Когнитивное развитие. Периоды интеллектуального развития (по Пиаже)

Пиаже выделяет три главные стадии интеллектуального развития ребенка: стадию сенсомоторного развития (с момента рождения до 2 лет), стадию конкретных операций (с 2 до 11 лет) и стадию формальных операций (с 12 или 13 лет).

А. Сенсомоторная стадия. Это стадия, на которой ребенок овладевает своими сенсорными и моторными способностями. Он слушает, разглядывает, кричит, ударяет, мнет, сгибает, бросает, толкает, тянет, сыплет...

Сенсомоторная стадия включает шесть подстадий, каждая из которых соответствует организации сложных движений (схем).

1. Врожденные рефлексы (1-й месяц жизни) - сосание, хватание и т.п. Они вызываются внешними стимулами и в результате повторения становятся все более эффективными.

2. Моторные навыки (с 1 до 4 месяц) формируется как условные рефлексы в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой (сосательные движения при виде бутылочки с соской, схватывание этой бутылочки...).

3. Циркулярные реакции (c 4 до 8 месяцев) формируются благодаря развитию координации между перцептивными системами и моторными схемами (хватание веревки, вызывающее сотрясение погремушки, с целью заставить ее греметь и т.п.)

4. Координация средств и целей (с 8 до 12 месяцев) придает действиям ребенка все большую преднамеренность в расчете на достижение цели (отодвигание руки эксперементатора с целью достать спрятанную за ней куклу и т.п.)

5. Открытие новых средств (с 12 до 18 месяцев) происходит случайно, но вызывает у ребенка формирование связи между его действиями и их результатом (подтянув к себе ковер, можно достать лежащую на нем куклу и т.п.)

6. Изобретение новых средств (с 18 до 24 месяцев) - первое проявление интериоризованной мысли в результате сочетания уже имеющихся схем для отыскания оригинального решения проблемы (поиски средства, чтобы открыть спичечный коробок с целью вытащить спрятанную в нем конфету и т.п.)

Б. Стадия конкретных операций.

На этой стадии происходит постепенная интериоризация действий и их превращений в операции, позволяющие ребенку сравнивать, оценивать, классифицировать, измерять, считать и т.д. Так, имея дело с конкретными вещами, ребенок обнаруживает, что он только что соорудил можно разрушить, а затем воссоздать заново в прежнем или каком-нибудь ином виде.

1. Предоперационный уровень (с 2 до 5 лет) представляет собой первый этап интериоризации действий. Для него характерно развитие символического мышления, позволяющего ребенку представлять себе объекты или стимулы с помощью мысленных образов и обозначать их названиями или символами, а не прямыми действиями.

Но операции, которые в это время пытается совершить ребенок, ограничены слишком еще узким диапазоном мышления и его эгоцентрическим характером. В этом возрасте ребенок не способен одновременно учитывать различные аспекты данной ситуации.

2.Первый уровень конкретных операций (с 5-6 до 7-8 лет) достигается, когда ребенок становится способен понять, что два признака объекта, например форма и количество вещества, не зависят друг от друга. Это представление о сохранении некоторых признаков объекта распространяется уже на материал, из которого он сделан, на его длину, а затем, на следующем уровне развития - также на его массу и объем. В этом промежутке времени ребенок приобретает способность и к расположению объектов в ряд и их классификации (в порядке цвета или уменьшения размера).

3.На втором уровне конкретных операций (с 8 до 11 лет) ребенок помимо представления о сохранении массы и объема получает еще и представление о времени и скорости, а также об измерениях с помощью эталона. В конце этого периода ребенок, кроме того, все глубже понимает и взаимосвязи между признаками объектов; это позволяет ему упорядочивать предметы в пространстве, решать проблемы перспективы или простые физические задачи и указывает ему путь к логическому мышлению, свойственному подросткам и взрослым людям.

В. Стадия формальных операции (c 11-12 до 14-15 лет). На этой стадии мыслительные операции могут совершаться без какой-либо конкретной опоры. Речь в этом случае идет об абстрактном мышлении, функционирующем с помощью гипотез и дедукций.

Умственные способности взрослого человека.

До 60 - летнего возраста умственные способности у человека не снижаются, а у многих людей они даже увеличиваются вплоть до преклонного возраста (это в особенности касается словарного запаса.

Сколько-нибудь заметные различия между умственным потенциалом в старости и в молодом возрасте выявляются только в том случае, если в качестве главного критерия при оценке используется скорость реакции. Установлено также, что если у пожилых людей и отмечается ухудшение кратковременной памяти, то долговременная память остается активной.

Психологами было показано, что резкое ослабление умственной деятельности может наблюдаться у людей незадолго перед смертью. Такой финальный упадок умственных сил свойствен не только преклонному возрасту - он отмечается и у молодых взрослых людей, обреченных на близкую смерть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: