1. Пятиклассник Вова упорно трудится над задачей по математике, потому что хочет побыстрее пойти к соседу Мише посмотреть видеофильм с Клодом Ван Даммом, а мама сказала, что пойти можно только после того, как будут сделаны все уроки на завтра.
2. Абитуриент-ветеран Александр Неудачников уже в шестой раз недобирает баллы для поступления на факультет психологии, поэтому будет еще упорнее готовиться для поступления в седьмой раз.
IV. Лабораторные работы
(лабораторный практикум)
№№ и названия
разделов и тем
| Цель и содержание
лабораторной работы
| Результаты лабораторной работы
|
Лабораторная работа № 1: Методика психологического наблюдения – 2 часа
|
Раздел 1. Введение в научную психологию.
Тема 2. Предмет, задачи, методология и структура современной психологии.
| Цель:знакомство с методикой психологического наблюдения и составление поведенческого портрета.
Содержание работы:
1. Знакомство с теорией по методу наблюдения:
§ Особенности метода наблюдения в психологии.
§ Виды наблюдения.
§ Наблюдатель и его роль в процессе наблюдения.
§ Требования к научному наблюдению.
§ Предмет наблюдения.
§ Основные параметры поведенческого портрета. Выделение категорий и единиц наблюдения.
§ Записи данных наблюдения.
2. Определение ситуации наблюдения (просмотр видеофильма; демонстрация сюжетной картины; организация игры; создание ситуации взаимодействия и др.).
3. Выделение этапов наблюдения.
4. Проведение психологического наблюдения.
5. Обработка данных наблюдения.
6.Обсуждение результатов наблюдения и выводы.
| 1.Поведенческий портрет.
2.Записи данных наблюдения.
3.Отчет о проведении наблюдения.
|
№№ и названия
разделов и тем
| Цель и содержание
лабораторной работы
| Результаты лабораторной работы
|
Лабораторная работа № 2: Память – 2 часа
|
Раздел 2. Психические познавательные процессы.
Тема 4. Память.
| Цель: изучение особенностей запоминания чисел и слов.
Содержание работы:
1. Повторение основных видов процесса запоминания по следующим основаниям:
§ по степени активности (произвольное, непроизвольное);
§ по степени осмысленности запоминаемого материала (осмысленное, механическое).
2. Повторение особенностей механизмов процесса запоминания (сохранение, воспроизведение, узнавание) и основных факторов его продуктивности.
3. Проведение психологического эксперимента, в ходе которого испытуемым предлагаются для запоминания ряд двузначных чисел и ряд специально подобранных слов.
4. Вычисление по стандартной формуле у каждого испытуемого индивидуального коэффициента запоминания чисел и слов.
5. Выявление среднего арифметического и медианы сохранившихся в памяти у всех испытуемых чисел и слов, представление результатов в виде графика.
6.Формулирование рекомендаций по развитию памяти.
| 1.Индивидуальные характеристики памяти студентов.
2. Анализ групповых результатов особенностей запоминания чисел и слов в зависимости от их значимости и места расположения в ряду (начало, середина, конец).
3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию памяти.
|
№№ и названия
разделов и тем
| Цель и содержание
лабораторной работы
| Результаты лабораторной работы
|
Лабораторная работа № 3: Мышление – 2 часа
|
Раздел 2. Психические познавательные процессы.
Тема 5. Мышление.
| Цель: выявление у испытуемых доминирующей операции мышления – анализа или синтеза.
Содержание работы:
1.Повторение анализа и синтеза как основных видов операций мышления.
2. Проведение психологического эксперимента, в ходе которого испытуемым предлагается выполнить задания аналитического и синтетического характера (время выполнения фиксируется).
3.Сравнительный анализ полученных данных.
4. Соотнесение результатов обследования со спецификой латеральной организации головного мозга испытуемых.
5.Формулирование рекомендаций по развитию способностей к анализу и синтезу, как ведущих операций мышления.
| 1. Индивидуальные характеристики мышления студентов.
2. Анализ групповых результатов изучения доминирующей операции мышления.
3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию исследуемых операций мышления.
|
№№ и названия
разделов и тем
| Цель и содержание
лабораторной работы
| Результаты лабораторной работы
|
Лабораторная работа № 4: Темперамент – 2 часа
|
Раздел 3. Психология личности и индивидуальности.
Тема 6. Темперамент как характеристика индивида.
| Цель: изучение свойств темперамента у студентов.
Содержание работы:
1.Характеристика методики «Личностный опросник Айзенка» (В)(Eysenck Personality Inventory, или ЕРI)
2. Индивидуальное проведение методики.
3. Обработка полученных данных в соответствии с ключом.
4. Определение свойств и типа темперамента.
5. Составление индивидуальной характеристики.
6. Составление таблиц с первичными и общими результатами студентов группы.
7. Анализ и интерпретация групповых результатов.
8. Составление психолого-педагогических рекомендаций по формированию индивидуального стиля деятельности и общения.
| 1.Индивидуальные характеристики темперамента студентов.
2.Анализ групповых результатов изучения темперамента.
3.Психолого-педагогические рекомендации по формированию индивидуального стиля деятельности и общения с учетом темперамента.
|
№№ и названия
разделов и тем
| Цель и содержание
лабораторной работы
| Результаты лабораторной работы
|
Лабораторная работа № 5: Направленность личности - 2 часа
|
Раздел 3. Психология личности и индивидуальности.
Тема 7. Личность.
| Цель:изучение направленности (мотивации) студентов.
Содержание работы:
1.Характеристика одной из предложенных методик:
§ методика по изучениюучебной мотивации студентов;
§ «измерение мотивации достижения» А. Мехрабиана;
§ «диагностика направленности личности» Б. Басса.
2. Индивидуальное проведение методики.
3. Обработка полученных данных в соответствии с ключом.
4. Выявление индивидуальных результатов и составление индивидуальной характеристики.
5. Составление рекомендаций по использованию данных о направленности (мотивации) испытуемых в деятельности педагога.
| 1.Индивидуальные характеристики о направленности (мотивации) студентов.
2.Рекомендации по использованию данных о направленности (мотивации достижения) в деятельности педагога.
|