Ø Наблюдение (отслеживание изменений, не вмешиваясь в события)
Ø Эксперимент – организация ситуации исследования, контроль переменных (независимая переменная – изменяет психолог, зависимая переменная – изменяется при действии независимой переменной)
Ø Лабораторный эксперимент
Ø Естественный эксперимент (А.Ф.Лазурский) – промежуточный вариант между наблюдением и экспериментом (психолог влияет на ситуацию, не нарушая ее естественности для испытуемого)
Ø Полевой эксперимент (использование минимума оборудования в ситуации, близкой к естественной)
Ø Констатирующий эксперимент – констатация исследуемых параметров психики
Ø Формирующий (обучающий, психолого-педагогический) эксперимент – выявление закономерностей психики в процессе активного целенаправленного воздействия экспериментатора на испытуемого (формирование его психики)
Ø Психодиагностическое исследование – проверяются гипотезы о зависимостях между различными психологическими характеристиками, выявление взаимосвязи
Ø Беседа – выступает в качестве вспомогательного метода («психоаналитическая беседа» З.Фрейд)
Обработка эмпирических данных
- Качественный анализ
- Количественный анализ (с использованием математических методов)
Интерпретация результатов
- Соотнесение полученных результатов с гипотезой
- Выводы о достоверности
- Соотнесение с теорией, в рамках которой гипотеза создавалась
- При необходимости пересмотр определенных положений (порождает новые проблемы, новые гипотезы и др.)
Основные направления деятельности практического психолога
ü Клиент – человек, который передает психологу знание о себе или других людях
ü Заказчик – обращается к психологу за психологической информацией (о себе и др.)
ü Пользователь – получает от психолога психологическую информацию
ü Психологическая помощь: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование, психотерапия
ü Психологическое содействие – работа со всеми, содействуя их развитию
ü Психологическая поддержка (например, процесса обучения, развития детей)
ü Психологическое сопровождение – создание условий для совершенствования осознанного, ответственного и самостоятельного выбора на жизненном пути