Предмет общей теории права и государства

Общая теория права и государства (для краткости – теория права и государства) занимает фундаментальное место в системе юридических наук и учебных дисциплин. Пред­мет тео­рии пра­ва и го­су­дар­ст­ва – пра­во и го­су­дар­ст­во как аб­ст­рак­ции, их сущностные свойства.

Общая теория не занимается изучением спе­цифики отдельных от­раслей права, что является задачей от­рас­левых юридических наук (гражданского права, конституци­он­ного, уголовного, административного, процессуального, тру­до­вого и т.д.). При этом теория права и государства использует знания и особенно теоретические (объяснительные) положения, накопленные от­рас­левыми юридическими науками.

Тео­рия рас­смат­ри­ва­ет пра­во и го­су­дар­ст­во не в от­дель­но взя­той стра­не, не в кон­крет­ную ис­то­ри­че­скую эпо­ху, а в их сущности, в об­щих чер­тах и в ис­то­ри­че­ском раз­ви­тии. Но, пре­ж­де всего, тео­рия ори­ен­ти­ру­ет­ся на со­вре­мен­ные, наи­бо­лее раз­ви­тые фор­мы пра­ва и го­су­дар­ст­вен­но­сти.

Тео­рия пра­ва и го­су­дар­ст­ва ис­поль­зу­ет иде­аль­ные по­ня­тия, вы­ра­жаю­щие сущ­ность пра­во­вых и го­су­дар­ст­вен­ных яв­ле­ний. Она стре­мит­ся аб­ст­ра­ги­ро­вать­ся, от­влечь­ся от кон­крет­ных раз­ли­чий ме­ж­ду эти­ми яв­ле­ния­ми в от­дель­ных стра­нах. В ее за­да­чу не вхо­дит опи­са­ние спе­ци­фи­ки пра­ва и го­су­дар­ст­ва в от­дель­ной стра­не, на­пример, в Рос­сии. Она не за­ни­ма­ет­ся стра­но­ве­де­ни­ем и сравнительным анализом. По­след­нее вхо­дит в пред­мет юри­ди­че­ской ком­па­ра­ти­ви­сти­ки (срав­ни­тель­но­го пра­во­ве­де­ния) и отраслевых сравнительных дис­ци­п­ли­н, таких как кон­сти­ту­ци­он­ное пра­во за­ру­беж­ных стран (сравни­тельное конституционное право), сравнительное частное право и т.д. Но теория получает новое знание, пользуясь данными сравнительного правоведения, и в рамках учебной дисциплины общетеоретические рассуждения иллюстрируются конкретными примерами, а по­сколь­ку на­стоящий учебник рассчитан на российского чита­теля, то рос­сий­ская го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вая дей­ст­ви­тель­ность ча­ще слу­жит ма­те­риа­лом для ил­лю­ст­ра­ций об­щих по­ня­тий. Правда, право и го­сударство и в России находятся на стадии посттота­литарного развития, а поэтому российские примеры нередко показывают исключения из общего правила и подчер­кивают неразвитость российской правовой системы.

Тео­рия пра­ва и го­су­дар­ст­ва фик­си­ру­ет ис­то­ри­че­ские раз­ли­чия ме­ж­ду пра­во­вы­ми сис­те­ма­ми про­шло­го и со­вре­мен­но­сти, вы­де­ля­ет ис­то­ри­че­ские ти­пы пра­ва и го­су­дар­ст­ва. Но ее не ин­те­ре­су­ет конкретное ис­то­ри­че­ское раз­ви­тие пра­ва и го­су­дар­ст­ва в от­дель­ных стра­нах. Это пред­мет ис­то­рии пра­ва и го­су­дар­ст­ва.

Со­вре­мен­ная тео­рия как наука и особенно как учеб­ная дис­ци­п­ли­на постоянно обращается к историческому наследию в области правовой мысли, использует го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вые идеи, понятия, теоретические конструкции, выработанные в юриспруден­ции начиная со времен греко-римской античности. Но юридические учения прошлого в учебном курсе теории права и государства систематически и под­роб­но не из­ла­га­ют­ся. Они со­став­ля­ют пред­мет осо­бой нау­ки и учебной дис­ци­п­ли­ны – ис­то­рии пра­во­вых и по­ли­ти­че­ских уче­ний.

Тео­рия как дис­ци­п­ли­на объ­яс­ня­ет, что та­кое пра­во и го­су­дар­ст­во. При­мер­но тем же са­мым за­ни­ма­ет­ся фи­ло­со­фия пра­ва. Однако это разные нау­ки и учеб­ные дис­ци­п­ли­ны. Ес­ли оп­ре­де­лить спе­ци­фи­ку фи­ло­со­фии пра­ва в пер­вом при­бли­же­нии, то мож­но ска­зать, что она объ­яс­ня­ет сущность права (и го­сударства) в об­щем и целом, выражает его смысл, назначение, ценность, роль в жизни человека, общества и государства, а также объясняет, ка­ким долж­но быть пра­во (и государство) с точки зрения сего­дняшнего знания о наиболее разви­тых пра­во­вых системах[1]. Теория права и государства изучает те же объ­екты (право и государство), но в от­личие от философии права теория анализирует их более подробно, развернуто, раскрывает сущность права и государства не только в общем и це­лом, а в многообра­зии ее проявлений. Например, теория изучает официальные ис­точники права, его систему и структуру, его дей­ствие и приме­нение, нарушение и восстановление и т.д. И все же раз­ли­чие предме­тов тео­рии и фи­ло­со­фии пра­ва от­но­си­тель­но. Тео­рия опи­ра­ет­ся на по­ло­же­ния фи­ло­со­фии пра­ва, и учебный курс теории права и государства включает в себя философско-правовые во­просы о типах правопонимания и основных концепциях права и госу­дарства, о ценности права и другие.

Среди наук, близ­ких к тео­рии права и государства следует назвать со­цио­ло­гию пра­ва и по­ли­то­ло­гию, вклю­чаю­щую в се­бя со­цио­ло­гию го­су­дар­ст­ва. Они от­ли­ча­ют­ся от тео­рии и, особенно от философии права тем, что они не ин­те­ре­су­ют­ся во­про­са­ми о том, ка­ки­ми долж­ны быть пра­во и го­су­дар­ст­во, об идеаль­ных типах права и государства. Они изучают примерно те же объ­екты, что и теория, но своим способом. Они анализируют право­вые и государственные явления как данные, доступные познанию в их конкретном эмпирическом выражении. Это при­клад­ные нау­ки и дис­ци­п­ли­ны, тес­но свя­зан­ные с прак­ти­кой. Они изу­ча­ют не толь­ко пра­во и го­су­дар­ст­во, но и все об­ще­ст­вен­ные и политиче­ские яв­ле­ния и про­цес­сы, ко­то­рые свя­за­ны с пра­вом и го­су­дар­ст­вом. На­при­мер, со­цио­ло­­гия пра­ва не интересуется вопросом о сущности пра­ва, а изу­ча­ет многообразие конкретных пра­вовых явлений и, прежде всего, правоотношения, по­ве­де­ние лю­дей под воздей­ст­ви­ем правовых норм и т.д. По­ли­то­ло­гия не рассмат­ри­вает государство с правовой точки зрения. Она ин­те­ре­су­ет­ся всем, что свя­за­но с по­ли­ти­кой, по­ли­ти­че­ской вла­стью и рас­смат­ривает го­су­дар­ст­во в рамках своего предмета как один из поли­тических институтов. Тео­рия пра­ва и го­су­дар­ст­ва в сво­их абст­ракциях учи­ты­ва­ет вы­во­ды со­цио­ло­гии пра­ва и по­ли­то­ло­гии.

Тео­рия пра­ва и го­су­дар­ст­ва как наука и как учеб­ная дис­ци­п­ли­на изучает два объекта – пра­во как систему норм и го­су­дар­ст­во как политико-правовую организацию, политико-правовые ин­ституты. Вместе с тем она имеет единый предмет – сущно­стные свойства права и госу­дарства в их единстве [2].

Право и государство взаимосвязаны, и одно не существует без другого. Поэтому и ­тео­ре­ти­че­ские во­про­сы пра­ва и государ­ства, в сущности, свя­за­ны друг с дру­гом. Исследователь должен рассматривать понятие права и понятие государства как два необходимых взаимодополняющих ком­понента единого общего понятия права и государства. От­сюда с необходимостью выте­кает един­ство пред­мета науки и учеб­ной дисциплины “теория права и го­судар­ства”.

Од­нако есть разные интерпретации права и государства, их сущностного единства – юридическая, т.е. собственно правовая, и неправовые интерпретации права и государства (силовые, морально-этические и другие).

В юридической интерпретации право объясня­ется как самостоятельный социальный регулятор (особый способ соционормативной регуляции), а государство с его законами – как правовая организация власти, как власть, которая обеспечивает правопорядок, защищает право.

Таким образом, в юриспруденции (системно целостной науке о праве) государство интерпретируется как пра­вовое явление. В юридиче­ской теории права и государства единство ее предмета обеспечива­ется юри­дическим объяснением государства.

В юрис­пруденции логически пер­вичным, базовым, предме­то­образующим является понятие права, а понятие государства яв­ляется вторичным, зависимым от поня­тия права[3]. В едином юриди­ческом понятии права и государства предполагается пра­вовое понятие государства. Такова юридическая парадигма (теоретико-смысловая модель) права и государства.

Из неправовых наиболее распространена силовая (потестарная) интерпретация сущностного единства права и государства. В этой интерпретации государ­ство предстает как верховная социальная сила, которая устанавливает общеобязательные нормы – право. Государственная власть первична, а право вторично, производно от силы, воплощенной в государстве. Право – это приказ, властное веление, “про­дукт” властно-приказной деятельности, проявление той же силовой сущности. Такова силовая парадигма государства и права.

Именно в рамках си­ловой пара­дигмы строилась тео­рия го­су­дар­ст­ва и пра­ва в быв­шем СССР – и как нау­ка, и как учеб­ная дис­ци­п­ли­на. При советской власти офи­ци­аль­но при­зна­ва­лась и допускалась лишь од­на тео­рия – мар­кси­ст­ская. Главное в ней – уче­ние о классо­вой борьбе, о классовом насилии и о так называемой диктатуре пролетариата. В советской теории го­су­дар­ст­во и пра­во объ­е­ди­нялись по­ня­ти­ем клас­со­вого на­си­лия: го­су­дар­ст­во – это ор­га­ни­за­ция (аппарат) клас­со­во­го на­си­лия, пра­во – ин­ст­ру­мент клас­со­во­го на­си­лия[4]. В пост­со­вет­ской Рос­сии мар­кси­ст­ская идео­ло­гия в нау­ке открыто уже почти не при­зна­ет­ся.

Принципиальное различие юридической интерпретации и всех иных, неюридических интерпретаций права и государства можно обозначить как два типа правопонимания – юридический и позитивистский[5] (от лат. positio – установление). В последнем правом считается все, что официально установлено, предписано, официально признано в качестве права, и только это.

Правопонимание (определенный тип правопонимания) – это, прежде всего, решение (определенный вариант решения) вопроса о соотношении права и за­кона, права и власти, права и силы.

Пра­во­по­ни­ма­ни­ем о­пре­де­ля­ет­ся пред­мет, и да­же по­ря­док слов в на­зва­нии тео­ре­ти­че­ской дис­ци­п­ли­ны. Наука и со­от­ветствующая дис­ци­п­ли­на, пре­по­да­вав­шая­ся в со­вет­ский пе­ри­од, на­зы­ва­ются тео­ри­ей го­су­дар­ст­ва и пра­ва, по­сколь­ку в этой тео­рии понятие го­сударства первично, а то, что эта теория при­знает пра­вом (при­казы верховной власти, законы), вторично, про­из­вод­но от го­су­дар­ст­ва (верховной вла­сти).

Ес­ли же наука или дис­ци­п­ли­на обозначается как тео­ри­я пра­ва и го­су­дар­ст­ва, то это подчеркивает первичный характер понятия права в едином поня­тии права и государства. Такая теория не объясняет право через понятие за­кона, установленного государством, а ис­хо­дит из раз­ли­че­ния пра­ва и за­ко­на и объ­яс­няет го­су­дар­ст­во че­рез пра­во. Лю­бая юри­ди­че­ская, т.е. пра­во­вая в собственном смыс­ле, тео­ре­ти­че­ская дис­ци­п­ли­на раз­ли­чает пра­во и за­ко­н, право и власть, право и силу, государство и деспотию. Только на такой основе можно объяснять го­сударство юридически – как силу, защищающую право, как власть, которая своими законами должна обеспечивать и не должна нарушать право.

1.2. Ти­пы пра­во­по­ни­ма­ния


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: