Использование программ компьютерного и бланкового контроля знаний студентов по психологическим курсам, сочетающих контроль и элементы обучения, может рассматриваться как одна из современных технологий обучения.
Студентам предлагается структурировать знания по каждой теме: путем выбора правильных признаков из списка смешанных признаков по двум-трем темам. Например, требуется выделить основные свойства ощущения и восприятия из набора свойств ощущения и восприятия, перемешанных и случайном порядке в общем списке. Таким образом, актуализируются основные этапы усвоения знания: понимание и структурирование для решения конкретной задачи. В ходе выполнения задания студент оперирует основными механизмами мышления: анализом через синтез, классификацией, обобщением. По каждому заданию имеются правильные ответы, помещенные после всех заданий.
Содержание контрольных заданий включает основные понятия курса в соответствии с программой и такими учебниками и учебными пособиями, как «Психология человека» В.И. Слободчиковаи Е.И.Исаева (М., 1995); «Общая психология» под ред.. А.В. Петровского (М., 1986); «Введение в психологию» пол ред., А.В. Петровского (М.. 1995); -Психология» Р.С. Немова (М., 1995).
Описываемая технология органически интегрирует элементы компьютерного контроля в систему традиционных форм учебной, деятельности: лекций, семинарских и лабораторных занятий, зачетов, экзаменов, консультаций. Доверие к компьютеру как партнеру, эстетический атрибут ситуации, современный характер оборудования, престижность работы с компьютером повышают мотивацию студента к изучению психологии. Студент может посмотреть правильные ответы после того, как получит положительную оценку. В случае неудовлетворительной оценки компьютер сам предлагает посмотреть правильные ответы, причем с учетом выполненных заданий. В бланковом варианте студент оценивает свой ответ самостоятельно на основе предлагаемой шкалы в пятибалльной системе.
Наличие правильных ответов на все задания, с которыми студент может сравнить собственные решения, дает возможность реализовать механизм обратной связи; а указание обратиться к литературе (основной, с указанием страниц), но уже на более высоком уровне использования книги - с целью уточнения и углубления имеющихся знаний, — способствует формированию навыков самостоятельной работы в учебной деятельности.