Типология педагогических ошибок по субъектам общения
(А. А. Данилков)
Уровень
| Типичные ошибки
|
Педагог –
детский
коллектив
| Завышение или занижение предъявляемых требований.
Выделение «любимых» и «нелюбимых» детей.
Завышение / занижение статуса и самооценки всего коллектива и отдельных групп детей.
Смена стиля общения (от демократического и либерального – к авторитарному).
Навязчивое противопоставление и сравнение с другими детскими коллективами.
Игра в демократию.
Боязнь взаимодействия с детьми.
Недоверие к выполнению детьми определенных заданий и поручений.
Попустительство и самотек в решении насущных проблем.
Неуправляемая детская инициатива.
Безынициативность и отсутствие личного примера
|
Педагог –
ученик
| Не выделение отдельного ребенка из группы и коллектива в целом.
Не обращение внимания на бытовые мелочи и проблемы общения в жизни ребенка.
Откладывание решения проблем ребенка «на потом».
Антипатии к неординарным и трудным детям и явные симпатии к «любимчикам».
Демонстрирование симпатии и антипатии.
Недоверие.
Полное доверие и перекладывание своих функциональных обязанностей на учеников.
Допущение фамильярности по отношению к себе.
Несоответствующие возрасту ученика требования.
Зажим инициативы и творческого потенциала.
Попустительство отклоняющемуся, асоциальному или антисоциальному поведению.
Невнимание к вопросам адаптации ученика в новых условиях
|
Педагог –
обслуживающий
персонал
| Снобизм.
Демонстрирование интеллектуального и статусного превосходства на вербальном и невербальном уровне.
Невнимание к замечаниям, просьбам и требованиям обслуживающего персонала.
Частые необоснованные жалобы на обслуживающий персонал в администрацию.
«Натравливание» учеников на обслуживающий персонал.
Попадание под влияние обслуживающего персонала.
Несоблюдение правил этикета в отношениях с обслуживающим персоналом.
Списывание недостатков в своей работе на упущения обслуживающего персонала
|
Педагог –
педагогический коллектив
| Постоянное обсуждение недостатков в работе и личных качествах членов педколлектива.
Отказ от помощи и нежелание помогать другим.
Боязнь попросить помощи или совета у более опытных членов коллектива.
Обсуждение и высказывание недовольства деятельностью администрации школы.
Отгораживание от жизни и проблем всего коллектива.
Принадлежность одной из группировок, имеющихся в коллективе, и вступление в конфронтацию с членами другой группировки
|
Педагог –
администрация
| Подверженность навешиванию «ярлыков» администрации.
Ранимость и обидчивость в восприятии критики в свой адрес, иногда переходящие в агрессивность поведения и резкие выпады.
Неприятие критики.
Высокомерность и завышенная самооценка по отношению к методистам, психологам и старшим педагогам.
Страх перед общением с руководством.
Полное подчинение приказам и просьбам руководства.
Конформизм в отношениях с администрацией
|
Педагог –
родители
| Невнимание к просьбам родителей об учете психических, физиологических, социальных особенностей детей.
Страх перед общением с родителями учеников.
Боязнь приглашения родителей к участию в школьной жизни.
Агрессивное поведение (истерические жалобы на поведение учеников).
Замалчивание и сокрытие отклоняющегося поведения и поступков учеников
|