Педагог выполняет определенную функцию в обществе. Эта нормативно заданная функциональная определенность педагога в нашей культуре имеет тенденцию даже к упрощению, к сдвигу от собственно педагогической функции к функции трансляции культуры, передачи деятельности, т. е. к совершенно пассивной воспроизводящей деятельности. И это, конечно, плохо (для такой трансляции более подходящие средства — радио, телевидение и т. п.). Правда, у этого сдвига к сфере культуры (культурологический сдвиг) есть некоторые основания. Педагог действительно является носителем культуры, но он также является (по крайней мере, в лучших своих образцах) и живым образцом культуры. А это — очень трудная и наверно неразрешимая задача: быть живым образцом культуры. И такое представление о педагоге наиболее выражено в авторитарной культуре (наиболее яркий ее образец — средние века). Соответственно и общение так себя осознающего педагога (как, образец) оказывается возможным только в авторитарной форме. Современную же европейскую культуру называют «синкретической» или диалогической (или коммуникативной): есть много образцов, способов жизни и идей человека, и поэтому основная ценность состоит в диалоге и организации понимания. Центральная тяжесть в синкретической культуре все более падает на индивидуальность и индивидуальное сознание («Я думаю по-другому, но ты думаешь так, и я хочу это понять»). Это принципиально демократическая культура. Эти свойства нашей культуры, так или иначе, отражаются в педагогическом самосознании. Педагог теперь не образец, а индивидуальность, личность, которая хочет, чтобы ее поняли и применяет все возможные средства для этого. Но такая личность и сама хочет понимать других, тоже как личностей, имеющих право на слово, на мышление. И это последнее как раз и является средством педагогической работы, управления, фактом самосознания.
|
|
Для эффективного выполнения педагогических функций современному педагогу важно осознавать структуру педагогической деятельности, ее основные компоненты, педагогические действия и профессионально важные умения, и психологические качества (ПВУиК), необходимые для ее реализации.
Таблица
Этапы и компоненты | Педагогические действия | ПВУиК |
Подготовительный этап | 1) формулирование педагогических целей. 2) диагностика особенностей и уровня обученности учеников | 1.* Высокие научные профессиональные знания 2.* Психолого-педагоги-ческие и методические знания 3.* Практическое владение методиками учебно-воспитательных воздействий |
I. Конструктивная деятельность | 1) выбор содержания учебного материала будущих занятий 2) выбор методов обучения 3) проектирование своих действий и действий учеников | |
II. Этап осуществления педагогического процесса | 1) установление дисциплины, рабочей обстановки на занятиях 2) стимулирование деятельности учеников | 4.* Наблюдательность, понимание психического состояния людей, настроение коллектива в целом 5.* Быстрая ориентация в обстановке, гибкость поведения |
6.* Доступно, логически последовательно, эмоционально объяснить материал 1*, 2*, З* — способности | ||
III. Коммуникативная деятельность | 1)установление правильных взаимоотношений с учениками 2) осуществление воспитательной работы | 14. Наличие потребности общения 15. Педагогический такт 16. Педагогическая импровизация, умение применять разные средства психологического воздействия 17. Демократический стиль общения и руководства 2*, 4*, 5* — способности |
Этап анализа результатов IV. Гностическая деятельность | 1)анализ результатов обучения, воспитания 2) выявление отклонений результатов от поставленных целей 3) анализ причин этих отклонений 4) проектирование мер по устранению этих причин 5) творческий поиск новых методов обучения, воспитания | 18. Критическая оценка достоинств и недостатков своей личности, своей деятельности 19. Самообразование, изучение новых методов обучения, воспитания 20. Творческий подход к педагогической деятельности |
|
|