Электронные мосты предназначены для измерения и записи (иногда – для регулирования) любой электрической или неэлектрической величины, которая может быть преобразована в изменение электрического сопротивления датчика. Датчиком электронного моста может быть терморезистор, помещённый в объект контроля или регулирования, поэтому электронный мост с датчиком-термо-резистором применяется для измерения температуры.
Мостовая измерительная схема прибора выполнена на резисторах R 1, R 2, RT, RP. К диагонали моста подводится напряжение u, с другой диагонали снимается сигнал разбаланса в виде напряжения определённого знака и подаётся на усилитель (рис. 2.24). В качестве примера рассмотрен электронный мост КСМ-3.
При равновесии мостовой измерительной схемы соблюдается соотношение:
,
где R 1, R 2, R 3 – резисторы с постоянными сопротивлениями мостовой схемы;
– сопротивление терморезистора, помещённого в объект контроля;
– сопротивление реохорда (переменного резистора) между точками a и b;
– сопротивление реохорда между точками a и c.
Сигнал разбаланса при этом равен нулю. При отклонении температуры в объекте величина сопротивления терморезистора изменяется, равновесие моста нарушается, на входе усилителя появляется сигнал разбаланса соответствующего знака. Этот сигнал усиливается усилителем У и передаётся на обмотку 3-4 реверсивного двигателя РД-09. Вторая обмотка 1-2 двигателя питается через фазодвигающий конденсатор C от сети. Ротор двигателя начинает вращаться и перемещает стрелку циферблатного указателя. Одновременно через жёсткую обратную связь (редуктор Р) приводится в движение движок реохорда в направлении уменьшения разбаланса . При равенстве нулю напряжения мостовая схема уравновесится, а стрелка циферблатного указателя покажет величину измеренной температуры.
Рис. 2.24. Принципиальная электрическая схема электронного моста
С помощью регулирующих контактов К1-К3, входящих в состав блока регулирования и связанных с валом двигателя РД-09, мост можно применять для регулирования температуры.