Психологическая характеристика готовности к обучению в школе

В познавательном плане ребенок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы. Однако пси­хологическая готовность к школе только этим не ограничивает­ся. Кроме развитых познавательных процессов: восприятия, вни­мания, воображения, памяти, мышления и речи, — в нее вхо­дят сформированные личностные особенности, включающие ин­тересы, мотивы, способности, черты характера ребенка, а также качества, связанные с выполнением им различных видов деятель­ности. К поступлению в школу у ребенка должны быть доста­точно развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. Для того чтобы ребе­нок был практически готов к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была него достаточно развита. Что это означает на практике?

Большие требования начальный этап школьного обучения предъявляет к памяти детей. Для того чтобы ребенок мог хоро­шо усваивать школьную программу, необходимо, чтобы его память стала произвольной, чтобы ребенок располагал эффективными различными средствами для запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала.

Еще большее значение, чем воображение и память, для обу­чаемости детей имеет мышление. При поступлении в школу оно должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической. Однако на практике мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда, обладая способностью хорошо решать задачи в наглядно-действенном плане, ребенок с большим трудом справ­ляется с ними, когда эти задачи представлены в образной и тем более словесно-логической форме. Бывает и наоборот: ребенок сносно может вести рассуждения, обладать богатым воображе­нием, образной памятью, но не в состоянии успешно решать практические задачи из-за недостаточной развитости двигатель­ных умений и навыков.

Речевая готовность детей к обучению и учению, прежде всего, проявляется в их умении пользоваться словом для произволь­ного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средства общения и предпосылки к усвоению письма. Об этой функции речи следу­ет проявлять особую заботу в течение среднего и старшего дошкольного детства, так как развитие письменной речи сущест­венно определяет прогресс интеллектуального развития ребенка.

Личностная готовность детей к обучению представляется не менее важной, чем познавательная и интеллектуальная. От нее зависят желание ребенка учиться и его успехи. Первое, на, что следует обратить внимание, рассматривая соответствующий ас­пект психологической готовности, — это наличие у ребенка вы­раженного интереса к учению, к приобретению знаний, умений и навыков, к получению новой информации об окружающем мире.

Говоря о мотивационной готовности детей к учению, следует также иметь в виду потребность в достижении успехов, соот­ветствующие самооценку и уровень притязаний. Потребность достижения успехов у ребенка, безусловно должна доминировать над боязнью неудачи. В учении, общении и практической деятельности, связанной с испытаниями способностей, в ситуациях, предполагающих соревнование с другими людьми, дети должны проявлять как можно меньше тревожности. Важно, чтобы их самооценка была адекватной, а уровень притязаний был ветствующим реальным возможностям, имеющимся у ребенка.

Способности детей не обязательно должны быть сформированными к началу обучения в школе, особенно те из них, которые в процессе учения продолжают еще активно развиваться.

Однако есть один вид способностей, от которых прямо зависит учение и на развитие которых следует обратить осо­бое внимание в дошкольном возрасте. Это — двигательные способности (умения и навыки), в частности те из них, ко­торые проявляются в индивидуальных видах творческой дея­тельности детей: конструирование, рисование, лепка, игра на музыкальных инструментах, изготовление каких-либо по­делок. Во всех этих видах деятельности, кроме трудовых уме­ний и навыков, у ребенка должна быть развита еще одна способность, от которой более, чем от других, зависят его будущие успехи. Это — работоспособность. Без нее вряд ли можно рассчитывать на прочное усвоение достаточно боль­шого объема знаний, на формирование сложных умений и навыков.

Немаловажное значение для успехов в учении имеют комму­никативные черты характера ребенка, в частности его общитель­ность, контактность, отзывчивость и покладистость, а также волевые черты личности: настойчивость, целеустремленность, упорство и др.

Психологическую готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе и к учению по всем описанным характери­стикам на практике может установить только комплексное пси­ходиагностическое обследование. Оно может быть осуществлено профессионально подготовленными психологами, работающи­ми в системе образования, совместно с учителями-предметни­ками и воспитателями. Данная задача должна решаться работ­никами школьной психологической службы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: