Эйнзидель

Понятие и виды формы правления. Форма правления - это способы формирования и организации высших органов государственной власти, распределения между ними властных полномочий и привлечения граждан в их осуществление. Она показывает, как создаются высшие органы государства, каково их устройство, какой принцип лежит в основе взаимоотношений между ними, какими полномочиями они наделяются и каким образом население участвует в их работе.

При выделении разновидностей форм правления за основу берутся, прежде всего, статус главы государства и наличие коллегиального законодательного органа, избираемого населением страны. Как раз в зависимости от того, кто и благодаря чему считается главой государства и «делит» ли он верховную власть с коллегиальным выборным органом, различаются две разновидности формы правления - монархии и республики. Соответственно, принято говорить о монархических и республиканских государствах, имея в виду, что первые из них имеют монархическую, вторые - республиканскую формы правления.

Термин «монархия» греческого происхождения (monarchia - единовластие, самодержавие), «республика» - латинского (respublica - общественное дело, государство). Это лишнее доказательство существования государства именно в этих формах с древних времен.

Монархическую форму имеет государство, в котором верховная власть принадлежит одному лицу пожизненно и переходит, как правило, по наследству. Это лицо считается главой государства, пользуется государственной властью по своему усмотрению, без деления ее с каким - либо выборным законодательным органом и по праву, которое не делегировано ему ни населением, ни легитимными политическими структурами страны. Хотя истории известны отдельные случаи, когда начало той или иной монархической династии связано с выборами (например, дом Романовых в России), все же в дальнейшем монарх приобретает власть по наследству, по принципу крови, а ответственность за свои дела несет разве лишь «перед единым небесным царем», как об этом говорилось в российской «Утвержденной грамоте» 1613 года.

Монархом может быть князь, царь, султан, шах, шейх, герцог, король или император, но от этого форма правления не меняется. В руках правителя сосредоточена верховная власть, он издает законы и придает законную силу другим нормативным актам, возглавляет исполнительную власть, единолично представляет свое государство на международной арене, от его имени отправляется правосудие.

Для этой формы, следовательно, характерны: единоличный правитель, наделенный верховной властью пожизненно; наследственность перехода власти по принципу крови; осуществление власти по личному усмотрению, не связанному с какой-либо юридической ответственностью за принимаемые решения, предпринимаемые действия и «дела». Эти признаки фактически присущи всем монархическим государствам, начиная с Нового времени, когда стали четко вырисовываться очертания их разновидностей.

Различаются абсолютная и ограниченная монархии. Абсолютная монархия, при которой власть правителя ничем не ограничена, в ХУ-ХУ1 в.в. существовала в Англии, Франции, Пруссии и некоторых других странах, ныне встречается на арабском Востоке. При ограниченной монархии власть осуществляется при участии других государственных структур, в какой-то мере независимых от монарха. Эта разновидность в прошлом проявлялась в сословно - представительных монархиях (Англия, Франция), ныне распространена как конституционная монархия, которая, в свою очередь, подразделяется на представительную (дуалистическую) и парламентарную.

В дуалистических монархиях наряду с монархом, имеющим подчиненный ему аппарат исполнительной власти в центре и на местах, существуют какие-либо представительные учреждения.

Власть фактически разделена между правительством, формируемым монархом, и представительным органом.

В парламентарных монархиях законодательная власть находится в руках парламента, избираемого населением. Ему же подотчетно правительство, формируемое из выдвиженцев - представителей политической партии, одержавшей победу на очередных выборах. Лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте, становится главой правительства. Монарх хотя и считается главой государства, но его власть весьма ограничена. Назначаемые им министры зависят от вотума доверия парламента, его «повелевания» наделяются юридической силой только при условии подтверждения их подписью соответствующего министра, правом вето на решения парламента или роспуска последнего он может пользоваться строго в случаях, указанных в законе. На таких началах функционируют нынешние парламентарные монархии в Англии, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Японии и некоторых других странах.

Республика - это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами и лицами, избираемыми на определенный срок. В республиках государственная власть не переходит по наследству, она «вручается» избирателями, осуществляется с учетом их интересов. Существует некая взаимная ответственность власти и граждан, предусмотренная законом.

Республиканская форма правления сформировалась еще в Афинском государстве. В далеком прошлом она существовала как Афинская демократическая республика (У-У1 в.в. до н.э.), Спартанская и Римская аристократические республики (У-11 в.в. до н.э.) и феодальные республики в лице крупных вольных городов, где выбирались свои органы власти, издавались собственные законы, отправлялось правосудие (например, Флоренция, Венеция и Генуя в Италии).

В последние столетия укоренились две основные разновидности республик - парламентарная и президентская республики.

В парламентарной республике ведущая роль в осуществлении государственной власти принадлежит парламенту, наделенному широкими законодательными и контрольными функциями. Правительство формируется парламентским путем из числа депутатов от политических партий, которые располагают большинством голосов в парламенте. Оно осуществляет исполнительную власть, несет ответственность перед парламентом, нуждается в его доверии и в случае утраты такого доверия либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов. Глава государства избирается парламентом или образуемой им специальной коллегией: исключение есть в Австрии, где его избирает население страны. В ряде государств (Германия, Италия и др.). глава государства именуется президентом, однако от этого парламентарная форма правления не меняется. Такой президент не возглавляет исполнительную власть, не назначает по своему усмотрению членов правительства и не контролирует его работу. Он обнародует законы, издает некоторые декреты, может при наличии указанных в законе условий распустить парламент, считается главнокомандующим вооруженными силами, но, тем не менее, его полномочия весьма ограничены.

Президентская республика, в отличие от парламентарной, позволяет сосредоточить в руках президента более широкие полномочия. В ней президент избирается внепарламентским путем (населением, коллегией выборщиков). Он либо является одновременно главой государства и главой правительства (например, в США), либо, будучи главой государства, по своему усмотрению назначает главу правительства и непосредственно участвует в формировании всего кабинета министров (Франция, Индия). В любом случае он подписывает законы, принимаемые парламентом, вправе председательствовать на заседаниях правительства, контролирует его деятельность, считается главнокомандующим вооруженными силами страны и осуществляет ряд других важных полномочий. Президент ответственен перед населением страны, однако парламентом может быть отрешен от должности (импичмент), если для этого есть достаточное конституционное основание.

Отметим, что в последние десятилетия парламентская республика, президентская республика и конституционная монархия, ставшие классическими формами правления, кое-где вытесняются смешанными, «гибридными» или просто извращенными формами правления. Ныне можно столкнуться с «республиканской монархией» или, напротив, с «монархической республикой». В смешанных формах по-разному сочетаются признаки парламентаризма, президентуры и конституционной монархии.

Некоторые республики провозглашают себя парламентско-президентским или президентско-парламентскими в зависимости от того, в чьих руках больше сосредоточены властные полномочия. В литературе доктрины «зрелого», «монистического» и «дуалистического» парламентаризма дополнились концепцией «рационализированного» парламентаризма.

Ныне в России, как об этом будет подробнее сказано ниже, а равно в некоторых республиках в ее составе, конституционно закреплена сильная и жесткая, «гибридная» президентура. Она подчас объясняется как «историческим опытом антипарламентаризма», так и соображениями установления в стране гражданского мира и согласия. Однако есть достаточное основание и для того, чтобы усмотреть в ней явные отпечатки строго централизованной партийной власти в недавнем нашем прошлом, перенесенной ныне на президентуру. Тем более что такая президентура действует в основном ее же методами и сталкивается с теми же застарелыми проблемами.

Форма правления в России. В российской истории преобладала монархическая форма правления. Удельные князья, цари русского централизованного государства, а затем императоры Российской империи олицетворяли абсолютную, неограниченную монархию. Хотя были попытки превращения ее в ограниченную монархию (Земский собор в ХУ1-ХУ11 в.в., Государственная Дума в период революций 1905-1917 г.г.), но они не завершились успехом.

Республиканская форма правления впервые в России возникла в виде вольных городов (Новгород, Псков), в которых основные вопросы внутренней и внешней политики решало городское вече, т.е. народное собрание всех горожан. Хотя работа вече контролировалась боярским советом, куда входили «владыка», княжеский наместник, посадские и некоторые другие «господа», все же общая структура организации власти в таких вольных городах, по сути, являлась республиканской формой.

Октябрьский переворот 1917 года сопровождался утверждением в России советской власти, представляющей собой новую разновидность республиканской формы правления.

Декларировалась власть Советов снизу доверху, т.е. начиная с рабочих поселков (сел, деревень) и кончая центром, что уже само по себе не оставляло места самоуправлению населения даже в низовых звеньях общества. По сути, эта власть носила декоративный характер, поскольку она с самого начала была приспособлена к партийному диктату. Советы всех уровней считались «винтиком» в системе диктатуры пролетариата, ординарным элементом политической системы советского общества, в которой руководящая и направляющая роль отводилась партии. Это закреплялось во всех советских Конституциях. В Конституции СССР 1977 года, например, говорилось, что «руководящей и направляющей силой общества, ядром его политической системы, государственных организаций является Коммунистическая Партия» (ст.6). Такая же норма содержалась в Конституциях всех советских республик.

По Конституции РФ 1993 года Россия стала президентской республикой. Президент избирается гражданами сроком на четыре года, является главой государства, определяет основные направления внутренней и внешней политики, назначает с согласия Государственной Думы главу Правительства, принимает решение об отставке Правительства, назначает по предложению главы Правительства его заместителей и министров, освобождает высшее командование Вооруженных сил, назначает выборы Государственной Думы и референдумы, распускает Государственную Думу по определенным основаниям, вносит законопроекты, подписывает и обнародует законы, осуществляет руководство внешней политикой и т.д. (ст.ст. 80-90 Конституции РФ).

Парламент двухпалатный, состоит из Совета Федерации, куда входят по должности представители субъектов федерации, и из Государственной Думы, избираемой сроком на четыре года. Это - законодательный орган, но лишенный контрольных функций по отношению к исполнительной власти. Законодательный процесс крайне осложнен. Законы сначала принимаются Государственной Думой, затем рассматриваются в Совете Федерации. После этого они направляются Президенту, который либо подписывает и обнародует их, либо отклоняет. В последнем случае закон возвращается на повторное рассмотрение, в ходе которого президентское вето может быть преодолено только при условии, если закон будет вновь одобрен в прежней редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и Государственной Думы (ст.107 Конституции РФ).

Правительство работает под контролем Президента, его полномочия ограничены: наиболее важные ведомства выведены из его ведения, остальные занимаются претворением в жизнь политики, указов и распоряжений Президента. Перед вновь избранным Президентом оно слагает свои полномочия. Вопрос о его отставке окончательно решается при всех условиях только Президентом (ст.ст.114-117 Конституции РФ).

Нетрудно заметить, что такая организация власти в рамках республиканской формы правления архаична. Она во многом сохраняет на себе отпечаток прежней, советской формы, однако с той существенной разницей, что власть сосредоточивается не в партийных органах под предводительством Генерального или Первого секретаря, а в президентских структурах во главе с Президентом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: