Методы исследования

Ø Наблюдение (отслеживание изменений, не вмешиваясь в события)

Ø Эксперимент – организация ситуации исследования, контроль переменных (независимая переменная – изменяет психолог, зависимая переменная – изменяется при действии независимой переменной)

Ø Лабораторный эксперимент

Ø Естественный эксперимент (А.Ф.Лазурский) – промежуточный вариант между наблюдением и экспериментом (психолог влияет на ситуацию, не нарушая ее естественности для испытуемого)

Ø Полевой эксперимент (использование минимума оборудования в ситуации, близкой к естественной)

Ø Констатирующий эксперимент – констатация исследуемых параметров психики

Ø Формирующий (обучающий, психолого-педагогический) эксперимент – выявление закономерностей психики в процессе активного целенаправленного воздействия экспериментатора на испытуемого (формирование его психики)

Ø Психодиагностическое исследование – проверяются гипотезы о зависимостях между различными психологическими характеристиками, выявление взаимосвязи

Ø Беседа – выступает в качестве вспомогательного метода («психоаналитическая беседа» З.Фрейд)

Обработка эмпирических данных

- Качественный анализ

- Количественный анализ (с использованием математических методов)

Интерпретация результатов

- Соотнесение полученных результатов с гипотезой

- Выводы о достоверности

- Соотнесение с теорией, в рамках которой гипотеза создавалась

- При необходимости пересмотр определенных положений (порождает новые проблемы, новые гипотезы и др.)

Основные направления деятельности практического психолога

ü Клиент – человек, который передает психологу знание о себе или других людях

ü Заказчик – обращается к психологу за психологической информацией (о себе и др.)

ü Пользователь – получает от психолога психологическую информацию

ü Психологическая помощь: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование, психотерапия

ü Психологическое содействие – работа со всеми, содействуя их развитию

ü Психологическая поддержка (например, процесса обучения, развития детей)

ü Психологическое сопровождение – создание условий для совершенствования осознанного, ответственного и самостоятельного выбора на жизненном пути


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: