Важнейшим условием эффективного освоения учебного курса является правильная организация самостоятельной работы студентов. Прежде всего речь идет о подготовке к семинарским занятиям как важной форме закрепления знаний по данному предмету. Подготовка к семинару должна начинаться с внимательного прочтения вопросов предстоящего занятия. Каждый вопрос необходимо подготавливать самостоятельно, т.е. отдельно. Начинать следует с лекции по данной теме, ибо, как правило, лектор в определенной мере освещает вопросы, выносимые на семинар. Затем предстоит подготовить ответы на поставленные вопросы. В настоящее время учебной литературы по данному предмету достаточно много. Кафедрой рекомендуется ряд учебных источников, о которых информируют студентов преподаватели и методическая литература, в том числе и данное пособие.
Многие вопросы, их подготовка предполагают работу не только с учебником, но и с другими материалами. Речь идет о федеральных законах, прежде всего Конституции РФ, других стран, федеральных конституционных законах, законов субъектов РФ и др. Законодательные акты следует приносить на семинарские занятия, заранее намечая необходимые для обсуждения моменты, например, если речь идет о роли и полномочиях Конституционного Суда РФ в механизме государства, то необходимо изучить статью 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ", где сказано, что в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; и др.
|
|
Все эти моменты следует пометить в тексте Федерального закона, постараться запомнить.
Преподаватель может порекомендовать изучить монографию, научную статью, комментарий к закону и др. Здесь важно внимательно прочитать материал, постараться усвоить главные мысли автора; их можно законспектировать, принести на семинарское занятие и доходчиво доложить, так чтобы слушатели поняли авторскую точку зрения.
Особая форма самостоятельной работы - это подготовка реферата. Примерная тематика реферата дана в настоящем пособии. Однако преподаватель может поручить студенту выполнить реферативное исследование на другую тему, не указанную в общем списке. Это зависит от содержания и цели семинарского занятия, спецсеминара, консультации и т.д.
Тематика рефератов и тематика курсовых работ не совпадают. Это вызвано тем, что подготовка реферата и курсовой работы и более того дипломного сочинения - качественно разные формы самостоятельной работы студента. Курсовая работа - относительно фундаментальная проработка, с элементами научного познания, какой-либо темы учебного курса. Например, понятие и структура юридической нормы. Здесь студент должен исследовать признаки правовой нормы, дать определение этому ключевому юридическому феномену. Затем перейти к анализу структуры правовой нормы, при этом изложив основные научные подходы, имеющиеся по этой проблематике в юридической науке. Анализ компонентов юридической нормы невозможен вне исследования конкретных юридических правил. Это требует самостоятельного поиска, анализа конкретных норм отраслей современного права, привлечения соответствующей литературы (комментариев к законам, постановлений пленумов высших судебных инстанций и др.).
|
|
Реферат - изучение конкретного вопроса; для этой формы самостоятельной работы свойственен описательный метод. В свете нашего примера реферативными могут быть, например, такие темы: гипотеза юридической нормы и ее виды, способы изложения структурных элементов правовой нормы и т.д. Конечно, оценка данных тем как только реферативных достаточно условна. Дело в том, что если изъяснить цель исследования, задачи в смысле глубины, попытки установить определенные закономерности и не ограничиваться лишь описанием существующей проблематики и ее оценки в научной литературе, то безусловно это может быть более серьезное исследование уровня курсовой, дипломной работы и т.д. Нередко реферат и выполняет цель некого авангарда, если хотите разведчика, предварительные данные которого позволяют судить о перспективах будущего научного исследования. Заметим, что рефераты нередко перерастают в уровень курсовых, дипломных работ, а затем и кандидатских диссертаций.
Одной из часто встречающейся форм самостоятельной работы является подготовка научного доклада. Его задача - освещение в аудитории (на семинарском занятии, научном или проблемном кружке и т.д.) какой-либо проблемы, как правило, сложной и неоднозначно разрешаемой в научной юридической литературе.
Подготовка доклада предполагает изучение прежде всего учебных источников. Вначале необходимо понять основу проблемы на простейшем уровне. В последующем знакомство с монографическими изданиями, научными статьями и др. позволит уяснить проблемные стороны вопроса. Специфика организации этой формы работы студента в подготовке устного выступления. Итог работы - текст, тезисы, наброски, позволяющие воспроизвести идеи в аудитории. Свободное владение научным материалом возможно только в ситуации глубокой проработки проблемы, ее самостоятельного усвоения. Доклад, его тезисы желательно проработать до выступления в аудитории, другими словами - прорепетировать. Это обязательно поможет выступающему приобрести уверенность, возможность увлечь слушателей своей темой.
К отдельным семинарским занятиям рекомендуются домашние задания, например, подготовить примеры разновидностей юридических норм. Здесь важно изучить понятие нормы, основания их классификаций, примеры, приведенные в специальной, в том числе научной, литературе. Лишь после этого необходимо приступить к самостоятельному поиску особенностей той или иной группы норм.
Организация самостоятельной работы студента, ее качество - важнейшее условие эффективного усвоения учебного материала, путь приобретения профессиональных навыков.
Приложение
Теория государства и права.
Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения