Проблемы и пути формирования правового государства

В Российской Федерации

Сама идея и определенные практические шаги к созданию в общепринятом понятии правового государства в России имели место как в дооктябрьской, так и в послеоктябрьский периоды времени. В силу различных конкретных обстоятельств процесс формирования правового государства в России наиболее полно и последовательно стал претворяться в жизнь с принятием Конституции России 1993 г. Эта Конституция содержит в себе общечеловеческие ценности, которые выработала земная цивилизация за долгие годы своего развития.

Исходя из опыта других государств в Российской Федерации проблема формирования правового государства будет оставаться актуальной на протяжение длительного времени. Переход от одного политического режима к другому дал возможность не только к постановке проблем, но и порядку путей формирования правового государства в России.

Продолжается процесс дальнейшего формирования всей системы государственной власти. В основе этих преобразований лежит принцип разделения властей, усиления вертикали власти, возрастания роли государства в обществе. Завершается судебная реформа, цель которой — установление судебной власти в государственном механизме как самостоятельной силы, не зависимой от других ветвей власти. В правовом государстве человек, его права и свободы представляют собой высшую ценность. Поэтому соблюдение и защита прав и свобод человека должны стать главной обязанностью государственной власти.

Продолжается дальнейшее развитие и совершенствование законодательства, формирование новой правовой системы, соответствующей потребностям развития всех сфер общественной жизни. Проводится постоянная работа государства по повышению уровня политической и правовой культуры в обществе.


Контрольные вопросы

1. Каковы причины возникновения идеи правового государства?

2. Назовите основные признаки правового государства?

3. Сущность марксистско-ленинского учения и практика построения правового государства.

4. Условия формирования правового государства.

5. В чем проявляется господство права и верховенство закона в правовом государстве?

6. Какова перспектива построения правового государства в России?

Рекомендуемая литература

1. Конституция России 1993 г.

2. Коваленко А.И. Правовое государство: концепция и реальность. Москва, 1993 г.

3. Гессен В. О правовом государстве. Правовое государство и народное голосование, — СПб., 1908 г., с. 9-48.

4. Кузнецов Э.В., Савельев В.Ф. Правовое государство // из истории русской правовой мысли // Правоведение, — 1991г., № 1.

5. Ленин В.И. О государстве. ПСС, т.39, с.73-82.

6. Алексеев С.С. Социалистическое правовое государство, М., 1990г.

7. Кудрявцев В., Лукашева Е. Социалистическое правовое государство // ж-л «Коммунист», 1988 г., № 11, с. 44.

8. Лазарев В.В. Проблемы теории государства и права, 1992 г.

9. Ельцин Б.Н. Об укреплении российского государства. // «Российская газета», 1994 г., от 25 февраля, № 38.

Ю. Алексеев С.С. Право: время новых подходов // Советское государство и право. — 1991 г., №2.

П. Араб-Оглы Э.А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности // Вопросы философии. -1990. — № 8.

12. Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии. — 1990. — № 1-2.

13. Болотов СВ. Конституционная юстиция (сравнительный анализ). М.: 1994 г.

14. Бутенко А.И. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. — 1993г., № 7.

15. Визер Б. Защита прав человека в Австрии. — В кн.: Защита прав человека в современном мире. — М.: 1992 г.

16. Власихин В.А., Мишин А.А. Конституция США: политико-правовой документ. — М.: 1985 г.

17. Дилигенский Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизаций?//Вопросы философии. — 1991. №3.


18. Ершов В.В. Место и роль суда в правовом государстве // Правоведение. — 1991. — № 5.

19. История политических и правовых учений. — М.: 1988 г.

20. Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. — М.:1995 г.

21. Козлихин И.Ю. Идея правового государства: история и современность. — СПб: 1993 г.

22. Козулин А.И. Об источниках прав человека // Государство и право. —1994. — № 2.

23. Копейчиков В.В. Права человека: мифы и реальность. — Киев:1987.

24. Конституции буржуазных государств. — М.: 1982.

25. Коркунов Н.М. Энциклопедия права. — СПб. — 1989.

26. Маклаков В.В. Эволюция конституционных прав и свобод в странах западной Европы. — М.:1991.

27. Мишин А.А. Государственное право США. — М.: 1976.

28. Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. — М.: 1991г.

29. Нерсесянц B.C. Личность и государство в политико-правовой мысли. М.: 1980 г.

30. Ольсевеч Ю. Парадоксы и новые тенденции // Коммунист. — 1989. — №6.

31. Права человека в буржуазной доктрине и практике (статус, законодательство, механизм защиты). -М.: 1991.

32. Права человека. Основные международные документы. М.: 1990.

33. Права человека: проблемы и перспективы. (Сб.) — М.: 1990.

34. Прохоров А.В. Сущность и основные положения теории разделения властей // Вестник ЛГУ.- Сер. 6. — Вып. 4. — 1989 г.

35. Социалистическое правовое государство. Проблемы и суждения. — М.: 1988.

36. Социальное государство и защита прав человека. — М.: 1992.

37. Теория государства и права/Под ред. А.И. Ковалева, Л.С. Явича. — Л.: 1987 г.

38. Теория государства и права/Под ред. М.Н. Марченко. — М.: 1997.

39. Фабрициус Ф. Защита прав человека и европейская политика. — М.: 1995.

40. Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. — М.: 1981.

41. Хойман СЕ. Взгляд на правовую культуру предреволюционной России // Советское государство и право. — 1991. — № 1.

42. Цоллер Э. Защита прав человека во Франции / Государство и право. -1992. — № 12.

43. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. — М.: 1993.


44. Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государство и право. -1992. №4.

45. Явич Л.С. О соотношении права и государства, развитии и реализации идеи правового социалистического государства // Правоведение. — 1989. — № 6.

46. Юридические гарантии конституционных прав и свобод личности в социалистическом обществе / Под ред. Л.Д. Воеводина. — М.: 1987.

47. Барнашев А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1998.

48. Нерсесянц В.С. История идей правовой государственности. М., 1996.

49. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации «Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики) от 24.02.94 г.

50. Чепелева И.Д. Проблемы формирования правового государства в России на рубеже ХХ-ХХI вв. Курск. 2001 г.

51. Гаганова Н. А. Концепция разделения властей и идея субсидиарности. //«Государство и право». 2003, № 3, с. 88-91.

52. Каламкарян Р. А. Российская Федерация: 21-й век. Юридическая безопасность страны и ее граждан в правовом государстве (По материалам научно — практической конференции). //«Государство и право». 2003. № 10, с. 94-101; № 11, с. 113-119.

53. Кроткова Н.В. Система права субъектов Российской Федерации: проблемы становления и развития (Межрегиональная научно — практическая конференция). //«Государство и право». 2003, № 7, с. 99-105.

54. Зарицкий А. В. Место и роль политического принуждения в современной теории правового государства. //«Государство и право». 2004, №2, с. 98-104.


24. Государство, право и гражданское общество 24.1. Взаимосвязь государства, права и гражданского общества

Государство и право являются продуктом развития общества. Именно этим объясняются их взаимосвязь и взаимозависимость. Каждое из этих понятий имеет отличительные признаки.

Государство, руководя обществом, обязано считаться с законами природы, закономерностями социального развития, общественной моралью, уровнем развития экономики и т.п. В противном случае, как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, ее действия обречены на неудачу. Отрицательный результат может быть известен сразу или спустя определенный исторический период времени.

Гражданское общество предполагает активное проявление творческих возможностей личности во всех сферах социальных связей. Основными признаками такого общества является экономическая, политическая и духовная свобода личности.

Частная собственность, как свидетельствует исторический опыт, побудила человека к развитию производства. Она способствовала созданию финансово-экономических условий формирования структур гражданского общества, автономных по отношению к государственной власти.

Основным политическим признаком гражданского общества является функционирование в таком обществе правового государства. Правовое государство, как отмечают исследователи, фактически является политической ипостасью гражданского общества, соотносясь друг с другом как форма и содержание. Их единство олицетворяет целостность общества как такой системы, в которой прямые и обратные связи находят нормальное и прогрессивное проявление.

В духовной сфере гражданское общество характеризуется приоритетом общечеловеческих ценностей. Одним из главных идеалов гражданского общества (как и правового государства) является стремление к созданию условий для наиболее полного раскрытия творческого потенциала и интеллекта человека. Именно отсюда проистекает возрастающее значение прав и свобод личности.

Понятие «гражданское общество» человечеству известно давно. В трудах Аристотеля, Макиавелли, Локка, Гоббса, Монтескье, Руссо, Канта, Гегеля, Маркса, Бакунина и других гражданское общество анализируется и описывается достаточно всесторонне, конкретно и достоверно. Процитируем некоторые из них.

Макиавелли: Сущность политического организма заключается в согласовании повиновения (государству) и свободы (в ассоциации, обществе). Народный суверенитет является высшим по отношению к государству. Он имеет право на свержение абсолютизма.


И. Кант: Гражданское общество основано на следующих принципах: 1) свобода каждого члена общества; 2) равенство его с каждым другим как подданного; 3) самостоятельность каждого члена общества как гражданина.

Гегель: Гражданское общество и государство являются самостоятельными, но взаимодействующими институтами. Гражданское общество вместе с семьей составляют базис государства. В государстве представлена всеобщая воля граждан. Гражданское общество — это сфера особенных, частных интересов отдельных индивидов.

К. Маркс: В гражданском обществе каждый индивид представляет собой некоторый замкнутый комплекс потребностей и существует для другого лишь постольку, поскольку они обоюдно становятся друг для друга средством.

По настоящему гражданским обществом можно считать такую общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной. Где обеспечено постоянное поступательное движение общества вперед. В различных источниках понятие «гражданское общество» представлено по-разному.

При существовании гражданского общества государство выступает выразителем компромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность. В противном случае создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует государственная власть.

По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии. Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это позволяет отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан демократического общества. Посредством участия в этих организациях разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических решений.

Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно взаимодействует с государством, при тоталитарном — стоит в пассивной или активной оппозиции к государству. Признаками высокоразвитого гражданского общества являются:

1. Наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение).

2. Наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии.

3. Высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества.


4. Законообеспеченность населения, т.е. функционирование правового государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: