер ИУБиП: F: / Методические материалы / Учебно – методическое обеспечение по кафедрам / Гуманитарные технологии в управлении и бизнесе / Психология личности
Методическое обеспечение дисциплины УМК «Юридическая психология» (Ларионова Е.А.)

7.3 План изучения дисциплины

Название дисциплины Юридическая психология
Специальность Код учебного плана Психология управления (менеджмента), предпринимательства ОПД.Р. 00.3 (общепрофессиональная дисциплина, региональный компонент).
Лектор Преподаватель Ларионова Елена Александровна – ст. преподаватель Ларионова Елена Александровна – ст. преподаватель
Семестр Летний /4 курс
Модуль/Неделя Краткое описание темы/цели/работы
Модуль 1. Предметное поле юридической психологии
Неделя 1 (4 часа) Тема лекции:«Введение в юридическую психологию». Определяются предмет, задачи, структура юридической психологии, Рассматриваются принципы и методы юридической психологии. Характеризуется междисциплинарный характер науки, ее прикладное значение. Тема лекции:«Этапы становления юридической психологии». Описание правового мировоззрения в работах древнегреческих философов. Рассматриваются особенности развития юридической психологии в западных странах. Дается анализ развития отечественной юридической психологии.
Неделя 2 (4 часа) Тема лекции:«Психологическая проблематика юридической психологии». Рассматриваются психологические характеристики следующих социальных явлений:- социализация личности; нравственные установки личности и общества; -социальные нормы и контроль; правосознание и правоприменение. Дается характеристика понятий научной психологии: -понятие психики; -структура психических процессов; уровни организованности психической деятельности; -психические состояния. Характеризуются особенности юридического труда.
Неделя 3 (4 часа) Практическое занятие: История развития юридической психологии. 1.Взляды на юриспруденцию античных ученых. 2.Психологические особенности зарубежного законодательства периода капитализма. 3. Зарубежные исследователи юридической психологии. 4. Российская криминальная психология 19 века. 5.Современная отечественная юридическая психология. Практическое занятие: Проблематика юридической психологии. 1.Особенности правовой социализации: личность и общество. 2.Психологические факторы эффективного правотворчества и правоприменения. 3.Психические явления и деятельность юриста. 4.Характеристика темперамента и понятия «личность» в психологии.
Неделя 4 (2 часа) Практическое занятие: Анализ психологии юридического труда. 1.Предмет психологии юридического труда. 2.Задачи и принципы юридической деятельности. 3.Особенности структуры личности юристов различных профессиональных специализаций. 4.Прфессиограммы в юриспруденции: виды и особенности. 5.Исследование сенсорной, перцептивной, мнемической и когнитивной сфер личности для построения профессиограммы.
Неделя 5 (2 часа) Практическое занятие: В холе данного практического занятия студенты строят профессиограммы юристов гражданско-правовой, уголовно-правовой и конституционной специализаций. Используются психологические тесты на диагностику мотивационной сферы личности (тест – опросник Элерса), ценностной направленности личности(тест Рокича), эмоциональной сферы (тест Баса –Дарки), черт личности: тест УСК, тест-опросник КОС, MMPI, тест Розенцвейга. После изучения предметов исследования вышеназванных тестов студенты в форме групповой дискуссии строят профессиограммы 3-х базовых специализаций юриспруденции с осуждением и проведением сравнительной характеристики полученных профессиограмм.
Неделя 5 Проектная неделя.
  • Участие в форуме
  • Рейтинг 1
  • Разработка модели(ситуации для проекта)
  • Тестирование
Модуль 2. Криминальная психология
Неделя 6 (2 часа) Тема лекции:«Психология криминального поведения». Предмет и задачи криминальной психологии. Дается характеристика психологической структуры преступного деяния, социально-психологических аспектов юридической ответственности. Характеризуются судебно-психологическая классификация личности, критерии типического в преступнике.
  Неделя 7 (2 часа) Тема лекции: «Ювенальная криминальная психология». Дается характеристика мотивационной специфики преступлений несовершеннолетних, описываются особености поведения подростков, психосоциобиология переходного периода. Поднимаются проблемы профилактики делинквентного поведения подростков.
Неделя 8 (2 часа) Практическое занятие: Психология жертвы. 1.Исследования виктимной личности в психологии 2.Психология преступника и выбираемой им жертвы. 3.Психологические особенности потерпевшего. 4.Анализ психологических особенностей показаний потерпевшего. 5.Психологичечские приемы установления контакта с подростком - потерпевшим 6.Специфичность мотивов делинквентного подростка.
Неделя 9 (2 часа) Практическое занятие: Особенности девиантного поведения подростков. 1.Психофизилогия переходного периода как основа поведения. 2.Социальная ситуация жизни подростка. 3.Личностные особенности подростков-правонарушителей. 4. Психологические особенности проведения следствия по делам несовершеннолетних. 5.Направленности личности делинквентного подростка. 6.Характеристииа особенностей ресоциализации подростка, совершившего тяжкое преступление.
Неделя 10 Проектная неделя.
  • Участие в форуме
  • Рейтинг 1
  • Разработка модели (ситуации для проекта)
  • Тестирование
Модуль 3. Психология правоприменительной деятельности.
Неделя 11 (4 часа) Тема лекции: «Психологические особенности следственно-поисковой деятельности». Дается структурный анализ следственной деятельности, ее характеристика как системы. Характеризуются субъекты этой деятельности: следователь и преступник, их психологические характеристики. Рассматриваются источники информации о личности преступника, структура поисковой деятельности следователя.
Неделя 12 (4 часа) Тема лекции:«Психологические особенности следователя». Даются характеристики составляющих деятельности следователя, психологических особенностей каждой составляющей: коммуникативной, перцептивной и интерактивной. Дается характеристика требований к психофизиологическим характеристикам психики следователя. Рассматриваются психологические особенности судебной деятельности как по уголовным, так и по гражданским делам.
Неделя 13 (4часа) Практическое занятие. Особенности следствия по тяжким преступлениям. 1.Психологическая атмосфера допроса по делам об изнасиловании или убийстве. 2. Использование вербальных и невербальных средств коммуникации при допросе. Модель поведения преступника как ориентир поимки преступника. 4.Структура поисковой деятельности следователя. 5юХарактеристика психологического контекста типов проблемных ситуаций при расследовании преступления. 6.Составление психологического портрета преступника. 7.Версионное моделирование преступления.
Неделя 14 (2 часа) Практическое занятие: Судебное производство. 1.Проблеми создания психологического климата судопроизводства. 2.Психология адвоката. 3.Особенности психологического портрета судьи. 4.Психологические особенности деятельности прокурора.
Неделя 15 (2 часа) Практическое занятие: Психология судопроизводства по гражданским делам. 1.Психологические особенности хозяйственных преступлений. 2.Возможности защиты в делах о корыстных преступлениях 3.Психология потерпевшего в делах по гражданско-правовым преступлениям. 4.Допрос свидетелей разных социальных групп и уровня материальной обеспеченности.
Неделя 15 Проектная неделя.
  • Участие в форуме
  • Рейтинг 1
  • Разработка модели(ситуации для проекта)
  • Тестирование
Модуль 4. Судебно-психологическая экспертиза и исправительная система в правовой сфере общества.
Неделя 16. (2 часа) Тема лекции: «Судебно – психологическая экспертиза». Рассматриваются предмет, цели, задачи и методы судебно – психологической экспертизы, ее организация и требования к уровню компетенции эксперта. Основания обязательного и факультативного назначения проведения СПЭ. Дается характеристика комплексной судебно – психолого-психиатрической экспертизы, поводы ее назначения.
Неделя 17 (2 часа) Тема лекции:«Пенитенциарная психология». Дается исторический обзор развития и функционирования системы исправительных учреждений как за рубежом, так и в отечественной юридической сфере. Рассматриваются психологические проблемы организации жизнедеятельности предварительно заключенных и осужденных. Поднимается проблема социальной реадаптации (ресоциализации) освобожденного.
Неделя 18 (2 часа) Практическое занятие: Пенитенциарная психология.
  1. Определение понятия, предмет и задачи пенитенциарной психологии.
  2. Изучение личности осужденного.
  3. Проблемы стратификации осужденного.
  4. Психологические особенности тюремной субкультуры.
  5. Ресоциализация освободившегося.
Неделя 19 (2 часа) Практическое занятие: Судебно-психологическая экспертиза в судопроизводстве. 1.Теоретические и процессуальные основы СПЭ. 2.Характеристика комплексной судебно-психолого-психиатрической экспертизы. 3.Назначение КСППЭ: обязательное и факультативное назначение. 4.Характеристика различных предметов и объектов КСППЭ
Неделя 20 Проектная неделя.
  • Участие в форуме
  • Рейтинг 1
  • Разработка модели (ситуации для проекта)
  • Тестирование
  • Экзамен.
Примечание: в результате изучения дисциплины «Юридическая психология» студенты приобретают следующие навыки и умения.
    1. Навыки:
1)анализа психологических проявлений в условиях применения правовых норм; 2)анализа правосознания индивида.
    1. Умения:
1)пользоваться психодиагностическим инструментарием построения профессиограммы юриста; 2)определять необходимость проведения СПЭ.

7.4 План аттестации дисциплины

Название дисциплины Юридическая психология
Лектор Преподаватель Ларионова Елена Александровна – ст. преподаватель Ларионова Елена Александровна – ст. преподаватель
Семестр Летний семестр / 4 курс
  Модуль Форма аттестации Неделя Минимальное количество баллов Баллы
Аттестация 1   Рейтинг 1 Неделя 5    
Аттестация 2   Рейтинг 2 Проект Неделя 10    
Аттестация 3   Рейтинг 3 Проект Неделя 14    
Аттестация 4   Рейтинг 4 Проект Неделя 17    
Итоговая аттестация   Рейтинги Проект Экзамен Неделя 17    
 
Примечание. Аттестационные мероприятия проводятся очно.

8 Контроль

8.1 Структура и бальная оценка каждого модуля

Структура рейтингов Максимальный балл Модули
Стартовый контрольный тест   1-2
Первый - второй рубежный контроль  
Ответ на два теоретических вопроса  
Активность на лекции  
Третий рубежный рейтинг  
Ответ на пять теоретических вопросов    
Работа в форуме  
Активность на семинаре  
Четвертый рубежный рейтинг    
Ответ на пять теоретических вопросов  
Активность на лекции  
Проведение диагностической работы  
Проектная работа  
Активность на семинаре  
Проведение самостоятельной работы  
Всего:    

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: