Вопросы к зачету и экзамену по разделам 1, 2 и 3

1. Понятие о психологии, предмет психологии, Понятие о психике. Этапы развития психики в филогенезе.

2. Виды психических явлений и их краткая характеристика. Место психологии в системе наук, структура современной психологии. Методы исследования в психологии и их характеристика.

11. Понятие личности в современной отечественной и зарубежной психологии. Человек, личность, индивид, индивидуальность.

12. Проблема структуры личности в психологии. Специфика мотивационно-потребностной сферы личности.

13. Самооценка, уровень притязаний, их характеристика и взаимосвязь.

14. Понятие о деятельности в психологии. Структура деятельности. Разнообразие видов деятельности и их характеристика.

15. Понятие о внимании в психологии. Психологические механизмы внимания. Физиологические механизмы внимания.

16. Виды внимания и их характеристика. Управление вниманием учащихся на уроке. Свойства внимания и их характеристика. Методы изучения внимания.

17. Понятие об ощущении. Свойства ощущений. Виды ощущений. Физиологические механизмы ощущений и восприятия.

18. Понятие о чувствительности. Пороги чувствительности. Закономерности ощущений.

19. Понятие о восприятии. Основные свойства восприятия. Виды восприятия и их характеристика.

20. Понятие о памяти. Физиологические механизмы памяти. Психологические теории памяти. Виды памяти и их особенности.

21. Процессы памяти и их характеристика. Приемы улучшения памяти.

22. Понятие о мышлении как отражении существенных свойств действительности в опосредованной и обобщенной форме. Виды мышления и основания их классификации.

23. Основные логические формы мышления и их характеристика. Основные процессы мышления и их характеристика.

24. Понятие о языке и речи как средстве мышления.

25. Понятие о воображении. Виды воображения и его роль в научном, техническом и художественном творчестве. Процессы создания образов воображения.

26. Понятие об эмоциях и чувствах в психологии. Функции эмоций. Эмоциональные состояния и их характеристика. Виды чувств и их характеристика.

27. Проблема воли в психологии. Качества воли. Структура волевого действия. Воспитание и самовоспитание воли.

28. Гуморальные теории темперамента. Конституциональные теории темперамента. Нейродинамические теории темперамента.

29. Психологические описания типов темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

30. Понятие о характере. Характер как система наиболее устойчивых черт личности. Типология характеров.

31. Понятие о способностях. Природные предпосылки способностей. Качественная и количественная характеристика способностей.

32. Структура способностей. Уровни способностей.

33. Зарождение психологии как науки. Представления о душе, сознании и проблема их изучения в истории психологии.

34. Основные этапы развития психологии. Различные подходы к пониманию предмета психологии в истории становления психологического знания.

35. Общая характеристика развития психологии в период античности, Средневековья, эпохи возрождения и в Новое время.

36. Становление и развитие новых психологических школ на рубеже 19-20 веков: структурализм, функционализм.

37. Психологические теории и направления первой половины 20 века: бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, аналитическая психология К.Юнга, индивидуальная психология А.Адлера.

38. Основные психологические школы второй половины 20 века: гуманистическая, генетическая, когнитивная психология.

39. Общий обзор развития психологии в России.

40. Предмет, задачи возрастной психологии. Разделы возрастной психологи.

41. История возникновения и развития возрастной психологии. Основные идеи П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.В. Петровского по проблемам возрастного развития человека.

42. Теоретические и практические задачи возрастной психологии. Принципы и методы изучения психического развития человека. Общие представления о движущих силах психического развития ребенка.

43. Биогенетические концепции развития. Концепция рекапитуляции С. Холла.

44. Теория К. Бюллера о трех ступенях детского развития. Психоаналитическая теория детского развития.

45. Социогенетические концепции развития. Концепция научения в бихевиоризме и методы исследования психики (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер).

46. Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии (наследственности и среды) В. Штерна. Диалектические идеи А. Валлона и другие концепции. Современное состояние проблемы соотношения наследственности и среды, биологического и социального.

47. Культурно-историческая концепция психического развития Л.С. Выготского. Понятие возраста и возрастной периодизации.

48. Типология и общая характеристика периодизаций психического развития.

49. Периодизации когнитивного (умственного) развития (Ж. Пиаже, А. Валлон). Периодизации нравственного (морального) развития личности (Ж. Пиаже, Л. Кольберг, К. Гиллиган).

50. Периодизации психосоциального развития личности (Э. Эриксон, А. Петровский). Периодизации психосексуального развития 3. Фрейд, А. Фрейд, Ю.М. Орлов).

51. Период новорожденности. Кризис новорожденности. Социальная ситуация психического развития ребенка в младенческом возрасте.

52. Социальная ситуация психического развития ребенка в раннем возрасте. Орудийно-предметная деятельность - ведущий тип деятельности в раннем возрасте. Проблема эгоцентрической речи в психологии.

53. Общая характеристика психологических особенностей ребенка раннего возраста. Характеристика кризиса трех лет. Социальная ситуация психического развития ребенка в дошкольном возрасте. Игра - ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте.

54. Развитие психических процессов у дошкольников. Развитие памяти, восприятия, мышления и речи в дошкольном возрасте.

55. Проблема готовности ребенка к обучению в школе. Критерии и виды готовности. Психологическая подготовка детей к школе.

56. Социальная ситуация психического развития ребенка в младшем школьном возрасте. Общие условия развития в младшем школьном возрасте.

57. Особенности познавательных процессов младших школьников и условия их развития. Развитие личности младшего школьника. Проблема психогенной школьной дезадаптации. Новообразования младшего школьного возраста.

58. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Формы проявления чувства взрослости.

59. Учебная деятельность подростков: причины снижения успеваемости. Развитие познавательных процессов: понятийное мышление, творческое воображение, произвольное внимание v память.

60. Социальная ситуация развития старшего школьника, "порог взрослой жизни". Проблема юношеского максимализма. Новообразования возраста.

61. Молодость как начальный этап зрелости. Основные проблемы данного возраста

62. Зрелость как вершина жизненного пути личности. Пожилой возраст


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: