Дисциплина как компонент всякого труда. Известно, что труд как целесообразная деятельность человека представляет собой процесс воздействия им на внешний мир, преобразования его, создания необходимых для удовлетворения своих потребностей предметов, и в таком виде труд - вечное естественное условие самой человеческой жизни независимо от ее форм. Труд сыграл решающую роль в формировании человека и остается фундаментальным фактором человеческой истории в целом.
Труд носит общественный характер, поскольку является процессом, происходящим в обществе при помощи орудий, средств и навыков, создаваемых обществом. В этом процессе человек должен не только считаться с объективными законами предмета воздействия из внешнего мира, но и вступать во взаимодействие с другими людьми, включиться в систему определенных отношений, опираться на исторический опыт предшествующих поколений, сообразовываться с оправдавшими себя социальными правилами. Иначе индивид не сможет добиться желаемых результатов, совершать подлинно трудовые акты, действовать как сознательное, наделенное разумом существо.
|
|
Следовательно, труд необходимо предполагает известную дисциплину, не может существовать вне зависимости от тех или иных объективных закономерностей, социальных образцов поведения, технических предписаний и технологических соображений, определяющих характер, направленность, последовательность, форму и иные параметры составляющих его внешних операций. Если труд является фундаментальным фактором человеческой жизни на любом этапе человеческой жизни, то дисциплина может считаться таким же фактором труда.
Понятие и виды дисциплины труда. Дисциплина труда чаще всего рассматривается в срезе трудового законодательства, замыкающегося в кругу таких вопросов, как обязанности работника, правила внутреннего распорядка, меры поощрения или взыскания, расторжения трудового контракта и т.д. Но при всей важности этих вопросов нельзя не видеть, что такой подход к пониманию дисциплины труда является недостаточным.
Дисциплина труда находится скорее в ряду таких категорий, как законность и правопорядок. Их объединяет многое.
Ограничимся указанием на то, что все они непосредственно связаны с состоянием организованности общественных отношений, внесением в эти отношения урегулированности и порядка.
Вместе с тем каждая из этих категорий имеет свою специфику. Разграничение законности и дисциплины труда не представляет сложности. Если законность являет собой систему требований, о которых говорилось выше, то в дисциплине труда на первый план выступает несколько иной фактор - организованность самого общественно полезного труда, осуществление его в соответствии с правовыми, техническими и технологическими установками в обществе. А от правопорядка дисциплина труда отличается главным образом тем, что она всегда связана непосредственно с теми или иными формами трудового процесса, с выполнением в них конкретных целенаправленных операций, тогда как правопорядок олицетворяет состояние упорядоченности иных отношений на основе права, законности.
|
|
Есть основания считать, что дисциплина труда представляет собой надлежащую упорядоченность общественно организованного труда во всех сферах жизни людей, включая сюда как властное воздействие на такой труд, так и его фактическое осуществление. Она, признавая юридически значимые звенья деятельности и работодателя, и работника, складывается из двух взаимообусловленных начал - системы ставших обязательными правил труда и сознательного претворения их в самом трудовом процессе.
Выделение видов дисциплины труда возможно в разных плоскостях. В первой из них целесообразно различать трудовую [223] (упорядочение отношений работодатель - работник - трудовое законодательство), государственную (упорядочение деятельности государственных служащих) и воинскую дисциплины[224].
В несколько другой плоскости можно говорить о служебной, договорной, бюджетной, финансовой, учетной, технологической, педагогической, учебной и подобных им разновидностях дисциплины, сориентированные на более конкретную спецификацию одноименных участков приложения труда при рассмотрении их под тем или иным углом зрения[225]. Их реальное соотношение с государственной, трудовой и воинской дисциплинами неоднозначно. Все это, однако, служит предметом внимания не общего учения о государстве и праве, а иных областей науки и других учебных дисциплин.
Смерть равняет всех, таков закон природы, но с ней приходит либо забвение, либо слава в потомстве. Если же один конец ждет и правого и виноватого, то достойнее настоящего человека погибнуть не даром.
Тацит
С О Д Е Р Ж А Н И Е
ПРЕДИСЛОВИЕ | ||
РАЗДЕЛ I ВВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ | ||
Тема 1. | Предмет, содержание и методология общего учения о государстве и праве……………………………………… | |
1.1 | Предмет, содержание и значение общего правоведения. | |
1.2 | Некоторые методологические вопросы общего учения о праве и государстве и праве. Понятие методологии …… | |
1.3 | Место и роль теории государства и права в системе научного знания……………………………………………… | |
Тема 2. | Общество. Личность. Демократия. Государство и право………………………………………………………. | |
2.1 | Упорядоченность как свойство общественных систем. Способы ее достижения ………………………………….. | |
2.2 | Упорядоченность общественных систем и личность……. | |
2.3 | Демократия. Политическая власть………………………… | |
2.4 | Государственное воздействие на общественные отношения. Его цели и способы ………………………………….. | |
Тема 3. | Правовое регулирование. Его виды, пределы, методы и уровни ………………………………………………. | |
3.1 | Понятие, предмет и виды правового регулирования …… | |
3.2 | Пределы, метод и уровни правового регулирования………………………………………………………….. | |
Тема 4 | Правотворчество…………………………………………. | |
РАЗДЕЛ II ГОСУДАРСТВО. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ | ||
Тема 5. | Государство как продукт и локомотив общественного развития…………………………………………….. | |
Тема 6. | Форма государства………………………………………. | |
6.1 | Понятие и проявления формы государства…………… | |
6.2 | Форма правления: понятие, разновидности и особенности в России ……………………………………………… | |
6.3 | Форма государственного устройства. Его разновидности………………………………………………………….. | |
6.4 | Политико-правовой режим. Его разновидности………... | |
Тема 7. | Механизм и функции государства…………………..… | |
7.1 | Механизм государства. Разделение в нем властных полномочий..……………………………………………… | |
7.2 | Функции государства …………………………………….. | |
РАЗДЕЛ III ПРАВО И ПРАВОРЕАЛИЗАЦИЯ | ||
Тема 8. | Сущность, содержание, функции и ценность права | |
8.1 | Сущность и содержание права…………………………… | |
8.2 | Цель, назначение, функции и ценность права………….. | |
Тема 9. | Форма и субъекты права………………………………. | |
9.1 | Форма права как его система, структура, нормативные источники и способы их систематизации……………… | |
9.2 | Правовые системы современных государств………….. | |
9.3 | Субъекты права…………………………………………… | |
Тема 10. | Нормы права. Их толкование …………………………. | |
10.1 | Понятие нормы права. Отличие правовой нормы от смежных явлений ………………………………………… | |
10.2 | Структура норм права. Ее элементы……………………. | |
10.3 | Толкование норм права…………………………………... | |
Тема 11. | Действие правовых норм……………………………….. | |
Тема 12. | Правореализация. Диспозиционные правоотношения…………………………………………………………. | |
12.1 | Понятие, уровни и механизм правореализации. Состояние и значение правореализации……………………….... | |
12.2 | Начало правореализации. Юридические факты. Фактический состав……………………………………………... | |
12.3 | Диспозиционные правоотношения,их виды и юридическое содержание …………………………………………. | |
12.4 | Фактический пласт диспозиционного правоотношения.. | |
Тема 13. | Отклоняющееся поведение. Меры государственного принуждения. Правоприменение …………………… | |
13.1 | Отклоняющееся поведение. Его разновидности………... | |
13.2 | Охранительные правоотношения. Меры государственного принуждения……………………………………….... | |
13.3 | Правоприменение. Правоприменительные акты ………. | |
РАЗДЕЛ IV. ПРАВОСОЗНАНИЕ. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА. ЗАКОННОСТЬ. ПРАВОПОРЯДОК. ДИСЦИПЛИНА | ||
Тема 14. | Правовое сознание и правовая культура ……………. | |
14.1 | Правовое сознание………………………………………... | |
14.2 | Правовая культура, ее содержание, элементы и значение…………………………………………………..…….. | |
Тема 15. | Законность. Правопорядок. Дисциплина…………… | |
15.1 | Законность, ее содержание и роль в демократическом обществе…………………………………………………... | |
15.2 | Правовой порядок. Правоохранительные органы……… | |
15.3 | Дисциплина, ее содержание, значение и разновидности |
Учебное издание
|
|
|
|