Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа – вид индивидуальной деятельности студента, основанный на собственных познавательных ресурсах. Целью самостоятельной работы студентов явля­ется обучение навыкам работы с научной литературой и практическими материалами, необходимыми для углубленного изу­чения курса, а также развитие у них устойчивых способностей к самостоятельному (в том числе без помощи преподавателя) изу­чению и изложению полученной информации. В связи с этим основными задачами самостоятельной работы студентов, является внеаудиторная работа студента по изучению отдельных тем и вопросов по программе, предложенной преподавателем и с юридической литературой, судебной практикой. Изучение и изложение информации, полученной в результате изу­чения научной литературы и практических материалов, предполагает развитие у студентов как владения навыками устной речи, так и способностей к четкому письменному изложению материала.

В ходе самостоятельной работы студент должен стремиться к максимальному достижению следующих целей: ознакомление с учебным и специальным методическим и нормативным материалом, конспектирование полученной в результате изучения информации, ее анализ и осмысление, определение круга проблемных вопросов и их разрешение по мере возможности.

Самостоятельная работа студентов предназначена для внеаудиторной работы по закреплению теоретического курса и практических навыков дисциплины; по изучению дополнительных разделов дисциплины, а также включает:

· работу над лекционным материалом (усвоение текущего рабочего материала);

· изучение и конспектирование учебных пособий, специальной литературы, научной периодики, нормативного материала;

· выполнение домашнего задания по отдельным темам курса;

· решение практических задач по курсу;

Аудиторные занятия направлены на помощь в уяснении содержания и практики применения законодательства по отдельным категориям дел и жилищных споров. Аудиторные занятия включают лекции, на которых излагается теоретическое содержание курса и практические занятия, предназначенные для закрепления теоретического курса и приобретения студентами навыков толкования и применения законов и другие нормативно-правовых актов. При подготовке к семинарским занятиям студенты должны в обязательном порядке ознакомиться с нормативными правовыми актами, указанными в прилагаемом к каждой теме перечне. Причем обязательно знание наименования, даты вступления в силу, круга регулируемых отношений, а также конкретных норм, рекомендованных к занятию (статей, частей, пунктов и т.п.). Изучение рекомендованной учебной литературы, указанной в списке основной литературы, знание монографической литературы, статей, опубликованных в периодических изданиях, и иных источников является обязательным для студентов.

Конспектирование материала предполагает под собой определение основных положений источника, их сопоставление с остальным правовым полем, внесение в конспект наиболее важных положений и выводов, а не механическое переписывание текста. Кроме того, требуется ознакомление студентов со специальной литературой и судебной практикой. Студент в обязательном порядке должен выяснить значение терминов, во избежание невозможности уяснения материала из-за пробела в терминологии. Конспектирование нормативных правовых актов может вызвать сложности, в связи с чем, целесообразно использовать таблицу сравнительного анализа норм (см. Приложение № 1).

Самостоятельная работа наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса, является существенной его частью. Самостоятельная работа - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста.

При распределении заданий студенты получают инструкции по их выполнению, методические указания, пособия, список необходимой литературы. Существуют различные виды индивидуальной самостоятельной работы - подготовка к лекции, семинарам, зачету, выполнение рефератов, заданий. В ходе проведения самостоятельной работы по освоению жилищного права и жилищного законодательства необходимо учитывать следующий момент: жилищный кодекс Российской Федерации является нормативным актом с еще не сложившейся практикой применения. Поэтому при изучении данного кодифицированного источника необходимо уделить внимание не только правовым нормам кодекса, но и в большей мере комментариям к данному кодексу. Также необходимо изучить судебную практику применения новых норм жилищного законодательства. Кроме того, особенность современного жилищного законодательства заключается в том, что с момента вступления в силу Жилищного кодекса РФ, многие нормативные акты утратили свою юридическую силу. Поэтому в ходе самостоятельной работы необходимо наиболее тщательно проверять нормативные акты на соответствие Жилищному кодексу РФ и на юридическую силу. Так как курс лекционных и семинарских занятий не может охватить весь комплекс вопросов жилищного права, наибольшее внимание в ходе самостоятельной работы наибольшее внимание следует уделить вопросам правового регулирования специализированного жилищного фонда и отдельным его видам. А также различным формам, помимо ТСЖ, управления многоквартирного дома. Подготовка рефератов, научных работ по отдельным темам программы по праву интеллектуальной собственности. Целью написания рефератов является привитие студентам навыков самостоятельной работы над литературными (в том числе монографическими, периодическими) и законодательными источниками, опубликованной судебной практикой с тем, чтобы на основе их анализа и обобщения студенты могли делать собственные выводы теоретического и практического характера, обосновывая их соответствующим образом. Темы рефератов, научных исследований указаны в соответствующем разделе учебно-методического комплекса.

Решение практических задач, составление проектов документов и изучение теоретического материала во внеаудиторных условиях при подготовке к аудиторным занятиям (семинарам и практическим занятиям). При решении практических задач студенты могут пользоваться любыми материалами (нормативными актами, материалами судебной практики и литературой), рекомендованными в планах семинарских и практических занятий.

Самостоятельная работа способствует: углублению и расширению знаний; формированию интереса к познавательной деятельности; овладению приемами процесса познания; развитию познавательных способностей. Самостоятельная работа выполняется с использованием опорных дидактических материалов, призванных корректировать работу студентов и совершенствовать ее качество.

Основной формой контроля за самостоятельной работой студен­тов являются семинарские и практические занятия, а также еженедельные консультации преподавателя. Промежуточный контроль направлен на закрепления знаний, полученных в процессе чтения лекций, и включают в себя работу над теоретическими и практическими заданиями. Выполнение задания предполагает письменный ответ, проведения анализа судебных актов, решений, проведения подборки судебных решений по конкретной тематике, составление проекта документов, изложение примеров аналогичных судебных решений и/или неоднозначных подходов в толковании судами норм законов, составление аналитической справки на основе изучения обобщения судебной практики по рассмотрению споров, выявление несоответствий/противоречий норм закона и судебных актов. Письменный ответ может быть изложен в виде таблиц, схем, фотодокументов, графиков, диаграмм и иных наглядных средств. Задание может быть предложено в виде соотношения рассмотренных судами дел и дать правовую оценку принятых решений (ответ на вопрос о законности, обоснованности и правомерности). При выполнении задания следует приводить примеры из судебной практики, и ответ обосновывать ссылками на соответствующие нормативные акты, судебные решения.

При подведении итогов самостоятельной работы (в частности, написания рефератов, контрольных работ) преподавателем основное внимание должно уделяться разбору и оценке лучших работ, анализу недостатков. По предложению преподавателя студент может изложить содержание выполненной им письменной работы на практических и семинарских занятиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: